1. Введение
Опти́ческое иску́сство; сокращённый вариант оп-арт (от англ. optical art «оптическое искусство») — художественное течение второй половины XX века, использующее различные оптические иллюзии, основанные на особенностях восприятия плоских и пространственных фигур. Произведения оп-арта являются абстрактными, многие более известные произведения выполнены в черно-белых тонах. Как правило, они дают зрителю впечатление движения, скрытых изображений, вспыхивающих и вибрирующих узоров, или припухлости или деформации. Интеграция – единое целое каких-либо частей, в данном случае – оптического искусства.
2. Цель нашей работы – исследовать разновидности оптического искусства в дизайне интерьера и его значимость в современном мире; Цель оптического искусства — расширить границы восприятия, лишить предметный мир статичности. Используя привычный инструментарий форм и цветов, оп-арт сочетает их в таких обстоятельствах, что они создают новую реальность.
3. Методы
Оп-арт существует давно, но мало кто решается его воплотить в интерьер. Волшебство оптической иллюзии появилось в 50-е годы, и до сих пор поражает воображение любителей необычного стиля.
Суть стиля в оптических иллюзиях и восприятии пространственных и плоских фигур в оформлении помещения, мебели и аксессуарах.
Опираясь на определённые психологические особенности человеческого восприятия, оп-арт использует некоторые зрительные иллюзии, которые можно воспроизвести и в интерьере. В качестве средств образной выразительности здесь фигурирует цвет и геометрия: линии, кривые, спирали, наложение или совмещение разных орнаментов, которые создают эффект движения. Для создания дизайна интерьера с применением интеграции оптического искусства нужно быть творческим человеком, правильнее всего будет обратиться к специалисту. Мебель в стиле оп-арт отличается использованием тканей с геометрическими рисунками, абстрактными орнаментами, яркими и насыщенными контрастами. В современных интерьерах часто встречаются ковры или обои с приемами оптического искусства (см. рис. 1). [1]
[Рис. 1.] Мебель в стиле оп-арт.
Оп-арт может быть черно-белым или цветным, в зависимости от настроения. Правильные фигуры приобретают сюрреалистические формы, а необычные фигуры становятся еще более футуристическими (см. рис. 2, 3, 4).
[Рис. 2,3.]Интерьеры оп-арт.
[Рис. 4.] Интерьер в стиле оп-арт.
Чтобы достичь внешних оптических эффектов, оп-арт часто использует материалы с отражающей поверхностью. Добавьте в интерьер больше зеркал или мебели с зеркальным покрытием, чтобы расширить пространство, сделать его светлее и интереснее (см. рис. 5). С помощью оп-арта можно визуально «раздвинуть» помещение, скрыть выступающие углы, или выделить какую-либо зону в интерьере. Данный стиль продолжает существовать как интересный способ разбавить тусклую обстановку и добавить в жизнь элемент фантастики (см. рис. 9). [2]
[Рис. 5.] Мебель с зеркальным покрытием.
[Рис. 6.] Постельное белье в стиле оп-арт.
Существуют такие разновидности оп-арта:
-
графический;
-
пространственный;
-
цветовой;
-
световой.
С помощью этого стиля создаются пространственные оптические иллюзии и имитация движения. Достигается такой эффект благодаря многократно повторяющимся и перетекающим одна в другую геометрическим фигурам и изогнутым линиям. При размещении таких объектов на поверхности стен, пола, потолков, картин или даже мебели получается эффект движущихся и искажающихся предметов интерьера.
Использование оп-арта способно изменить угол стены или даже повести ее волнами, создать ощущение купола над головой. Как отмечают дизайн студии Москвы – цветовая гамма может использоваться разнообразная, от совмещения контрастирующих оттенков до черно-белого варианта (см. рис. 7, 8, 9). [3]
[Рис. 7, 8.] Оптическое искусство.
[Рис. 9.] Дизайн интерьера в стиле оп-арт.
Оп-арт вылился в отдельное течение именно благодаря ряду уникальных характеристик: Главная цель оптического искусства – обмануть глаз зрителя. Композиции построены так, что создается диссонанс между органом зрения и органом восприятия, в результате которого получается иллюзия движения или любой другой оптический эффект. Из-за своих исключительно геометрических форм оп-арт является нерепрезентативным течением, то есть представители оптического искусства не стараются изобразить конкретные предметы окружающей их реальности. Используемые элементы, среди которых цвет, формы и линии, изучены и просчитаны и создают композицию с практически математической точностью. В оптическом искусстве для композиции одинаковое значение имеет как фон, так и первый план. Главными техническими приемами для создания оптических иллюзий являются перспектива и точное сопоставление форм и цветов. [4]
4. Результаты
Рассмотрев примеры интеграции оптического искусства в интерьере, можно выявить самые распространенные способы расширения границ восприятия и создания пространственных оптических иллюзий: графическое, пространственное, цветовое, световое оптическое искусство. Также следует отметить значимость наличия специалиста в оформлении данного интерьера.
5. Вывод
Таким образом, в нашей статье мы доказали, что существуют различные способы создания оптических иллюзий в дизайне интерьера. Такой дизайн позволит визуально расширить границы восприятия пространства. В современном мире оптическое искусство потеряло популярность и играет второстепенную роль в создании дизайна интерьера. Дизайн в стиле оп-арт – это идеальное решение для творческих креативных личностей, которые любят нестандартный подход во всем.
Список иллюстраций:
[Рис. 1.] Мебель в стиле оп-арт. URL: https://clck.ru/VZoki
[Рис. 2,3.] Интерьеры оп-арт. URL: https://clck.ru/VYUA4 https://clck.ru/VYoG9
[Рис. 4.] Интерьер в стиле оп-арт. URL: https://clck.ru/VYorR
[Рис. 5.] Мебель с зеркальным покрытием. URL: https://clck.ru/VZoki
[Рис. 6.] Постельное белье в стиле оп-арт. URL:
[Рис. 7, 8.] Оптическое искусство. URL: https://clck.ru/Va7fx https://clck.ru/Va929
[Рис. 9.] Дизайн интерьера в стиле оп-арт. URL: https://clck.ru/Va9C5
Библиографический список
- Белошейкина В. В. «Оптические иллюзии в искусстве и дизайне». // Журнал: Академический вестник УралНИИпроект РААСН, № 4, стр. 76-79, 2011. Издательство: Федеральное государственное бюджетное учреждение «Центральный научно-исследовательский и проектный институт Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства». URL: https://clck.ru/ShmSN
- Сырова Н. В., Оглодкова В. Е., Недопивцева А. А. «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОПТИЧЕСКИХ ИЛЛЮЗИЙ В ИНТЕРЬЕРЕ». // Электронный научно-практический журнал: «Современные научные исследования и инновации», № 4 (72), стр. 39-46, 2017. URL: https://web.snauka.ru/issues/2017/04/81584
- КАРАКОВА Т. В., ВОРОНЦОВА Ю. С. «ОПТИЧЕСКИЕ ИЛЛЮЗИИ В ДИЗАЙНЕ ИНТЕРЬЕРОВ ОБЩЕСТВЕННЫХ ПРОСТРАНСТВ». // Журнал: ВЕСТНИК СГАСУ. ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО И АРХИТЕКТУРА, № 2(15), стр. 31-36, 2014. Издательство: «Самарский государственный технический университет». URL: https://clck.ru/Va9DG
- Sage Calamari & Karen H Hyllegard. «The process of designing interior textile products & the influence of Design for the Environment». Fashion and Textiles volume 2, № 7 (2015). URL: https://clck.ru/VZptV