ИНТЕГРАЦИЯ ОПТИЧЕСКОГО ИСКУССТВА В ДИЗАЙНЕ ИНТЕРЬЕРА

Соловьёва Анна Викторовна1, Тихонова Татьяна Леонидовна2, Акиншин Владимир Александрович3
1Российский университет дружбы народов, Инженерная академия, департамент архитектуры, к.пед.н., доцент
2Российский университет дружбы народов, Инженерная академия, департамент архитектуры, студент направления Дизайн архитектурной среды
3Российский университет дружбы народов, Инженерная академия, департамент архитектуры, ст. преподаватель

Аннотация
В данной статье рассмотрена интеграция оптического искусства на примере создания различных решений в дизайне интерьера. Цель работы – исследовать разновидности оп-арта и его значимость в дизайне интерьера. Методы исследования: изучение источников литературы, анализ изображений, составление аналогов для оформления интерьера в стиле оптического искусства. В заключении было отмечено, какие существуют способы создания оптических иллюзий в дизайне интерьера, и какую роль играет оптическое искусство в современном мире.

Ключевые слова: , , , ,


Рубрика: 18.00.00 АРХИТЕКТУРА

Библиографическая ссылка на статью:
Соловьёва А.В., Тихонова Т.Л., Акиншин В.А. Интеграция оптического искусства в дизайне интерьера // Современные научные исследования и инновации. 2021. № 7 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2021/07/95851 (дата обращения: 16.04.2024).

1. Введение

Опти́ческое иску́сство; сокращённый вариант оп-арт (от англ. optical art «оптическое искусство») — художественное течение второй половины XX века, использующее различные оптические иллюзии, основанные на особенностях восприятия плоских и пространственных фигур. Произведения оп-арта являются абстрактными, многие более известные произведения выполнены в черно-белых тонах. Как правило, они дают зрителю впечатление движения, скрытых изображений, вспыхивающих и вибрирующих узоров, или припухлости или деформации. Интеграция – единое целое каких-либо частей, в данном случае – оптического искусства.

2. Цель нашей работы – исследовать разновидности оптического искусства в дизайне интерьера и его значимость в современном мире; Цель оптического искусства — расширить границы восприятия, лишить предметный мир статичности. Используя привычный инструментарий форм и цветов, оп-арт сочетает их в таких обстоятельствах, что они создают новую реальность.

3. Методы

Оп-арт существует давно, но мало кто решается его воплотить в интерьер. Волшебство оптической иллюзии появилось в 50-е годы, и до сих пор поражает воображение любителей необычного стиля.
Суть стиля в оптических иллюзиях и восприятии пространственных и плоских фигур в оформлении помещения, мебели и аксессуарах.
Опираясь на определённые психологические особенности человеческого восприятия, оп-арт использует некоторые зрительные иллюзии, которые можно воспроизвести и в интерьере. В качестве средств образной выразительности здесь фигурирует цвет и геометрия: линии, кривые, спирали, наложение или совмещение разных орнаментов, которые создают эффект движения. Для создания дизайна интерьера с применением интеграции оптического искусства нужно быть творческим человеком, правильнее всего будет обратиться к специалисту. Мебель в стиле оп-арт отличается использованием тканей с геометрическими рисунками, абстрактными орнаментами, яркими и насыщенными контрастами. В современных интерьерах часто встречаются ковры или обои с приемами оптического искусства
(см. рис. 1). [1]


[Рис. 1.] Мебель в стиле оп-арт.

Оп-арт может быть черно-белым или цветным, в зависимости от настроения. Правильные фигуры приобретают сюрреалистические формы, а необычные фигуры становятся еще более футуристическими (см. рис. 2, 3, 4).

 

[Рис. 2,3.]Интерьеры оп-арт.


[Рис. 4.] Интерьер в стиле оп-арт.

Чтобы достичь внешних оптических эффектов, оп-арт часто использует материалы с отражающей поверхностью. Добавьте в интерьер больше зеркал или мебели с зеркальным покрытием, чтобы расширить пространство, сделать его светлее и интереснее (см. рис. 5). С помощью оп-арта можно визуально «раздвинуть» помещение, скрыть выступающие углы, или выделить какую-либо зону в интерьере. Данный стиль продолжает существовать как интересный способ разбавить тусклую обстановку и добавить в жизнь элемент фантастики (см. рис. 9). [2]


[Рис. 5.] Мебель с зеркальным покрытием.


[Рис. 6.] Постельное белье в стиле оп-арт.

Существуют такие разновидности оп-арта:

  • графический;
  • пространственный;
  • цветовой;
  • световой.

С помощью этого стиля создаются пространственные оптические иллюзии и имитация движения. Достигается такой эффект благодаря многократно повторяющимся и перетекающим одна в другую геометрическим фигурам и изогнутым линиям. При размещении таких объектов на поверхности стен, пола, потолков, картин или даже мебели получается эффект движущихся и искажающихся предметов интерьера.

Использование оп-арта способно изменить угол стены или даже повести ее волнами, создать ощущение купола над головой. Как отмечают дизайн студии Москвы – цветовая гамма может использоваться разнообразная, от совмещения контрастирующих оттенков до черно-белого варианта (см. рис. 7, 8, 9). [3]



[Рис. 7, 8.] Оптическое искусство.


[Рис. 9.] Дизайн интерьера в стиле оп-арт.

Оп-арт вылился в отдельное течение именно благодаря ряду уникальных характеристик: Главная цель оптического искусства – обмануть глаз зрителя. Композиции построены так, что создается диссонанс между органом зрения и органом восприятия, в результате которого получается иллюзия движения или любой другой оптический эффект. Из-за своих исключительно геометрических форм оп-арт является нерепрезентативным течением, то есть представители оптического искусства не стараются изобразить конкретные предметы окружающей их реальности. Используемые элементы, среди которых цвет, формы и линии, изучены и просчитаны и создают композицию с практически математической точностью. В оптическом искусстве для композиции одинаковое значение имеет как фон, так и первый план. Главными техническими приемами для создания оптических иллюзий являются перспектива и точное сопоставление форм и цветов. [4]

4. Результаты

Рассмотрев примеры интеграции оптического искусства в интерьере, можно выявить самые распространенные способы расширения границ восприятия и создания пространственных оптических иллюзий: графическое, пространственное, цветовое, световое оптическое искусство. Также следует отметить значимость наличия специалиста в оформлении данного интерьера.

5. Вывод

Таким образом, в нашей статье мы доказали, что существуют различные способы создания оптических иллюзий в дизайне интерьера. Такой дизайн позволит визуально расширить границы восприятия пространства. В современном мире оптическое искусство потеряло популярность и играет второстепенную роль в создании дизайна интерьера. Дизайн в стиле оп-арт – это идеальное решение для творческих креативных личностей, которые любят нестандартный подход во всем. 

Список иллюстраций:

[Рис. 1.] Мебель в стиле оп-арт. URLhttps://clck.ru/VZoki
[Рис. 2,3.] Интерьеры оп-арт. URL: https://clck.ru/VYUA4 https://clck.ru/VYoG9
[Рис. 4.] Интерьер в стиле оп-арт. URL: https://clck.ru/VYorR
[Рис. 5.] Мебель с зеркальным покрытием. URL: https://clck.ru/VZoki
[Рис. 6.] Постельное белье в стиле оп-арт. URL:
[Рис. 7, 8.] Оптическое искусство. URL: https://clck.ru/Va7fx https://clck.ru/Va929
[Рис. 9.] Дизайн интерьера в стиле оп-арт. URL: https://clck.ru/Va9C5


Библиографический список
  1. Белошейкина В. В. «Оптические иллюзии в искусстве и дизайне». // Журнал: Академический вестник УралНИИпроект РААСН, № 4, стр. 76-79, 2011. Издательство: Федеральное государственное бюджетное учреждение «Центральный научно-исследовательский и проектный институт Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства». URL: https://clck.ru/ShmSN
  2. Сырова Н. В., Оглодкова В. Е., Недопивцева А. А. «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОПТИЧЕСКИХ ИЛЛЮЗИЙ В ИНТЕРЬЕРЕ». // Электронный научно-практический журнал: «Современные научные исследования и инновации», № 4 (72), стр. 39-46, 2017. URL: https://web.snauka.ru/issues/2017/04/81584
  3. КАРАКОВА Т. В., ВОРОНЦОВА Ю. С. «ОПТИЧЕСКИЕ ИЛЛЮЗИИ В ДИЗАЙНЕ ИНТЕРЬЕРОВ ОБЩЕСТВЕННЫХ ПРОСТРАНСТВ». // Журнал: ВЕСТНИК СГАСУ. ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО И АРХИТЕКТУРА, № 2(15), стр. 31-36, 2014. Издательство: «Самарский государственный технический университет». URL: https://clck.ru/Va9DG
  4. Sage Calamari & Karen H Hyllegard. «The process of designing interior textile products & the influence of Design for the Environment». Fashion and Textiles volume 2, № 7 (2015). URL: https://clck.ru/VZptV


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Тихонова Татьяна Леонидовна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация