ЛЕКСЕМА «ОЖИДАНИЕ» В СОВРЕМЕННОМ РУССКОМ ЯЗЫКЕ

Колягина Виктория Викторовна
Северо-Кавказский федеральный университет
студент 4 года обучения

Аннотация
Статья посвящена изучению особенностей функционирования лексемы «ожидание» в современном русском языке, позволяещему раскрыть не только собственно лингвистические факты, но и получить сведения экстралингвистического характера о когнитивных, психологических и социальных способах интерпретации языкового материала.

Ключевые слова: , , , , ,


Рубрика: 10.00.00 ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Колягина В.В. Лексема «ожидание» в современном русском языке // Современные научные исследования и инновации. 2021. № 6 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2021/06/96209 (дата обращения: 19.04.2024).

Выражение надежды на лучшее в семантике ожидания ставит лексему «ожидание» в один синонимический ряд с лексемами надежда, чаяние, вера, упование, мечта, предвкушение, предвидение. В русском языке семантика ожидания структурирована по принципу поля – имеет центр и периферию и соприкасается с множеством смежных категорий.

Валентность лексемы «ожидание» позволяет ей вступать в смысловые связи с компонентами, обозначающими субъект ожидания, объект ожидания и непосредственно процесс ожидания (время, место и образ действия).

Поскольку лексема «ожидание» выражена именем существительным, в предложении она чаще всего выступает в качестве подлежащего, обозначая процесс ожидания (Ведь ожидание, как и сам праздник, является самым чудесным временем в нашей жизни; Ожидание слишком затянулось…; Без такой подготовки ожидание “проклевки” может затянуться на 12-15 дней).

Субъект ожидания выражается при помощи номинативных единиц (отдельных слов и словосочетаний). Субъекты ожидания могут быть одушевленными и неодушевленными, в предложении они, как правило, выполняю функцию подлежащего. Чаще всего круг лексических единиц данной группы обозначает лиц, выступающих в качестве организаторов процесса ожидания (Ребенок находится в процессе ожидания; Ксения повернула голову и уставилась с прежним выражением ожидания на лице; Кукла ждала меня долгие 20 лет).

Объект ожидания обозначает, кого или что ждет субъект, он также может быть выражен отдельными словами или словосочетаниями. Чаще всего  объект  выражается  формами  существительных  в  родительном  падеже единственного  и  множественного  числа  или  (реже)  винительном  падеже единственного  и  множественного  числа. Ждать можно конкретных событий (В ожидании конца света верующие живут уже много лет). Как правило, в речи объект ожидания может иметь положительную, отрицательную или нейтральную оценку. Положительная и отрицательная коннотация означивается при помощи оценочных определений (весёлое ожидание шутки; лихорадочное ожидание), раскрытии оценки события в контексте (ожидание встречи, которая изменит наше будущее к лучшему). Нейтральная оценка зачастую присутствует в высказываниях, предполагающих прогнозирование неопределенного будущего или событий, исход которых зависит от решения сторонних лиц (Ожидание может быть полезным, если учитель предварительно подготавливает учеников к наиболее важному пункту своего изложения, но ожидание может быть и вредным, так как оно может содействовать ошибочному усвоению путём самовнушения).

Характеристика самого процесса ожидания связана с обозначением времени ожидания (С самого утра сердце мое замирало в ожидании какого-то неизвестного чуда), места (В дверях это ожидание еще сохранялось, но как только человек оказывался за пределами госучреждения, он начинал тут же ругать власть, которая хапает, но для народа ничего не делает) и образа действия (…увидел бы одну неуверенность и почти трусливое ожидание разговора с отцом Ефремом).

Таким образом, лексема «ожидание» в современном русском языке имеет смысловое ядро и отходящие от него формы, производные со значением ожидания. Все лексические единицы, входящие в данное семантическое поле, обладают валентностью, которая необходима для описания сочетаемости разных частей речи с семантикой ожидания.

Лексема «ожидание», являясь важным компонентом русской языковой картины мира и отражая специфические особенности русского менталитета, представлена в составе многих фразеологических оборотов русского языка.

В «Словаре живого великорусского языка» В. И. Даля, созданного в середине 19 века, состояние ожидания представлено в составе фразеологических оборотов как длительное пассивное ожидание, имеющее, как правило, негативный финал (Сидя у моря, да жди погоды.  Ждучи поп усопших, да и сам уснул. [http://slovardalja.net/]). При этом ожидание как надежда на что-то приятное встречается лишь в нескольких выражениях (Ждать не устать, было б чего. Есть чего ждать, коли есть с кем ждать. Ждем-пождем, а что-нибудь да будет [http://slovardalja.net/].

Такое исторически сложившееся негативное отношение к процессу ожидания в языковой картине мира русского народа отражало общую настороженность по отношению к будущему, характерную для русского менталитета. Следовательно, на протяжении длительного времени в сознании русских людей произошла постепенная трансформация отношения к процессу ожидания как к надежде на лучшее будущее.

Именно поэтому анализ лексемы «ожидание» в составе фразеологических оборотов, представленных в современных толковых и фразеологических словарях, позволяет сделать вывод об общем положительном значении семантики ожидания.

Среди фразеологических оборотов с глаголом ждать наиболее частотным является фразеологизм «ждать не дождаться» - он присутствует в словарных статьях всех анализируемых словарей. МАС содержит следующее толкование данного фразеологизма – «нетерпеливое, томительное ожидание» [http://feb-web.ru/feb/mas/mas-abc/default.asp]. Поскольку лексема «ожидание», так или иначе, связана с событиями, которые должны произойти, то есть с будущим, можно утверждать, что в данном случае имеет место отрицательно окрашенное ожидание. Ожидание создает томительное, тревожное ощущение. В самом обороте заложена возможность негативного результата ожидания, выраженная в лексеме «не дождаться». Долгое томительное ожидание возможно будет иметь негативный финал – ожидаемое событие не сбудется.

С течением времени в сознании русских людей произошла постепенная трансформация отношения к процессу ожидания как к нейтральному процессу или надежде на лучшее будущее. Но при этом семантика отрицательно окрашенного ожидания все же сохранилась в некоторых случаях употребления фразеологических оборотов. Это подтверждает анализ фразеологических оборотов, представленных в современных толковых словарях.

Употребление лексемы «ожидание» чаще всего ассоциируется с семантикой надежды на лучшее. При этом основанием для  надежды  является определённое  эмоциональное  переживание,  возникающее  вследствие ощущения  возможности  реализации  благоприятного  образа  будущего.

Мотив ожидания присутствует во всех драмах А. Блока , приобретая значение неуловимой надежды на светлое будущее, грядущую любовь и свободу. Лексические единицы, входящие в смысловое поле «ожидание», представлены глаголом ждать, его формами, производными и синонимами. В большей степени семантика ожидания представлена в драмах в форме однокоренных синонимов глагола ждать. В общей степени нами было проанализировано более 60-ти языковых единиц, означенных семантикой ожидания и входящих в словообразовательное и смысловое поля  глагола ждать: ждать (46 примеров) – ожидание (2 примера) – терпеть (2 примера) – неожиданность (2 примера) – подождав (1 пример) – ожидающие (1 пример) – дожидаться (2 примера) – подождать (1 пример) – мечтать (5 примеров) – выжидать(1 пример) – неожиданно (1 пример) – надеяться (4 примера). Также было представлено устойчивое сочетание «Только вас и ждали» (2 примера).

Кроме того, в произведениях представлены грамматические формы глаголов смыслового поля  «ожидание»: ждет – ждала – ждешь – жду – ждут – дождалась – ждали – дожидаются – жди – ждал – буду ждать – ждите – дождешься.

Стоит отметить, что семантика ожидания в драмах представлена в большей степени глаголами (ждать, терпеть, дожидаться, подождать и др), а также существительными (ожидание, неожиданность, надежда), наречиями (неожиданно), прилагательными (неожиданный, долгожданный), причастиями и деепричастиями (подождав, ожидающие).

Таким образом, валентность языковых единиц, выражающих ожидание в драмах А. А. Блока, выражается в наличии субъекта и объекта ожидания, а также обстоятельственных условий, в которых ожидание протекает. В качестве субъекта зачастую выступают наименования лиц, выраженные местоимениями. Объектом исследования выступают конкретные предметы, отвлеченные понятия и местоимения. При этом объект ожидания может обладать положительной, отрицательной или нейтральной оценкой. Обстоятельства ожидания, как правило, выражены указанием места и времени ожидания.


Библиографический список
  1. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. URL: http://slovardalja.net/ (дата обращения: 19.06.2021)
  2. Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. URL: http://feb-web.ru/feb/mas/mas-abc/default.asp  (дата обращения: 19.06.2021)


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Колягина Виктория Викторовна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация