УДК 334.72

ВЛИЯНИЕ ПАНДЕМИИ COVID-19 НА МАЛЫЙ БИЗНЕС

Тюленева Анна Владимировна1, Ударцева Юлия Сергеевна2, Гусева Татьяна Ивановна3
1Уральский государственный экономический университет, студентка института финансов и права
2Уральский государственный экономический университет, студентка института финансов и права
3Уральский государственный университет, старший преподаватель кафедры менеджмента и предпринимательства

Аннотация
В статье рассматриваются проблемы, которые испытывает малый и средний бизнес в связи пандемией коронавируса. В случае распространения новых штаммов коронавируса и ухудшения эпидемиологической обстановки необходимо усовершенствовать меры государственной поддержки микро- и малых предприятий. Целью данной работы стало доказательство воздействия пандемии на малый бизнес. В связи с карантином многие компании были вынуждены временно закрыться, произошло сокращение совокупного спроса и увеличилась доля безработных. Последствия COVID-19 для российской экономики имеют долгосрочный характер, поэтому несмотря на то, что ограничительные меры постепенно отменяются, перед бизнесом по-прежнему стоит вопрос принятия решений в условиях данного кризиса.

Ключевые слова: , , , , , , , ,


Рубрика: 08.00.00 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Тюленева А.В., Ударцева Ю.С., Гусева Т.И. Влияние пандемии COVID-19 на малый бизнес // Современные научные исследования и инновации. 2021. № 6 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2021/06/95852 (дата обращения: 04.12.2021).

Пандемия оказала огромное влияние как на мировую, так и на российскую экономику. COVID-19 скорректировал функционирование рынка рабочей силы. Многим компаниям и предприятиям пришлось провести сокращения или в разы урезать заработную плату, оставив минимальные выплаты. В связи с карантином многие компании были вынуждены временно закрыться, произошло сокращение совокупного спроса и увеличилась доля безработных. Последствия COVID-19 для российской экономики имеют долгосрочный характер. 25 млн человек, что составляет 0,6 % от общего объема трудоспособного населения мира (4,5 млрд) остались без работы. Особенно сильно пострадали малые и средние предприятия. Как говорится в ежегодном докладе бизнес-омбудсмена Бориса Титова, который он направил президенту В. В. Путину: «Пандемия COVID-19 в России затронула порядка 4,17 млн компаний и ИП от общего числа 6,05 млн, то есть до 67 % малых, средних и крупных предприятий и ИП» [1].

Малый бизнес является одним из важных сегментов развития экономики любого государства, однако именно он подвержен наиболее сильному воздействию со стороны факторов внешней среды под влиянием нестабильных экономических ситуаций текущего времени. Деятельность малого бизнеса ориентирована на оперативное реагирование на рыночные факторы, что, с одной стороны, приводит к большей чувствительности к тенденциям рынка, но, с другой стороны, формирует долгосрочные угрозы бизнесу, не обладающему защитным потенциалом от быстрых изменений, приводящих к его гибели.

Постепенно на сцену выходят экономические последствия и компании разделятся на три класса:

  • пострадавшие от кризиса (потеряют часть рынка, клиентов, выручки и команды);
  • те, кто смогут к нему адаптироваться (сохранят свой бизнес без особых потерь);
  • бенефициары (воспользуются новыми открывшимися возможностям и укрепят рыночные позиции) [2].

К основным причинам банкротства в период пандемии, в первую очередь, можно отнести невозможность выполнять свои долговые обязательства по банковским кредитам. Значительная часть малого и среднего бизнеса в России крайне закредитована, а сокращение или даже полное прекращение доходов в период ограничительных мер привели к невозможности осуществлять кредитные платежи. Несмотря на такую меру, как введение кредитных каникул, многие предприниматели все равно были вынуждены платить по кредитам, а выполнять свои кредитные обязательства они не могли.

Высшие органы исполнительной власти субъектов РФ обеспечили и организовали комплекс мероприятий в связи с COVID-19, некоторых из них: вводились ограничения на площади открываемых объектов торговли непродовольственными товарами и предельное количество лиц, которые могут одновременно находиться в торговом зале объектов торговли, минимальная дистанция между людьми должна была составлять 1,5 метра, проводился контроль температуры тела работников при входе в организацию и в течение рабочего дня, соблюдался масочный режим всеми работающими на предприятиях и организациях любой организационно-правовой формы, запрещалось юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим организацию зрелищно-развлекательных мероприятий, оказывающим услуги общественного питания, их проведение, оказание в период с 23:00 до 06:00 часов, оборудование умывальников для мытья рук с мылом и дозаторов для обработки рук кожными антисептиками в местах общественного пользования[3].

С декабря 2019 года отмечается сокращение количества субъектов малого предпринимательства. В декабре 2019 количество субъектов составляло 224898, в апреле 2020 г. – 222 144, в июне 2020 г. – 221 691, в августе 2020 г.  – 218 477. В марте и апреле 2020 наблюдалось сокращение количества работников МСП, в мае-июне произошел рост, а с июля количество работников снова сократилось[4].

Наиболее пострадавшие отрасли: общественное питание, автоперевозки, воздушный транспорт, туризм, выставочная деятельность, гостиницы, сфера развлечений и досуга, культура и спорт, бытовые услуги, непродовольственный ритейл, стоматологические услуги, дополнительное образование.

Глава Ростуризма Зарина Догузова оценила убытки отрасли в 500 млрд рублей. Из-за карантина закрылись границы, поездки по стране ограничили, поэтому туристические агентства, отели, гостиницы и экскурсионные фирмы потеряли клиентов, в первую очередь иностранных. В первой половине лета часть ограничений в регионах сняли, поэтому начал активно развиваться внутренний туризм.

Исследование Росстата показало, что оборот общепита за время карантина снизился почти в два раза по сравнению с тем же периодом 2019 года. Чтобы компенсировать часть расходов, рестораны и кафе работали на вынос и доставку. После снятия ограничений в июле открылись летние веранды, в августе и сентябре разрешили открыть залы, но с ограничениями по количеству посетителей и требованием выполнять рекомендации Роспотребнадзора[5].

В розничной торговле убытки понёс сектор непродовольственных товаров. По данным Росстата, в апреле оборот отрасли снизился на 36,7 % по сравнению с апрелем 2019 года, это больше 400 млрд рублей. В мае падение замедлилось до 19,2 %.

Очевидно, что малый и средний бизнес настигли негативные последствия от коронавируса, которые выражались в снижении различных показателей компании. Государство было заинтересовано в развитии малого бизнеса и стимулировало его различными путями. Поэтому Правительством Российской Федерации были предложены следующие меры поддержки в условиях осложнения эпидемиологической обстановки для поддержки среднего и малого бизнеса.

Безвозмездная финансовая помощь в мае-июне: выплачено с 12 мая 31,6 млрд руб. Получили 601,5 тыс. ИП и МСП, в них работают 80% от всех занятых в ИП и МСП из наиболее пострадавших отраслей – более 2,6 млн чел.

Для предотвращения регресса экономики были приняты меры для поддержки бизнеса со стороны налоговой службы РФ. ФНС дал отсрочку на уплату налогов компаниям, которые несли потери из-за коронавируса. Срок её действия – 3 месяца, начиная с 30 марта.

Также было выдвинуто предложение по отмене налогов для самозанятых на период сложной ситуации с коронавирусом. Самозанятые в этот период не имеЛИ никакой компенсации, отпусков, больничных, в отличие от наемных работников, и, из-за резкого сокращения заработка, им было тяжело платить налог.

На время прекратилось и личное общение инспекторов и налогоплательщиков: выездные проверки, выемки, осмотры, допросы – всё взаимодействие с личным присутствием было приостановлено. Выездные проверки проводились только в случаях крайней необходимости.

Для малого и среднего бизнеса также облегчили выплаты арендной платы государству в 2020 году.

В рамках антикризисной политики предоставлялись льготные кредиты малому и среднему бизнесу. Увеличились субсидии и снизились по максимуму ограничения. Были введены налоговые каникулы для авиакомпаний и сферы туризма по платежам, которые они должны были внести.

Помощь бизнесу оказывал и центральный банк. Физлица могли осуществлять переводы по номеру телефона в размере до 100 тысяч рублей. Если сумма больше, комиссия составляла 0,5%, но не больше 1,5 тыс. руб. Коэффициенты риска по ипотеке снизились. Изменилась программа рефинансирования кредитов для малого и среднего бизнеса. Кредиты, рефинансируемые в рамках лимита 175 млрд рублей, получили снижение ставки с 6% до 4%, а конечная ставка для заемщика не должна была превышать 8,5%.

Поддержка субъектов МСП составила 835,5 млрд руб.

Также были проведены такие меры как:

  • снижение ставки страховых взносов до 15%;
  • мораторий на банкротство;
  • кредитные каникулы;
  • беспроцентные кредиты на заработную;
  • кредит на возобновление деятельности под 2%;
  • продление срока уплаты административных штрафов с 60 до 180 дней[6];

Малый бизнес достаточно гибок, он может быстро реагировать на изменения рынка и адаптироваться к новым реалиям, переосмысливая свою бизнес-модель и оптимизируя свои расходы. Предприниматели старались справиться сами:

  • Оптимизировали расходы (сокращали расходы на маркетинг, рекламу, оплату труда работников, аренду помещений, производственные расходы, расходы на IT-решения и сервисы, соцпакет для работников);
  • Запускали новые направления (переходили в онлайн, подстраивались под спрос;
  • Перераспределяли существующие ресурсы (понижение в должности, многозадачность, адаптация, диверсификация ассортимента) [5].

Таким образом, несмотря на изменение внешней среды, которое обусловлено пандемией и всеобщим экономическом экономическим кризисом, предприятия такого масштаба остаются уязвимы перед серьезными экономическими изменениями, в том числе и перед глобальными. Однако содействия и помощи государства не всего достаточно: не все предприятия могут получить господдержку либо не в полной мере. Основные вызовы для малого бизнеса условиях пандемии COVID-19 – это финансовая неустойчивость, снижение спроса, риск заражения персонала, функционирования предприятия как такового.


Библиографический список
  1. Антикризисные меры. [Электронный ресурс РБК]. Режим доступа: https://www.rbc.ru/society/26/03/2021/605e45569a7947d5766384b2
  2. Сетевое издание Газета «Ведомости». [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.vedomosti.ru/career/columns/2020/03/25/826160-rabota-i-zarplata
  3. Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.rospotrebnadzor.ru/region/korono_virus/obcshie%20princypy.php
  4. Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://ofd.nalog.ru/index.html
  5. Официальный сайт ПАО «Сбербанк России». [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.sberbank.ru/
  6. Коронавирус: как пандемия повлияла на бизнес? [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://uc-itcom.ru/news/koronavirus-kak-pandemiya-povliyala-na-biznes


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «yulya_volkova_2017»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация