ОБУЧЕНИЕ ГОВОРЕНИЮ НА АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ В СТАРШЕЙ ШКОЛЕ

Крамар Камила Наильевна

Аннотация
Говорение – это одна из форм устного общения, при помощи которой осуществляется обмен информацией, устанавливаются личностные и деловые контакты и происходит взаимопонимание.

Ключевые слова: , , ,


Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Крамар К.Н. Обучение говорению на английском языке в старшей школе // Современные научные исследования и инновации. 2021. № 6 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2021/06/95693 (дата обращения: 17.03.2024).

Говорение – это одна из форм устного общения, при помощи которой осуществляется обмен информацией, устанавливаются личностные и деловые контакты и происходит взаимопонимание. Помимо этого, овладев искусством говорения можно оказывать влияние на своего собеседника в соответствии со своими намерениями. [3, 51 c.]

Существует три формы говорения, зависящие от количества собеседников, участвующих в речи: монолог, диалог и полилог. Монолог – это речь одного человека. Диалог – это разговор двух людей. Полилог – это разговор многих участников. Однако зачастую в живом разговоре эти формы переходят одна в другую. При обучении как говорению, так и аудированию на иностранном языке, важно учитывать не только все эти формы, но и их соотношение друг с другом.

Отечественные лингвисты (такие как И. Л. Колесникова или О. А. Долгина) определяют монологическую речь – как речь одного человека, обращенная к другому человеку или группе лиц. Монологическая речь выстраивается одним человеком, который самостоятельно определяет структуру, выстраивает композицию и выбирает языковые средства своей речи.

В связи с этим, можно сказать, что монологическая речь не ситуативна, а контекстна. Ситуация может являться отправной точкой для монолога, но отталкиваясь от нее в итоге монолог образует свою среду, т. е. контекст. Монологическая речь, как правило, непрерывна, последовательна, планируема и более развернута, нежели диалогическая или полилогическая речь. С точки зрения содержательности монологическая речь отличается логичностью выразительностью, завершенностью и стилистической отнесенностью.

Монологическая речь разделяется на следующие типы: повествование, рассуждение, описание или сообщение. Иногда все эти типы монологической речи сочетаются друг с другом переходя один в другой.

Монологическая речь для обучающихся легче, чем диалогическая. Она более понятна и легче усваивается. Однако и здесь есть свои трудности. Прежде чем приступать к обучению говорения или аудирования монологической речи учащемуся необходимо иметь достаточное количество информации по заданной теме, иметь достаточный уровень знаний по грамматике иностранного языка и, самое главное, иметь достаточный запас лексических форм для выражения своих мыслей.

В отличие от монологической речи, диалогическая является в основном ситуативной. Она представляет собой процесс непосредственного общения двух лиц, которые поочередно высказывают свои мысли, излагая их в виде небольших реплик. Основной целью диалога является речевое взаимодействие двух говорящих. Собеседники попеременно выступают в роли говорящего и слушающего. В диалогической речи характерна гораздо большую роль играет интонация. В диалоге зачастую используется разговорный стиль общения, поэтому там чаще появляются речевые клише.

Диалог свободен от строгих норм оформлением высказываний, и поэтому отличается разнообразием неполных предложений. Всё это может вызвать затруднения у обучающегося в восприятии иностранной речи. Но такие практики являются неотъемлемой частью обучения, так как позволяют учащимся окунуться в бытовые ситуации.

Показателем уровня умений и навыков говорения выступают следующие параметры:

- количество слов, словосочетаний или фраз в предложении;

- количество сложных предложений в монологе;

- количество и объем реплик в диалоге. [4]

Кроме этого, необходимо учитывать языковые средства, используемые учеником в монологе или диалоге, а также семантическую сторону речи.

Для становления и развития навыков и умений говорения на английском языке необходимо использовать комплекс специальных упражнений, которые должны соответствовать каждому этапу обучения и быть неотделимы друг от друга.

Старшая ступень обучения охватывает 8, 9, 10, 11 классы. На этом этапе ученики должны достичь базового уровня владения английским языком, т. е. они должны уметь общаться с носителями языка на уровне повседневного общения.

К этому этапу обучения ученики подходят уже имея в запасе более тысячи лексических единиц и имея довольно значительный запас знаний по грамматике и словообразованию.

Поэтому уроки иностранного языка в старшей школе носят комплексный характер. Тем не менее, все компоненты урока должны быть логически связаны между собой. Это заставляет учащихся размышлять, что способствует их развитию в восприятии иностранной речи.

Когда количество заученных речевых структур достигает определенной базы, можно приступить к созданию небольших диалогов и монологов.

Здесь встает вопрос мотивации, поскольку это стимулирует ученика к участию в общении и делает его речь не просто повторением заученных фраз, а речью ради общения и понимания собеседника. В качестве мотивации на уроке необходимо создать определенную ситуацию, разыграть какое-то действо. Необходимо поставить ученика в такие обстоятельства, которые вызовут у него не просто желание, но и потребность говорить.

Таким образом, наличие мотива, ситуативность и личностная ориентация являются важнейшими условиями порождения и стимулирования речи.

Все это придает речи коммуникативный характер на что, собственно, и направлено обучение иностранному языку.

Комплекс упражнений для обучения умению говорения включает в себя предречевую ориентировку учащихся, речевую интенцию и ролевую социализацию.

Условия иноязычного общения в современном мире, когда иностранный язык является средством общения, познания, получения и накопления информации, предопределили необходимость владения всеми видами речевой деятельности.


Библиографический список
  1. Гальцкова Н. Д., Гез Н. И. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика. 3-е изд., стер. М.: Академия. 2006, 190 с.
  2. Гальскова Н. Д. Современная методика обучения иностранным языкам. М.: АРКТИ – ГЛОССА. 2000.
  3. Жинкин Н. И. Психологические особенности спонтанной речи. М., 1990, 51 с.
  4. Программа обучения иностранных языков в начальной школе. М., 1995.
  5. Шубин У. П. Языковая коммуникация и обучение иностранным языкам. М.: Высшая школа. 1972, 127 с.
  6. Halliwell Susan. Teaching English in the Primary Classroom. Longman Group UK Ltd. 1992.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Крамар Камила Наильевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация