УДК 378

ПОНЯТИЕ И СТРУКТУРА ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА

Гордеев Кирилл Сергеевич1, Дубровин Никита Алексеевич1, Жидков Алексей Андреевич1, Илюшина Елена Сергеевна1, Федосеева Любовь Алексеевна1
1ФГБОУ ВО Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет)

Аннотация
В данной статье анализируется понятие и структура информационной компетентности педагога. Авторы приводят определение понятия информационной компетентности педагога, рассматривают её структуру, включающую три элемента: цифровой, ресурсный и технологический.

Ключевые слова: , , ,


Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Гордеев К.С., Дубровин Н.А., Жидков А.А., Илюшина Е.С., Федосеева Л.А. Понятие и структура информационной компетентности педагога // Современные научные исследования и инновации. 2021. № 6 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2021/06/95354 (дата обращения: 19.01.2022).

Информационная компетентность современного педагога представляет собой способность широко применять новейшие цифровые технологии для непосредственного доступа, интегрирования, создания, управления и оценки образовательной информации в целях организации информационно-образовательной среды.

Исследователь А.А. Акимов также отмечает, что информационная компетентность педагога включает в себя не только процесс применения различных информационных средств и инструментов, но также и их оптимальное использование в педагогической профессиональной деятельности [1].

В свою очередь, Л.Ю. Монахова и Е.А. Рябоконь определяют информационную компетентность педагога в качестве способности и готовности к самостоятельному ответственному применению современных информационных технологий в образовательном процессе [3].

Информационная компетентность педагога имеет собственную структуру. Так, Л.А. Краснова и В.Ю. Шурыгин определяют следующие элементы в качестве её структуры:

-                   цифровой  элемент, который включает в себя знания педагога о возможностях компьютерных технологиях и сети Интернет, навыки модификации программного обеспечения и материалов для своих нужд;

-                   ресурсный элемент, который включает в себя представление педагога о бесконечных потоках информации в сети Интернет, навыки поиска, анализа и систематизации необходимой информации, применения её в образовательном процессе;

-                   технологический элемент, который включает в себя навыки использования компьютерных технологий и сети Интернет не только как источников информации, но и как средств её обработки для создания собственных электронно-дидактических пособий, последующей публикации своих материалов и проектов во всемирной паутине [2].

Формирование информационной компетентности современного педагога непосредственно предполагает:

-                   формирование у педагога представлений об основах функционирования персонального компьютера и дидактических возможностях информационно-коммуникационных технологий;

-                   формирование у педагога положительной мотивации к применению информационно-коммуникационных технологий;

-                   формирование у педагога навыков подготовки дидактических материалов при помощи компьютерных средств;

-                   формирование у педагога навыков применения сети Интернет и цифровых учебных ресурсов в профессиональной деятельности при организации образовательного процесса;

Компьютер представляет собой инструмент, применение которого должно органично вписываться в учебно-воспитательный процесс, а также способствовать достижению поставленных целей и задач учебного занятия. Компьютер не заменяет роли педагога, но непосредственным образом преобразует характер его деятельности. Ключевая методическая проблема преподавания в данном случае смещается от того, «как лучше рассказать учебный материал», к тому, «как лучше его показать».

Усвоение знаний, которые связаны с большим объёмом цифровой и иной конкретной информации, путём активного диалога с персональным компьютером более результативно и оптимально для обучающегося, нежели заучивание однотипного материала. Посредством различных программ обучающийся может осуществлять моделирование различных реальных процессов, и, соответственно, видеть причины и следствия, осознавать их смысл. Компьютерные технологии дают возможность устранить одну из наиболее значимых причин отрицательного отношения к учёбе – неуспех, который непосредственно обусловлен непониманием сущности проблемы, значительными пробелами в знаниях.

Включение в образовательный процесс информационно-коммуникационных технологий делает его наиболее занимательным интересным для обучающихся. Они создают бодрый настрой на рабочую деятельность, облегчают процесс преодоления трудностей в освоении умений и навыков. Различные аспекты использования информационно-коммуникационных технологий увеличивают интерес обучающихся к учебной дисциплине. Компьютер может и должен рассматриваться в качестве сильного рычага интеллектуального развития обучающихся.

Применение в учебно-воспитательном процессе новейших информационно-коммуникационных технологий способствует формированию у обучающихся познавательных способностей, делает процесс обучения динамичным и наглядным.

В заключение можно сказать, что высокий уровень информационной компетентности – это крайне важная характеристика современного педагога, которая позволяет выйти на совершенно иной уровень педагогического мастерства и обеспечивает качество обучения.


Библиографический список
  1. Акимов А.А. О подходах к структуре и содержанию информационной компетентности педагога // Инновации в науке. 2014. №39.
  2. Краснова Л.А., Шурыгин В.Ю. Содержание и пути формирования информационной компетентности педагогов // БГЖ. 2017. №3
  3. Монахова Л.Ю., Рябоконь Е.А. Структура информационной компетентности педагога // ЧиО. 2019. №3 (60).


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Федосеева Любовь Алексеевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация