С одной стороны, цифровизацию следует рассматривать как позитивное явление в общественной жизни и явление неизбежное. Как указывает ученый М.В. Залоило, цифровизация отвечает запросам современном мира, в том числе в связи с глобальными вызовами (пандемия COVID-19). [2, С. 118]. С другой стороны, широкое распространение цифровых технологий, использование сети Интернет, ее развитие, появление в этой среде неконтролируемой правоохранителями области Darknet приводит к возникновению феномена, который ученые называют «киберпреступность».
В настоящее время реклама и употребление наркотических веществ представляют огромную опасность для полноценного функционирования и стабильного развития общества. Наркотики негативно сказываются на психике и физическом здоровье человека. Сегодня можно увидеть пропаганду наркотиков в сети Интернет все чаще, но никто не говорит, как они пагубно влияют на организм и не предупреждает о последствиях их употребления. Поэтому торговцы наркотиков распространяют информацию о том, как хорошо употреблять их и какие бывают положительные эффекты.
Исследованием проблем криминализации пропаганды отдельных видов противоправной деятельности в сети Интернет занимаются ученые О.А. Степанов [8], А.В. Федоров [9], А.В. Петрякова [5], А.И. Антипов [1] и другие.
В России любая пропаганда наркотических средств запрещена. Существует определение понятию «пропаганда наркотических средств». Так, в соответствии со ст. 46 Федерального закона от 08.01.1998 № 3- ФЗ «О наркотических веществах» под пропагандой понимаются любые действия по информированию о наркотических средствах, психотропных веществах, растениях и новых видах наркотиков посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей. Также этой статьёй запрещается пропаганда преимуществ в употреблении таких средств.
Существуют и иные законы и нормативные акты, которые регулируют и прямо запрещают пропаганду наркотиков. В соответствии со ст. 6.13 КоАП РФ пропаганда с помощью сети Интернет любых наркотических средств, психотропных веществ и растений или препаратов, содержащих их, влечёт наложение административного штрафа и иные виды наказания, вплоть до приостановления деятельности юридического лица.
В ст. 4 Закона РФ от 27.12.1991 № 2124–1 «О средствах массовой информации» указывается, что в СМИ запрещается распространять сведения о способах, методах разработки, изготовления и использования, а также местах приобретения наркотиков и психотропных веществ. Эта статья запрещает пропаганду преимуществ употребления и использования отдельных наркотиков.
В России долгие годы ведется научная дискуссия о введении уголовной ответственности за незаконную рекламу и пропаганду наркотиков, но вопрос остаётся отрытым и по сей день. Например, исследователь Ю. П. Попова-Логачева предполагает, что за незаконную пропаганду наркотических средств нужно ввести административную ответственность для юридических лиц, а для физических – уголовную. [7] Ученый Р. Д. Шарапов видит необходимость в криминализации пропаганды наркотических средств и психотропных веществ, иначе будут изготавливаться и разрабатываться новые наркотики, которые будут использоваться в немедицинских целях. Незаконная реклама наркотиков, по его мнению, должна приравниваться к склонению к употреблению наркотиков. [11] Однако, ученый А. И. Рарог считает, что не нужно криминализировать пропаганду наркотиков, так как это может привести к злоупотреблениям со стороны правоохранительных органов. [4]
В условиях развития современного общества психотропные вещества и наркотические средства остаются легкодоступными и постоянно появляются новые способы их распространения. И Интернет зачастую является «помощником» в этой деятельности.
Несмотря на то, что власти организуют мероприятия по выявлению и пресечению правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, полностью предотвратить это не удаётся.
На данным момент в России создана и функционирует государственная система мониторинга наркоситуации. Согласно статистическим данным, правоохранительными органами было выявлено свыше 2 миллионов преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков.
Нежелание быть пойманными, и высокая прибыль от продажи наркотиков заставляют наркодилеров применять технологии сети Интернет и мобильной связи для бесконтактной продажи «товара» с применением «закладок». Для осуществления популяризации запрещенной информации и торговли, продавцы и производители наркотиков используют теневой Интернет (Darknet), боты в Telegram и другие мессенджеры, к которым нет доступа у правоохранительных органов.
Таким образом, мы видим, что есть некоторые меры, предотвращающие распространение информации о наркотических средствах и препятствующие их популяризации и приобретению, но имеющихся методов борьбы с этим явлением явно недостаточно.
Такая правовая категория как законность, которую анализирует в своей работе М.В. Залоило, [3] должна распространяться и на сферу Интернета.
Необходимо, чтобы сами граждане сообщали обо всех случаях появления пропаганды запрещенных веществ в Интернете. Следует создать платформу, подобную системе «Активный гражданин», или соответствующий раздел в этой системе. При чем важно, чтобы сообщить можно было анонимно, и действовала система защиты информаторов (по модели защиты свидетелей и потерпевших в уголовном процессе).
Также следует обеспечить доступ правоохранительных органов ко всем используемым мессенджерам и социальным сетям, а также предоставить возможность блокировки соответствующих ресурсов в Интернете во внесудебном порядке по аналогии с методами борьбы с пропагандой терроризма, которые используются в европейских странах. [6]
Также следует тщательно изучить вопрос возможности криминализации пропаганды наркотических веществ и их употребления. О проблеме соотношения административной ответственности и уголовной ответственности в рассматриваемой области пишет в своих трудах ученый А.В. Федоров. [10] Автор настоящей статьи считает, что баланс административной и уголовной ответственности в этом вопросе нарушен; необходимо введение в уголовное законодательство состава преступления «пропаганда наркотических веществ», как это было сделано при криминализации пропаганды терроризма (ст. 205.2 УК РФ).
Библиографический список
- Антипов А. И. Криминализация деяний, совершаемых с использованием СМИ и (или) информационно-телекоммуникационных сетей / А. И. Антипов // Вестник Томского института повышения квалификации работников ФСИН России. – 2020. № 3. С. 18–28.
- Залоило М. В. § 14. Юридические формы переживания цифровизации / М. В. Залоило // Юридические формы переживания истории: практики и пределы: коллективная монография / Верховный Суд Российской Федерации; Российский государственный университет правосудия, Северо-Западный филиал. – Санкт-Петербург: Центр научно-информационных технологий “Астерион”, 2020. С. 118–122.
- Залоило М. В. Законность и целесообразность в обществе постмодерна: пересмотр сложившейся классической модели // Журнал российского права. 2020. № 6. С. 22–37.
- Качество уголовного закона: проблемы Особенной части / А. А. Бимбинов, В. Н. Воронин, И. А. Клепицкий [и др.]. – М.: Общество с ограниченной ответственностью “Проспект”, 2017. 384 с.
- Петрякова А. В. Новые правовые модели наднационального правового регулирования противодействия распространению идеологии терроризма в интернете (на примере анализа Директивы Европейского Парламента и Совета Европейского Союза 2017/541 от 15.03.2017 о борьбе с терроризмом) / А. В. Петрякова // Правовые ценности в свете новых парадигм развития современной цивилизации: сборник научных трудов, Москва, 2 декабря 2019 г. – Москва: Издательский Дом “Инфра-М”, 2020. С. 396–400.
- Петрякова А. В. Противодействие апологии терроризма в глобальной сети интернет на Европейском правовом пространстве / А. В. Петрякова // Союз криминалистов и криминологов. – 2020. – № 3. – С. 163–167. – DOI 10.31085/2310-8681-2020-3-216-163-167.
- Попова Ю. П. О проблемах склонения к потреблению наркотических средств и психотропных веществ, а также правовой оценке действий лица, сбывающего наркотик в ходе проверочной закупки / Ю. П. Попова // Ученые записки Института государства и права Тюменского государственного университета / Рос. Федерация. М-во образования. – Тюмень: ТюмГУ, 2007. С. 115–125.
- Степанов О. А. Противодействие кибертерроризму в цифровую эпоху: монография. М., 2020. 103 с.
- Федоров А. В. Наркотизм и наркопреступность / А. В. Федоров // Наркоконтроль. 2018. № 4. С. 3–12. – DOI 10.18572/2072-4160-2018-4-3-12.
- Федоров А. В. Соотношение административных наркоправонарушений и наркопреступлений: прошлое, настоящее и будущее // Административное право и процесс. 2015. № 1. С. 10–22.
- Шарапов Р. Д. Актуальные вопросы уголовно-правовой оценки оборота наркотических средств и психотропных веществ // Следователь. 2007. № 7. С. 51.