К ВОПРОСУ ОБ ОСОБЕННОСТЯХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ РАЗНЫХ КУРСОВ ОБУЧЕНИЯ БЕРЕЗНИКОВСКОГО ТЕХНИКУМА ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Игнатенко Екатерина Сергеевна
Соликамский государственный педагогический институт (филиал) Пермского государственного национального исследовательского университета
студентка 3 курса

Аннотация
Проблема профессиональной идентичности у современных студентов обусловлена различными факторами, которые оказывают влияние на формирование и становление четкой, позитивной профессиональной идентичности. Получение профессионального образования в техникуме необходимо, так как без учебной деятельности достичь сформированной профессиональной идентичности, с учетом различных факторов, осложняющих данный процесс, станет нецелесообразно.

Ключевые слова: , , , ,


Рубрика: 19.00.00 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Игнатенко Е.С. К вопросу об особенностях профессиональной идентичности студентов разных курсов обучения Березниковского техникума профессиональных технологий // Современные научные исследования и инновации. 2021. № 5 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2021/05/95554 (дата обращения: 22.03.2024).

Перед каждым отдельно взятым молодым человеком будет вставать вопрос об профессиональном развитии, о способах получения профессиональных умений и о методах усвоения навыков, необходимых в будущей профессиональной деятельности. Данный феномен носит определение профессиональная идентичность, которая подразумевает, что человек выбирает подходящую для него профессиональную деятельность, в которой он сможет развиваться, самореализовываться, строить карьеру, а так же с помощью которой сможет не только удовлетворить собственные потребности, но и получить определенный статус в профессиональном мире.

Л.Б. Шнейдер считает, что  толчок к развитию и формированию профессиональной идентичности в подростковом возрасте даёт получение профессионального образования. Именно освоение учебной программы в техникуме будет являться ведущим видом деятельности у студентов и будет постепенно, на протяжении всего периода обучения, оказывать положительное влияние на прогрессирующее формирование профессиональной идентичности.

В своих работах Ю.П. Поваренкова, И.Ю. Вороцкой считают, что профессиональная идентичность – это феномен, который будет с человеком на всем его профессиональном пути. Вся профессиональная деятельность напрямую будет зависеть от того, как, каким образом и как качественно сформировалась профессиональная идентичность в подростковом возрасте.

Каждый феномен обусловлен разнообразными причинами, которые способствуют формированию данного процесса, или же наоборот создают препятствия для развития. Профессиональная идентичность так же начинает формироваться под определёнными детерминантами – это внешние обстоятельства и внутренние причины, которые в тандеме создают индивидуальный путь формирования профессиональной идентичности. К внешним детерминантам можно отнести такие явления, которые не зависят от самого подростка, например глобальное информационное пространство. Это информационное пространство формируется, пополняется и расширяется вне зависимости от подроста, а сам молодой человек  в данном случае может только отыскать, изучить необходимую ему информацию, которая способна повлиять не только на мировоззрение подростка, а так же на процессы формирования профессиональной идентификации и «Я – образа».

К внутренним причинам, которые влияют на становление профессиональной идентичности  студентов влияют биопсихологические и индивидуально – типологические свойства личности (половые, возрастные особенности, свойства темперамента), особенности психических процессов и свойств студента (ощущение, восприятие, воображение, мышление, речь), полученный ранее опыт, особенности направленности интересов, убеждений, различных мотивов,

На базе Березниковского техникума профессиональных технологий в г. Березники было проведено эмпирическое исследование профессиональной идентичности студентов обучающихся на разных курсах по специальности повар/кондитер. Для исследования использовался опросник профессиональной идентичности студентов У.С. Родыгиной. Целью данной работы являлось установить, как меняется профессиональная идентичность у студентов, которые осваивают программу профессионального образования от курса к курсу обучения. А также определить, как влияет на формирование профессиональной идентичности учебная деятельность непосредственно по специальности. Анализ полученных результатов, сформированный в общую диаграмму показал следующий результат:

С каждым последующим курсом обучения по профессии повар /кондитер все составляющие, характеризующие данный процесс показывают изменения. Показатели положительной осознанной активности и положительного эмоционального отношения к получаемой профессии значительно возросли к 4 курсу обучения. Отрицательные показатели, характеризующие  формирование феномена профессиональной идентичности снизились к 4 курсу обучения относительно результатов полученных от студентов первого курса обучения.

Рис. 1. Общая диаграмма результатов тестирования студентов 1,2,3,4 курсов

Полученные результаты эмпирического исследования профессиональной идентичности студентов обучающихся на разных курсах обучения показал, что получение образования в профессиональном учебном заведении дает толчок к формированию профессиональной идентичности. Учебная деятельность, направленная на освоение профессиональных знаний только усиливает положительную динамику в развитии и формировании профессиональной идентичности.


Библиографический список
  1. Аринушкина Н.С. Об определении типа идентичности// Мир психологии. – 2004. – №2. – С. 48-53.
  2. Гунчина  В. А. Феномен профессиональной самоидентификации . – Текст : непосредственный [Электронный ресурс] // Молодой ученый. — 2017. — № 15.2 (149.2). -С. 59-64. – URL:  https://moluch.ru/archive/149/41611
  3. Поваренков Ю.П. Психологическая характеристика профессиональной идентичности субъекта труда // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. – 2014. – Т.20, вып.3.
  4. Родыгина У.С. Диагностика профессиональной идентичности студентов // Современные технологии и активные методы обучения в вузе, как условие подготовки специалиста. – Киров: Изд. Кировского филиала МГЭИ, 2006. – С. 45-50.
  5. Шнейдер Л.Б. Профессиональная идентичность: структура, генезис и условия становления [Электронный ресурс]. -URL: https://www.dissercat.com/content/https://www.b17.ru/article/statusnaya_koncepcia_identichnosti/professionalnaya-identichnost-struktura-genezis-i-usloviya-stanovleniya


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Игнатенко Екатерина Сергеевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация