ПСИХОЛОГИЯ ПРОЕКТНОГО УПРАВЛЕНИЯ

Репина Алевтина Валентиновна1, Репина Диана Валерьевна2
1Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского, доцент кафедры экономической теории и менеджмента, кандидат педагогических наук
2Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского, магистрант 2 курс направление «Менеджмент в образовании»

Аннотация
В статье рассматриваются вопросы, связанные с формированием у студентов и специалистов, работающих в области управления, психологической готовности применять на практике технологию проектного управления.

Ключевые слова: , , , ,


Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Репина А.В., Репина Д.В. Психология проектного управления // Современные научные исследования и инновации. 2021. № 5 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2021/05/95361 (дата обращения: 29.03.2024).

«Нет ничего опаснее и неопределеннее, чем руководить введением нового порядка вещей, потому что у каждого нововведения есть ярые враги, которым хорошо жилось по-старому, и вялые сторонники, которые не уверены, смогут ли жить по-новому» Н. Макиавелли

 

На современном этапе развития менеджмента в России на лидирующие позиции выходит проектный менеджмент. Проектная деятельность становится ведущей в сфере развития организаций.

Развитие проектного менеджмента позволяет сделать вывод, что проект сам по себе может являться ответом на возникающие в процессе производственной деятельности проблемы. Управление проектом и его реализация имеют определенный порядок: возникновение проблемы, сбор информации о возникших отклонениях, определение проблемы, подбор и разработка возможных решений проблемы, анализ и оценка решений, выбор решения, выполнение поставленной задачи, внедрение проекта.[1]

В настоящее время управление проектами выделяется как область знаний по планированию, организации и управления ресурсами с целью успешного достижения целей и завершения задач проекта. Менеджеры не только должны обладать знаниями и компетенциями  в области управления проектами, но и психологически быть готовыми к внедрению инновационных управленческих технологий, особенно для социальной сферы. Наблюдается продвижение одного из трендов как перенос инструментов управления из бизнеса в  организации социальной сферы и государственную службу.[7]

Существует целая отрасль психологии как психология управления проектами, которая  изучает психологические закономерности управленческой деятельности в проектной среде, т. е. влияние отдельного человека и группы (команды проекта) на процесс управления проектом и, наоборот, влияние управленческих взаимоотношений в проектной деятельности на психологию отдельного человека и команды в целом. [2]

Одним из основных направлений психологии управления проектами является изучение психологических закономерностей управленческой деятельности в проектной среде.[6] Основная задача психологии управления проектами – анализ психологических условий и особенностей управленческой деятельности с целью повышения эффективности и качества работы в системе управления проектами. [3]

В практике существуют определенные проблемы , связанные с трансформацией и адаптацией управленческих технологий бизнеса в управление социальной сферой. Одной из таких технологий является технология проектного управления.[2,5] В связи с развитием проектного управления во всех сферах современного общества возникает проблема готовности специалистов, в том числе и психологической, к применению технологии проектного управления в текущей деятельности.

Проводимые исследования подтверждают, что более 40% деятельности в организациях уже переводится в режим проектов. Работа организации в проектном режиме требует применения новых технологий управления,  которые имеют свои отличительные черты: ответственность руководителя за внедрение инноваций; принятие коллективом необходимости и важности внедрения инноваций; системная мотивация персонала; четкое и ясное определение целерезультативного блока проекта; оптимальное соотношение результатов и затрат;  планирование, мониторинг и анализ каждого этапа реализации проекта, как руководителем, так и исполнителями; отказ от излишней формализации и бюрократизации деятельности в ущерб возможностям для раскрытия творческого потенциала исполнителей проекта; обеспечение двусторонних коммуникаций в ходе реализации проекта; готовность руководителя к принятию нестандартных решений в процессе реализации проекта; важность конечных, а не промежуточных результатов проекта.[3,5]

Насколько готовы руководители следовать указанным выше правилам? Готовы ли они работать в условиях инноваций, нестандартных задач, ограниченных ресурсов, достаточного количества рисков, многозадачности, предпринимательской организационной культуры?

Целью проводимого исследования стало определение уровня готовности к использованию технологии проектного управления в профессиональной деятельности выпускниками направления «Менеджмент в социальной сфере» и специалистами, имеющими определенный опыт работы в области управления.

Гипотеза исследования заключалась в предположении о том, что проблемы психологической готовности выпускников по направлению «Менеджмент в социальной сфере» и специалистов, уже имеющих определенный опыт работы в сфере управления, к применению технологии проектного управления в своей основе имеют схожие причины и следствия, которые формируются под воздействием внешней и внутренней среды.

Таким образом, предмет исследования – психологическая готовность специалистов, работающих в сфере управления, применять технологию проектного управления.

Объект исследования – психология проектного управления.

На первом этапе исследования проводилось анкетирование специалистов органов исполнительной власти, участвующих в системе повышения квалификации государственных служащих.

Общее количество респондентов составило 52 человека.

При входе в режим обучения технологиям проектного управления респондентам было предложено ответить на несколько вопросов, которые касались  знаний в области проектного управления, применяемости технологий в организации, личной готовности к внедрению инновационных управленческих технологии, в том числе технологии  проектного управления.

По результатам анкетирования было установлено, что из 100 процентов опрошенных специалистов, работающих в органах исполнительной власти только 40 процентов  знакомы с технологией проектного управления в приблизительном представлении (читали в литературе, слышали на конференциях, из общения с коллегами).

Исходя из ответов респондентов, технология проектного управления применяется только в 20 процентов организаций (высказались с сомнениями, так как не имеют эталона для сравнения).

Практически 85 процентов респондентов высказали сомнения в своей готовности применять технологию проектного управления. Основные причины:

нормативные и структурные преграды (структура организации, распределение обязанностей, система стимулирования настроены на обычное функционирование).

Более 60 процентов респондентов не готовы работать в условиях высоких рисков (достаточно низкий порог реагирования на неуспех, реагирования на стрессовую ситуацию).

Более 50 процентов с трудом выходят из зоны шаблонного мышления в зону проектного мышления. Понимание смысла проблемной ситуации, выбор вариантов решений требуют дополнительных интеллектуальных усилий и временных затрат. Отношение к новым идеям настороженное. При решении жизненных задач используются проверенные опытом способы и приемы.

Около 65  процентов респондентов считают, что могут работать в команде и только 24 процента  смогли бы взять на себя ответственность за руководство проектом.

Среди качеств личности, которые были названы респондентами как положительные, выделяются ответственность, исполнительность,

не конфликтность, стремление к успеху, организованность.

В тоже время респондентами были названы качества, которыми должен обладать руководитель проекта. Преобладающими качествами в ответах были смелость пойти на риск, стрессоустойчивость, креативное мышление, коммуникабельность, целеустремленность, выдержка, инициативность.

Более 70 процентов респондентов высказали сомнение в своей готовности работать в условиях проектного управления. Следует отметить, что специалисты, работающие в бизнес-структурах, значительно выше оценивают свою готовность работать в условиях проектного управления. Практически

87 процентов оценивают свою готовность работать в условиях высоких рисков, ограниченности ресурсов, огромного потока информации и многозадачности положительно.

Со студентами 4 курса направления «Менеджмент в социальной сфере» проводился самоанализ сформированности универсальных компетенций в области проектирования. Выпускники отметили, что по итогам изучения курса «Основы социально-культурного проектирования» владеют навыками командой работы, могут выдвигать идеи и мнения по поводу решения командных задач, распределять функции между членами команды, выбирать способы мотивации членов команды, навыками социального взаимодействия с учетом особенностей поведения и интересов других участников, навыками управления проектом, публичного представления проекта. Для проведения самооценки были использованы оценочные листы, представленные в методических рекомендациях «Кейсы для оценки сформированности универсальных компетенций обучающихся при освоении программ высшего образования (программ бакалавриата, специалитета, магистратуры)». [4]

Кейсы для оценки сформированности универсальных компетенций были составлены на основе реальных социальных проектов, разработанных студентами в рамках изучения курса. В том случае если рассматривать понятие «компетенция» не только как подтвержденная на практике (в ролевой игре, в ходе решения задач и др.) способность, а с точки зрения ответственности (добровольная и осознанная готовность взять на себя определенные обязательства за свои действия, в том числе за рисковые) и автономности (личная свобода при осуществлении деятельности, осознанная необходимость), то психологическая готовность к применению проектного управления вписывается в контекст самоанализа студентов описания. Студенты, отвечая на вопросы о своей готовности работать в условиях проектного управления высказали свои сомнения в части уверенности в своей профессиональной подготовленности к условиям, связанным с повышенными рисками, с постоянной генерации идей, с поиском нестандартных решений, с активными коммуникациями. Сравнивая ответы, полученные в результате анкетирования специалистов, имеющих определенный опыт работы в сфере управления, и студентов-выпускников направления «Менеджмент в социальной сфере», можно выделить определенную закономерность. Существуют не только практические, технологические, но психологические ограничения, не позволяющие продвижению технологий проектного управления в области управления социальной сферой. Данная проблема требует дальнейшего изучения с использованием различных диагностических методик, в том числе диагностики уровня личностной готовности к риску («РSК» Шуберта), методики определения акцентуаций характера (Личностный опросник Г. Шмишека), методики диагностики личности на мотивацию к успеху Т. Элерса, методики диагностики личности на мотивацию к избеганию неудач Т. Элерса. Сопоставительный анализ результатов по всем методикам позволит определить ключевые психологические характеристики личности и ее готовности к работе в условиях проектного управления.[3]

Делая выводы по первым результатам исследования психологической готовности специалистов к внедрению проектного управления, можно выделить четыре основных правила при подготовке специалистов к работе в условиях проектного управления.

Первое правило «разогрева» – использование различных активных технологий и инструментов (технологии визуализации, инструментов генерации идей, технологию быстрого Форсайта, инструменты «ментальной карты», технологию «дизайн-мышление», инструменты нейрографики и др.).  Данные технологии и инструменты позволяют выводить мышление из состояния «зоны комфорта» и переходить к «активному думанью».

Второе правило «подъема по лестнице» заключается в поэтапном обучении проектному управлению, на примере используя собственные ресурсы проект и его реализации на практике. Периоды интенсивного обучения должны чередоваться с периодами стабильной работы.

Третье правило «усталых, но довольных» гласит о том, что обучение проводиться методом глубокого погружения в содержание посредствам активной практической деятельности (деловая игра, проектный тренинг) с постоянным удержанием в фокусе внимания личных мотивационных механизмов обучающихся,

Четвертое правило – «обратной связи». Наладить регулярную обратную связь с обучаемыми в формате рефлексии на уровне чувственного, пространственного восприятия. Возможность анализировать свое внутренне состояние после каждого этапа обучения, свою роль в команде проекта позволяет преодолевать психологические преграды в ситуации неопределенности, стрессовой ситуации.

Придерживаясь четырех основных правил при организации процесса обучения проектному управлению, появляются возможности: «мягкого» внедрения в деятельность изменений и инноваций; выхода на качественно новый уровень развития обучающегося как личности; формирования системы личностной мотивации. Данный подход способствует «закреплению» устойчивой психологической позиции, уверенности в своих действиях, преодолению страха неудач, конструктивному выстраиванию коммуникаций, как с внешней средой проекта, так и в команде проекта.

Важным является обновление, как программ подготовки, так и программ повышения квалификации специалистов в области проектного управления с учетом психологического аспекта и индивидуальных особенностей обучающихся.

«Ничего не бывает истинного само по себе, но все – смотря по обстоятельствам» Н. Макиавелли


Библиографический список
  1. Джеймс У., Психология Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления [Текст] / У. Джеймс //. — М.: МГУ, 2012. — 400 с.
  2. Лапыгин Ю. Н. Оценка эффективности проектного управления [Текст]/Ю.Н. Лапыгина  // Экономический анализ: теория и практика. – 2011. – № 15. – С. 50-53.
  3. Маршак Е.И., Антонова Н.Н. Психология управления проектами: Методические указания к самостоятельной работе: В 2 ч. – Ч. 1. Психология личности в управлении проектами [Текст]  / Е.И. Маршак, Н.Н. Антонова. – Николаев: НУК, 2007 – 56 с.
  4. Кейсы для оценки сформированности универсальных компетенций обучающихся при освоении образовательных программ высшего образования (программы бакалавриата, специалитета, магистратуры) методические рекомендации [Текст]:  коллектив авторов под общ. ред. И.Ю. Тархановой. – Ярославль: РИО ЯГПУ , 2018.-218с.
  5. Дамаданова М.Г., Гашимова Л.Г. Характеристики проектного управления производственными инновациями предприятия [Электронный ресурс]  [Текст] / М.Г. Дамаданова, Л.Г. Гашимова. – Режим доступа: https://scienceforum.ru
  6. Википедия [Электронный ресурс] [Текст]  – Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Психология_управления
  7. Павлов А. ТОП 3 Проектного управления   [Электронный ресурс]  [Текст] / А. Павлов. – Режим доступа:             https://kachestvo.pro/kachestvo-upravleniya/proektnoe-upravlenie/likbez-dlya-proektnogo-menedzhera/

 



Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Репина Алевтина Валентиновна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация