Не секрет, что эффективность организации обучения в большой мере зависит от мотивации обучающихся к осуществлению образовательной деятельности. Понятие мотивации в рамках психологической науки понимается как некоторое обобщающее обозначение многочисленных процессов и явлений, сущность которых состоит в том, что человек выбирает своё поведение, собственную деятельность исходя из его ожидаемых последствий, и управляет этими процессами.
Можно выделить несколько видов мотивации в обучении: положительную и отрицательную.
В рамках положительной мотивации у обучающегося могут быть мотивы, которые были заложены вне непосредственной образовательной деятельности. Она характеризуется двумя формами. В первом случае она может выступить как достаточно весомый для обучающегося стимул, а также развить образовательные стремления личности. Во втором случае, если она не будет подкреплена иными мотивами, она не сможет обеспечить максимального эффекта.
Отрицательная мотивация представляет собой побуждения, которые вызваны у обучающихся вместе с пониманием некоторых неприятностей и неудобств, возникающих в случае, если они не будут учиться. Такой вид мотивации не может привести к высокому результату образовательной деятельности [1].
Далее следует выделить способы повышения мотивации студентов к обучению.
Во-первых, это профессионально-мотивирующее обучение, которое представляет собой комплекс педагогических профориентационных мероприятий, непосредственно направленных на формирование и развитие устойчивой профессиональной мотивации, профессионального самоопределения и самосознания студентов в рамках обучения в профессиональной образовательной организации.
Во-вторых – это активизация научно-исследовательской деятельности обучающихся. При её осуществлении они получают фактическую возможность использования полученных теоретических знаний. Обучающиеся, пришедшие с мыслью не просто получить определённые знания, но и использовать их в деле, будут более замотивированы в данном случае. Научно-исследовательская деятельность включает в себя процесс вовлечение обучающихся в процесс научного и профессионального творчества. Следствие этого процесса – повышение мотивации к обучению и осуществлению в будущем профессиональной деятельности.
Третий способ – это интегративный подход к обучению, который позволяет обеспечить тот факт, что обучающиеся будут видеть взаимосвязь всего, чему они обучаются, и как следствие будут нацелены на достижение высоких образовательных результатов [4].
Как отмечает Л.А. Кульгина в своем исследовании: «характер будущей профессиональной деятельности, в противоположность имеющей место разрозненности дисциплин, обуславливает необходимость применения интегративного подхода. Данный подход опирается на следующие принципы: принцип междисциплинарной содержательной и содержательно-процессуальной согласованности; принцип интеграции содержания образования, позволяющий представить это содержание как педагогический эквивалент интеграционных процессов, охватывающих сегодня все области человеческой деятельности и познания, служащий целям формирования в сознании развивающегося человека интегративно-целостной картины мира; принцип приоритета симультанных результатов обучения, основанных на материале нескольких наук, предметов, концепций и т.п.» [3]
Библиографический список
- Друганова Л.П. Активизация мыслительной деятельности студентов через кроссворд / Л.П.Друганова, Т.В.Шаева // Вестник Воронежского института высоких технологий. 2013. № 10. С.230-233.
- Камчаткина В.М. – Формирование компетенций бакалавров-строителей в ходе профессионально-мотивирующего обучения (на примере изучения инженерной графики): дисс. … кандидата пед. наук. – М., 2012. – 205 с.
- Кульгина Л.А. – Интегративный подход к формированию и диагностике компетенций бакалавров строительного направления // Вестник Иркутского государственного технического университета. -2013. – № 1. – С. 239-245.
- Шаева Т.В. Освоение метода познания на учебных занятиях по физике в медицинском вузе / Т.В.Шаева, Е.В.Дмитриев, Т.В.Лыкова // Вестник Воронежского института высоких технологий. 2013. № 10. С.246-248.