ИСПОЛЬЗОВАНИЕ AGILE-ПОДХОДА В РАБОТЕ НАД СТУДЕНЧЕСКИМИ ПРОЕКТАМИ

Абрамихина Мария Денисовна1, Ищенко Дарья Михайловна2, Цыганкова Вера Николаевна3
1Волгоградский государственный технический университет, студентка 3-го курса направления «Бизнес-информатика»
2Волгоградский государственный технический университет, студентка 3-го курса направления «Бизнес-информатика»
3Волгоградский государственный технический университет, научный руководитель, к. э. н., доцент кафедры «Менеджмент и финансы производственных систем»

Аннотация
В статье рассказывается о важнейших особенностях Agile в управлении проектами, рассмотрены преимущества и сфера применения данного метода по сравнению с традиционными методами. Выделены причины, инициирующие использовать данную методологию в обучении, сделан акцент на необходимости обучения студентов основам управления проектами, анализе темпов инновационных изменений, использовании новых сервисов. Рассмотрены варианты и условия применения Agile в рамках учебных проектов, что позволит студентам научиться решать задачи с изменяющимися требованиями. Это позволит расширить спектр умений, повысит информационный обмен, сделает обучение интересным, продуктивным, а так же приучит работать в команде, научит решать реальные проблемы.

Ключевые слова: , , ,


Рубрика: 08.00.00 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Абрамихина М.Д., Ищенко Д.М., Цыганкова В.Н. Использование Agile-подхода в работе над студенческими проектами // Современные научные исследования и инновации. 2021. № 2 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2021/02/94497 (дата обращения: 19.04.2024).

Принципы проектного  управления  сегодня  применяются во  многих  сферах  экономики,  и  можно  выделить  два   направления:

1) традиционные  методы («водопад»,  итерационная, инкрементальная,  спиральная,  сетевое  планирование  -  рассчитаны на  хорошо  структурированные   работы,  подготовленные  команды, ;

2) гибкие  методы (Agile методология, Scrum,  канбан),  основанные на изменении процесса  проектирования  в зависимости  от  новых  целей,  требований, пожеланий заказчика[1,2]. Основной особенностью Agile  методологии является гибкость, а также то, что в начале выполнения проекта доподлинно неизвестно, каким окажется конечный продукт и как проявит себя жизненный цикл проекта.

Scrum предполагает разбиение проекта на несколько фаз, именуемых спринтами. Каждый отдельно-взятый спринт подразумевает наличие своего конечного продукта. За счет этого достигается удобство взаимодействия с заказчиком, возможность получать обратную связь от заказчика и, в соответствии, с этим вносить коррективы в продукт, нет необходимости использования сложных технических заданий, вместо них в Agile применяются журналы требования – бэклоги. Бэклог представляет собой перечень значимых для бизнеса и проекта идей. Содержание такого перечня всегда ориентировано на конечного пользователя и понятно любому человеку даже без наличия специальных знаний.

Основополагающие принципы Agile включают в себя [3, C. 59-60]:

1. Непрерывное взаимодействие участников проекта и творческий подход к решению проблем

2. Участие заказчика или бизнес-представителей абсолютно во всех стадиях работы над реализацией проекта

3. Сокращением времени до выхода на рынок, и, как следствие, повышением конкурентоспособности

4. Ранним получением работающего продукта (MVP) и, соответственно, быстрой обратной связи от заказчика

5. Поэтапной модернизацией продукта, руководствуясь целью сохранения актуальности продукта

6. Наличием возможности внесения изменений на любой стадии проекта

7. Потребности конечного пользователя и наставления заказчика – основа принятия решений.

В  условиях  инновационной  экономики   гибкие  модели  стали  широко  применяться  там,  требуется   быстрая  разработка,  результат  можно   быстро  протестировать.

Проект, подходящий для внедрения Agile, как правило, обладает следующими характеристиками:

1. Высокий уровень сложности

2. Невероятно сжатые сроки

3. Явная неопределенность

4. Уникальность

5. Новые запросы по новым функциям

6. Значительное количество неизвестных показателей

Современное  обучение  студентов обязательно  должно  быть ориентированным на практику,  позволяющий  установить  междисциплинарные  связи,  закрепить  полученные  навыки,  научиться  работать  в  команде.  Но  традиционные   методики  предполагают   достаточно   объемные  работы  по  документированию,  что  отпугивает  небольшие  группы, активные,  но  не  имеющие  достаточной  квалификации в  описании  и  выполнении  проектов. До широкого  использования  цифровых  технологий  в  образовании применение методологии Аgile ограничивается в основном учебными программами, связанными с профессиями, которые связаны информационными  системами, но  сегодня это  стало  возможных в разных  сферах  обучения.

Так, М.А. Манокин, А.Р. Ожегова и Е.А. Шенкман в своем исследовании «Методология Agile в образовательной среде»[4], сравнивая ценности гибкого подхода в принципе с адаптацией его к процессу образования, показывают основные преимущества полноценного внедрения гибких методологий в процесс обучения, выделили несколько идей,  которые  могут быть реализованы в рамках дистанционного  образования.

Первая идея – взаимодействие преподавателя и студента. Оно реализовалось в треx вариантах: на занятии преподаватель спрашивает студентов и инициирует обсуждения вопросов с ними, вне занятий преподаватель встречается со студентами на консультациях, дополнительно преподаватель общается со студентами с помощью электронных средств связи (электронной почты, университетских сервисов и др.).

Вторая  идея – обучение,  ориентированное на  достижение  цели.  В  программе  экстремальной педагогики этот принцип было решено реализовать следующим образом. Материал занятия структурирован  для  наилучшего  соответствия целям и задачам, которые были определены за- ранее; в начале каждого занятия преподаватель объясняет студентам цели и задачи текущего занятия. После того как студенты выполнят задания, проводится контрольное мероприятие в короткой форме,  основная  задача  которого – оценить,  на- сколько успешно были достигнуты цели и задачи, озвученные преподавателем в начале занятия.

Третья идея – обучение в парах: два студента выполняют работу в рамках учебного проекта или домашнее задание в форме работы, точно скопированной с практики парного программирования. Когда один студент непосредственно выполняет задание, второй наблюдает за коллегой, предлагает способы улучшения, альтернативные способы решения проблемы, исправляет ошибки. Периодически они меняются местами: выполнявший задание превращается в проверяющего и на- оборот.

Четвертая  идея – частый  промежуточный контроль знаний студентов. Итоговая оценка усредняется по всем оценкам, полученным за курс, а форма промежуточного контроля может быть любой (например, задания по выполняемому в рамках курса проекту. Регулярный промежуточный контроль знаний студентов соответствует идее частых релизов в экстремальном программировании. Также регулярный контроль помогает обеспечивать обратную связь при преподавании дисциплины – даже когда студенты ничего не сделали по проекту, они ставятся в положение, в котором должны о чем-то отчитаться перед преподавателем.

Пятая идея – простота – означает, что преподаватели  должны  доносить  материал  наиболее простым и понятным способом, чтобы студенты могли легко усваивать материал. Сложности начинаются тогда, когда преподаватели не может оценить  способности  студентов  к  восприятию материала либо переоценивает их возможности, в таком случае тема становится недоступной для понимания студентов. Для решения этой проб- лемы используется частый контроль и поддержка постоянного взаимодействия преподавателя.

Agile-подход допустим не только при работе с проектами в области информационных технологий. Agile находит применение в автомобилестроении, швейной и пищевой промышленности, образовательных проектов и многих других сфер. При достаточном желании, возможен успешный переход к гибкой методологии и, как следствие, получение значительного ряда преимуществ, побуждающих принимать Agile. Грамотно-реализованный Agile подход позволяет достичь следующих результатов:

  1. Раннее получение минимально жизнеспособного проекта, с которым можно в кратчайшие сроки выйти на рынок и оценить конкурентоспособность продукта.
  2. Продукт, полностью соответствующий требованиям заказчика
  3. Существенная экономия бюджета
  4. Возможность быстро приспосабливаться к меняющимся условиям внешней среды
  5. Повышение эффективности работы команды

Основным преимуществом Agile является то, что, он представляет собой особый образ мышления, целый пласт идей, применимых для работы не только над бизнес-проектами, но и для решения множества других прикладных задач. Например, мы после знакомства с Agile настолько прониклись этой идеологией, что теперь активно применяем его в работе над студенческими образовательными проектами.

Так, Agile подразумевает командную работу и сотрудничество, ставя людей и их взаимодействие выше процессов и инструментов. Применительно к обучению — где перед каждым студентом стоит важная задача качественного усвоения знаний — деление на небольшие, хорошо взаимодействующие внутри себя команды помогает наладить взаимопомощь и ускорить процесс выполнения заданий, тем самым увеличивая объем и качество усвоения информации. Параллельно с достижением индивидуальных целей мы уделяем немало внимания развитию своих  команд.

Ежедневные встречи сопровождаются активным обсуждением возникающих в процессе обучения проблем, поиском их решения и активной взаимопомощью в этом. Помимо этого, определяется дальнейший план действий, продумывается перечень задач на «спринт» и оценивается их трудоемкость.

Еще один важный принцип Agile – непрерывная рефлексия с целью повышения эффективности работы.

Усвоение материала подразумевает под собой несколько этапов:

1. Самостоятельное изучение материала – полученного от преподавателя;

2. Проверка качества усвоения знаний за счет проведения мини-тестирования;

3. Индивидуальное решение задач;

4. Совместные обсуждения решения с товарищами по команде, выявление правильного решения.

5. Анализ своей работы, ее правильности, выводы.

6. Ретроспектива на уровне команды, сопровождаемая вопросами: «Что удалось сделать хорошо? Что можно было сделать лучше? Что нового мы можем начать делать, чтобы улучшить результаты?»;

7. Обмен полученным опытом с другими командами. Представители каждой команды рассказывают об основных моментах своей ретроспективы и делятся 1-2 рекомендациями по успешному опыту обучения, которые остальные студенты смогут применить в будущих спринтах.

Если  сравнить стадии Agile  методологию,  то  можно  отметит  его  сходство с циклом Э. Деминга [5] (PDCA- «Plan-Do-Check-Act» – планирование – действие – проверка-корректировка),   что  показывает  сходство  с   традиционным  менеджментом  качества,  только  меняется  частота  этого  цикла,  и  объем  обрабатываемой  информации  увеличивается,  улучшается  контроль  работы.

Таким образом,  в ходе обучения у студентов с преподавателями  складывается более  интенсивный  информационный  обмен, который  можно  реализовывать в условиях  дистанционного  обучения, он  позволяет приобрести практические  навыки  в  ходе  обучения,   способствует  командообразованию, подготовке к работе  в  реальных  условиях, для работы команды можно  использовать сервисы Google Jamboard, Trello, дашборды,  мессенджеры. Работа  в  проекте  требует от  участников большей  организованности, умений,  нацеливает  на  достижение  результатов.


Библиографический список
  1. Балашов, А. И. – Управление проектами: учебник и практикум для СПО / А. И. Балашов, Е. М. Рогова, М. В. Тихонова, Е. А. Ткаченко; под общ. ред. Е. М. Роговой. — М. : Издательство Юрайт, 2015. — 383 с. — Серия: Профессиональное образование. ISBN 978-5-9916-4567-6
  2. ТОП-4 Методологии управления проектами – URL:  http://www.devx.com/enterprise/explore-the-top-4-project-management-methodologies.html
  3. Коул Роб, Скотчер Эдвард – Блистательный Agile. Гибкое управление проектами с помощью Agile, Scrum и Kanban – СПб.: Питер, 2019. – 304 с.: ил. – Серия “IT для бизнеса”
  4. Манокин М. А., Ожегова А. Р., Шенкман Е. А. Методология agile в образовательной среде // Университетское управление: практика и анализ. 2018. №4 (116)-С.83-96. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metodologiya-agile-v-obrazovatelnoy-srede (дата обращения: 28.12.2020).
  5. Деминг Э. Новая  экономика  – М.: Эксмо, 2008. -208 с.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Цыганкова Вера Николаевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация