УДК 376

ФОРМЫ И МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ПРИ ИЗУЧЕНИИ БЮДЖЕТА СЕМЬИ В СТАРШИХ КЛАССАХ

Сочнева Анастасия Сергеевна1, Торопова Анастасия Игоревна1, Рыбина Екатерина Александровна1, Ротанова Валерия Александровна1, Бугрова Анастасия Николаевна1
1ФГБОУ ВО Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет), студент

Аннотация
В статье рассматриваются основные формы и методы преподавания бюджета семьи, опираясь на возрастные особенности старшеклассников с целью создания большей заинтересованности на уроках.

Ключевые слова: , , , ,


Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Сочнева А.С., Торопова А.И., Рыбина Е.А., Ротанова В.А., Бугрова А.Н. Формы и методы обучения, используемые при изучении бюджета семьи в старших классах // Современные научные исследования и инновации. 2021. № 2 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2021/02/94337 (дата обращения: 23.10.2021).

Задача учителя экономики – дать необходимый категориальный аппарат для овладения логикой экономического мышления, заложить основы элементарной экономической культуры, максимально активизировать процесс восприятия учеником новых знаний.

Изучение основ экономики в школе в основном осуществляется традиционными формами – в виде урока, лекции, семинара и т.п. Но можно использовать и специфические организационные формы изучения материала, учитывающие особенности экономических явлений и процессов и дающие возможность учащемуся самостоятельно производить расчеты, связанные с оплатой труда и, в частности, с начислением заработной планы, вести учет личных денежных средств, получать экономическую информацию, анализировать ее и делать соответствующие выводы [1] .

Рассмотрим основные методы обучения, которые можно использовать в работе со старшеклассниками:

1.      Словесные методы занимают ведущее место в системе методов обучения. Словесные методы позволяют в кратчайший срок передать большую по объему информацию, поставить перед обучаемыми проблемы и указать пути их решения. Слово активизирует воображение, память, чувства студентов. Словесные методы подразделяются на следующие виды: рассказ, объяснение, беседа, дискуссия, лекция, работа с книгой, работа в парах.

2.      К наглядным методам обучения относится применение наглядных пособий. Графики, таблицы, диаграммы являются неотъемлемыми атрибутами учебных занятий и побуждают ученика осмысливать любую статистическую информацию. Помимо наглядных пособий учитель может использовать и такой прием, как переход от повествовательного изложения материала к постановке вопросов к аудитории. Это активизирует внимание учащихся.

3.      Активные методы обучения – это система методов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся в процессе освоения учебного материала. К ним можно отнести проблемные ситуации, обучение через деятельность, обучение через игру, групповая и парная работа, деловые игры, драматизация и театрализация, творческая игра «Диалог», «Мозговой штурм», «Круглый стол», дискуссия, метод проектов, методы удивления, любования, уверенности, успеха, метод эвристических вопросов, игровое проектирование и др.

С точки зрения активизации процесса обучения, приоритетным является использование деятельностного подхода. Он предполагает не столько изложение учеником подготовленного домашнего задания, сколько решение конкретных практических заданий с использованием изученного материала. Для этого можно использовать организацию имитационных игр, экономических задач на основе индивидуальных и совместных расчетов, обсуждение реальных фактов для приобретения опыта принятия самостоятельных решений и т.д. Проведение занятий в таких формах требует высокой профессиональной подготовки преподавателя и соответствующего эмоционального настоя [2].

Также для активизации процесса обучения крайне необходима правильная организация самостоятельной работы учащихся. Полезно периодически практиковать подготовку докладов и рефератов по наиболее актуальным проблемам. Проведение «круглых столов». Такие формы позволяют рационально сочетать индивидуальный подход к каждому отдельному ученику с активизацией учебного процесса в целом.

Старшеклассников, по сравнению с учениками начальной и средней школы, заинтересовать намного труднее, именного поэтому учителю необходимо основательно подойти к выбору методов обучения. Следует отметить, что активные методы обучения должны занимать особое место. Выделим основные методы, которые наиболее продуктивно можно использовать в работе со старшеклассниками (рисунок 1). 

Рисунок 1 – Наиболее действенные методы организации уроков экономики со старшеклассниками

Использование в обучении методов имитационного моделирования или активных методов обучения представляет определенную сложность для преподавателей, так как требует не только специальных знаний в области своего предмета, но и владения основами теории и методики игротехнического творчества. К таким методам обучения относятся деловые игры – особый способ построения моделей, допускающий одновременное многостороннее взаимодействие соревнующихся и сотрудничающих игроков. Деловая игра используется для решения комплексных задач усвоения нового, закрепления материала, развития творческих способностей, формирования общеучебных умений, дает возможность учащимся понять и изучить учебный материал с различных позиций.

Таким образом, активные методы являются самыми удачными для изучения темы «Бюджет семьи» со старшеклассниками, а именно деловая игра позволит ученикам в полной мере смогут погрузится в атмосферу планирования и распределения средств.


Библиографический список
  1. Землинская Е.Н. Экономическое образование в школьной программе // Народное образование. – 2012, № 10. – С.220-228.
  2. Концепция развития социально-экономического образования и воспитания в общеобразовательной школе (сокращённый вариант) / Институт общего среднего образования РАО // Дидактика. – 2017, № 5.
  3. Коробковский Г.В., Смирнова Г.А. Экономика домашнего хозяйства: Полезные советы. – Лениздат, 2011. – 320с.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Сочнева Анастасия Сергеевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация