АНАЛИЗ РЕЙТИНГОВОЙ ОЦЕНКИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ НА ПРИМЕРЕ ЗАРУБЕЖНОЙ ПРАКТИКИ

Воронцов Александр Максимович1, Жидков Алексей Андреевич1, Гордеев Кирилл Сергеевич1, Дубровин Никита Алексеевич1, Грибина Галина Александровна1
1Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина, студент

Аннотация
В данной статье рассматривается пример оценки качества деятельности преподавателей профессионального на примере зарубежных коллег. Авторы рассматривают оценку деятельности педагогов на примере США, показано как чем схожи и как отличаются две разные системы рейтинговой оценки деятельности преподавателей профессионального образования в нашей стране и на примере зарубежной страны. Также рассмотрены положительные и отрицательные стороны рейтинговой оценки преподавателей профессионального образования.

Ключевые слова: , , ,


Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Воронцов А.М., Жидков А.А., Гордеев К.С., Дубровин Н.А., Грибина Г.А. Анализ рейтинговой оценки деятельности преподавателя на примере зарубежной практики // Современные научные исследования и инновации. 2021. № 2 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2021/02/94078 (дата обращения: 18.04.2024).

Образование  является  важнейшей  сферой  общественной жизни, от его уровня зависит экономическое развитие страны. Поэтому во всех развитых странах реализация эффективной системы образования является одной из главных государственных функций. В связи с этим в современных условиях уровень квалификации преподавателей,  от  которого  зависит  качество  образования выпускников вузов, является одним из важнейших конкурентных преимуществ высшего учебного заведения.

Таким образом, в настоящее время актуальным является вопрос разработки эффективных методик оценки качества образования выпускников вузов и результативности деятельности преподавателей вузов. Для  поиска  эффективных  технологий  оценки  деятельности преподавателей вузов целесообразно обратиться к опыту зарубежных университетов.

Сравнительный анализ мирового опыта в области оценки качества  деятельности  преподавателей  вузов  позволяет  обобщить подходы и тенденции развития технологий в этом направлении. Система оценки деятельности преподавателей в университетах США. Сегодня образование в этом государстве признано од-

ним из самых качественных и престижных в мире. Более 40 американских вузов входят в ТОП-100 лучших вузов мира. Больше 500 тыс.

иностранных  студентов  ежегодно  получают  высшее  образование  в США, при этом, в их вузах преподают около 75% всех живущих сегодня Нобелевских лауреатов. Поэтому целесообразно рассмотреть их подходы в организации мониторинга и оценки качества деятельности преподавателей университетов [2]. В США основной формой подготовки научно-педагогических кадров для университетов является аспирантура. Чем выше статус вуза,  тем  больший  процент  докторов  наук  среди  преподавательского состава. Кадровая структура в вузах США предусматривает наличие в основном трёх должностных категорий: ассистент, доцент, профессор. При этом внутри каждой из них предусмотрено наличие от 4 до 8 уровней. Переход из одной категории в другую, а также с одного уровня на другой сопровождается процедурой проверки индивидуальных качеств преподавателя.

Процедуре перевода преподавателя из одной категории в другую предшествует отчет внутрикафедральной комиссии, занимающейся этими вопросами, а также оценка внешними экспертами и коллегами качества научно-педагогической деятельности преподавателя, голосование коллектива кафедры, обзор специального комитета (ученого совета), результатов работы и, наконец, решение его руководства кампуса. При необходимости в решении этого вопроса  участвует  управление  по  делам  университета  на  уровне штата.

Подход к оценке деятельности преподавателей в вузах США строится на следующих положениях:

1) уровень образования определяется личностными качествами и уровнем профессионализма преподавателя;

2) условиями  эффективности  оценки  являются  наличие  конкретных критериев и системы консультирования преподавателей по исполнению поручаемых функций;

3) периодическая оценка деятельности преподавательского состава  может  улучшить  моральный  климат  в  преподавательском коллективе и способствовать формированию сильного и эффективного действующего департамента образования.

Университеты  США  имеют  пакет  документов,  содержащих информацию  о  процессе  оценки  деятельности  преподавателей, в том числе периодичность осуществления контроля, и кто его проводит.

Основными целями оценки деятельности преподавателя являются:

1) определение  возможности  повышения  преподавателя  в должности;

2) установления нового уровня заработной платы;

3) диагностика  педагогических  качеств  преподавателя  и направлений, в которых ему необходимо повысить квалификацию;

4) получение необходимой информации о том, какой курс и каких преподавателей выбирают студенты.

Поскольку основной функцией университетов является обучение, то оценке подлежит, как правило, научная, преподавательская и вспомогательная (общественная) деятельность преподавателей. Оценка деятельности преподавателей университетов в США осуществляется на основе профессиональных стандартов.

В соответствии с ними квалифицированный преподаватель должен обладать следующими основными качествами:

1) досконально знать свою дисциплину;

2) уметь ясно и доступно излагать содержание дисциплины и использовать в учебном процессе современные технические средства;

3) связывать излагаемый материал с конкретными примерами из практики;

4) уметь  своевременно  задавать  вопросы,  которые  заставили бы студентов с разных сторон подойти к рассмотрению обсуждаемой темы;

5) быть энтузиастом своего дела и обладать творческим складом ума;

6) быть объективным при подведении итогов;

7) быть активным членом преподавательского коллектива, где он может обмениваться со своими коллегами идеями, быть в курсе современных открытий и тенденций в своей области знаний [1].

Оценка деятельности преподавателей осуществляется по следующим показателям:

1) степень владения предметом;

2) качество организации занятий;

3) соответствие программы курса целям и задачам обучения;

4) применяемые методы обучения;

Современные технологии оценки эффективности

работы кафедры технического вуза

5) использование технических средств;

6) эффективность средств и методов оценки знаний;

7) успеваемость студентов;

8) участие в факультетских мероприятиях по совершенствованию учебного процесса.

При оценке исследовательской деятельности и творческой активности преподавателей учитываются результативность научных исследований, умение привлекать из внешних источников средства на их проведение эффективность работы с аспирантами, а также количество и качество научных и учебных публикаций. Учитываются также и индекс цитирования работ в национальных и зарубежных научных источниках. Процедура оценки деятельности преподавателей сложна. Система оценки, которую использует тот или иной департамент, зависит от требований, существующих в конкретном университете. Каждому преподавателю сообщается фамилия эксперта, который будет осуществлять официальную оценку его деятельности, перечень используемых при этом критериев.

Методика  оценки  качества  деятельности  преподавателей  в университетах США в большинстве случаев учитывает высказываемые мнения, значимость представлений о преподавателе, складывающихся у студентов, руководителей, опытных коллег, союза выпускников и других лиц, имеющих возможность наблюдать за деятельностью конкретного преподавателя [3].

В конечном итоге нам удалось проанализировать , то что многие страны в том числе Россия и США используют рейтинговую систему оценки деятельности преподавателя в профессиональном образовании, также было определенно , что очень много схожих моментов в осуществлении оценки профессионализма между нашей страной и США.


Библиографический список
  1. Рубцова, М.В. Управляемость как основополагающая социолого-управленческая категория / М.В. Рубцова// Вестник Томского государственного университета. -  2009. -  № 320. -  С. 53-57.
  2. Русских,  Г.А. Технология рейтингового обучения/ Г.А. Русских// Дополнительное образование. – 2004. – №12. – С.32-38.
  3. Салимова, Т.А.  Управление качеством/ Т.А. Салимова. – М.: Омега Л,  2008. – 414с.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «kamickadzovich»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация