Образование является важнейшей сферой общественной жизни, от его уровня зависит экономическое развитие страны. Поэтому во всех развитых странах реализация эффективной системы образования является одной из главных государственных функций. В связи с этим в современных условиях уровень квалификации преподавателей, от которого зависит качество образования выпускников вузов, является одним из важнейших конкурентных преимуществ высшего учебного заведения.
Таким образом, в настоящее время актуальным является вопрос разработки эффективных методик оценки качества образования выпускников вузов и результативности деятельности преподавателей вузов. Для поиска эффективных технологий оценки деятельности преподавателей вузов целесообразно обратиться к опыту зарубежных университетов.
Сравнительный анализ мирового опыта в области оценки качества деятельности преподавателей вузов позволяет обобщить подходы и тенденции развития технологий в этом направлении. Система оценки деятельности преподавателей в университетах США. Сегодня образование в этом государстве признано од-
ним из самых качественных и престижных в мире. Более 40 американских вузов входят в ТОП-100 лучших вузов мира. Больше 500 тыс.
иностранных студентов ежегодно получают высшее образование в США, при этом, в их вузах преподают около 75% всех живущих сегодня Нобелевских лауреатов. Поэтому целесообразно рассмотреть их подходы в организации мониторинга и оценки качества деятельности преподавателей университетов [2]. В США основной формой подготовки научно-педагогических кадров для университетов является аспирантура. Чем выше статус вуза, тем больший процент докторов наук среди преподавательского состава. Кадровая структура в вузах США предусматривает наличие в основном трёх должностных категорий: ассистент, доцент, профессор. При этом внутри каждой из них предусмотрено наличие от 4 до 8 уровней. Переход из одной категории в другую, а также с одного уровня на другой сопровождается процедурой проверки индивидуальных качеств преподавателя.
Процедуре перевода преподавателя из одной категории в другую предшествует отчет внутрикафедральной комиссии, занимающейся этими вопросами, а также оценка внешними экспертами и коллегами качества научно-педагогической деятельности преподавателя, голосование коллектива кафедры, обзор специального комитета (ученого совета), результатов работы и, наконец, решение его руководства кампуса. При необходимости в решении этого вопроса участвует управление по делам университета на уровне штата.
Подход к оценке деятельности преподавателей в вузах США строится на следующих положениях:
1) уровень образования определяется личностными качествами и уровнем профессионализма преподавателя;
2) условиями эффективности оценки являются наличие конкретных критериев и системы консультирования преподавателей по исполнению поручаемых функций;
3) периодическая оценка деятельности преподавательского состава может улучшить моральный климат в преподавательском коллективе и способствовать формированию сильного и эффективного действующего департамента образования.
Университеты США имеют пакет документов, содержащих информацию о процессе оценки деятельности преподавателей, в том числе периодичность осуществления контроля, и кто его проводит.
Основными целями оценки деятельности преподавателя являются:
1) определение возможности повышения преподавателя в должности;
2) установления нового уровня заработной платы;
3) диагностика педагогических качеств преподавателя и направлений, в которых ему необходимо повысить квалификацию;
4) получение необходимой информации о том, какой курс и каких преподавателей выбирают студенты.
Поскольку основной функцией университетов является обучение, то оценке подлежит, как правило, научная, преподавательская и вспомогательная (общественная) деятельность преподавателей. Оценка деятельности преподавателей университетов в США осуществляется на основе профессиональных стандартов.
В соответствии с ними квалифицированный преподаватель должен обладать следующими основными качествами:
1) досконально знать свою дисциплину;
2) уметь ясно и доступно излагать содержание дисциплины и использовать в учебном процессе современные технические средства;
3) связывать излагаемый материал с конкретными примерами из практики;
4) уметь своевременно задавать вопросы, которые заставили бы студентов с разных сторон подойти к рассмотрению обсуждаемой темы;
5) быть энтузиастом своего дела и обладать творческим складом ума;
6) быть объективным при подведении итогов;
7) быть активным членом преподавательского коллектива, где он может обмениваться со своими коллегами идеями, быть в курсе современных открытий и тенденций в своей области знаний [1].
Оценка деятельности преподавателей осуществляется по следующим показателям:
1) степень владения предметом;
2) качество организации занятий;
3) соответствие программы курса целям и задачам обучения;
4) применяемые методы обучения;
Современные технологии оценки эффективности
работы кафедры технического вуза
5) использование технических средств;
6) эффективность средств и методов оценки знаний;
7) успеваемость студентов;
8) участие в факультетских мероприятиях по совершенствованию учебного процесса.
При оценке исследовательской деятельности и творческой активности преподавателей учитываются результативность научных исследований, умение привлекать из внешних источников средства на их проведение эффективность работы с аспирантами, а также количество и качество научных и учебных публикаций. Учитываются также и индекс цитирования работ в национальных и зарубежных научных источниках. Процедура оценки деятельности преподавателей сложна. Система оценки, которую использует тот или иной департамент, зависит от требований, существующих в конкретном университете. Каждому преподавателю сообщается фамилия эксперта, который будет осуществлять официальную оценку его деятельности, перечень используемых при этом критериев.
Методика оценки качества деятельности преподавателей в университетах США в большинстве случаев учитывает высказываемые мнения, значимость представлений о преподавателе, складывающихся у студентов, руководителей, опытных коллег, союза выпускников и других лиц, имеющих возможность наблюдать за деятельностью конкретного преподавателя [3].
В конечном итоге нам удалось проанализировать , то что многие страны в том числе Россия и США используют рейтинговую систему оценки деятельности преподавателя в профессиональном образовании, также было определенно , что очень много схожих моментов в осуществлении оценки профессионализма между нашей страной и США.
Библиографический список
- Рубцова, М.В. Управляемость как основополагающая социолого-управленческая категория / М.В. Рубцова// Вестник Томского государственного университета. - 2009. - № 320. - С. 53-57.
- Русских, Г.А. Технология рейтингового обучения/ Г.А. Русских// Дополнительное образование. – 2004. – №12. – С.32-38.
- Салимова, Т.А. Управление качеством/ Т.А. Салимова. – М.: Омега Л, 2008. – 414с.
Количество просмотров публикации: Please wait