Государство выступает полноправным субъектом международных частноправовых отношений. Особенности реализации данных отношений являются актуальной проблемой, о чем свидетельствует непрерывная работа Комиссии международного права ООН, которая занимается кодификацией правовых норм об иммунитетах государств и их собственности.
Международно-правовые отношения, в которых участвует государство, обладает независимостью и равноправием участников. С одной точки зрения, присутствие государства в частноправовых отношениях не меняет его содержания, а с другой властная природа государства оказывает большое влияние на его правовое положение.
В соответствии со ст.124 Гражданского кодекса РФ Российская Федерация, её субъекты и муниципальные образования могут участвовать в гражданско-правовых отношениях на равных началах. В соответствии с этой статьей государство обладает теми же правами и обязанностями, что и остальные участники гражданско-правовых отношений.
Государство как самостоятельный участник гражданско-правовых отношений часто становится субъектом международных отношений с иностранным элементом. Государство будет являться участником таких отношений при покупке участка земли в государственных целях на территории иностранного государства, при заключении договора с зарубежной фирмой о строительства новых сооружений, при хранении денежных средств в иностранных банках. Стоит отметить тот факт, что в гражданско-правовых отношениях с иностранным элементом участвуют все государства вне зависимости от их степени развития, социального или экономического строя.
Развитие международных экономических связей, интернационализация увеличивает роль государства в международных правовых отношениях. Наряду с распространенными видами участия государств в международных отношениях, популярность приобретают все новые формы взаимодействия государств. В качестве примера можно выделить концессионные соглашения, в соответствии с которыми государство предоставляет на безвозмездной или срочной основе иностранному государству право на освоение природных богатств [1]. Между Российской Федерацией и Китаем в рамках межправительственного соглашения был реализован проект по строительству моста, соединяющий обе стороны Амура. Российские и китайские строители производили работы одинаково, каждой группе было положено возвести ровно половину моста. Потом стороны состыковали обе части моста между Россией и Китаем. Это является примером гражданско-правовых отношений между государствами с использованием концессионного соглашения.
Государства активно ведут международную частноправовую деятельность и являются участниками международного частного права. При аренде жилья, заключении сделки за рубежом, государство не подчиняется юрисдикции этого иностранного государства. Отсюда следует сделать вывод о том, что правовой режим государства как субъекта проявляется в его иммунитете от иностранной юрисдикции.
Неподчинение государства юрисдикции иностранного государства не подразумевает полного отказа иностранного государства от своей юрисдикции. Однако ограничения в применении определенных принудительных мер к иностранному государству не означает игнорирование законов данного государства. В соответствии с Венской конвенцией о дипломатических сношениях 1961 г, все государства, реализующие свою деятельность в иностранном государстве, должны придерживаться местных законов, традиций и обычаев. Предоставление иммунитета заключается в неприменении принудительных мер, судебных решений, административных взысканий [2].
Особенность правового положения государства как участника гражданско-правовых отношений с иностранным элементом сводится к его праву на иммунитет. Важно отметить, что не всегда государство будет обладать таким правом. Правом иммунитета государство будет обладать при решении вопроса, связанного с территориальной юрисдикцией иностранного государства. Например, если вопрос касается имущества, на которое необходимо наложить арест, но оно находится в иностранном государстве.
Проблема наличия иммунитета государства и его собственности является актуальной в системе международного права. Такое явление вызвано необходимостью обеспечения официальных взаимоотношений между странами. Реализовать официальные отношения было бы затруднительно, если бы представитель пребывающего государства зависели от власти этого государства.
Законодательство, касающееся государственного иммунитета, страны начали принимать еще во второй половине ХХ века. Например, в США в 1976 году приняли закон «Об иммунитетах иностранного государства, в 1978 году в Великобритании «Акт об иммунитете государства», в 1979 году в Сингапуре приняли такое акт, далее в Пакистане, ЮАР, Канаде, Австралии. В некоторых странах отсутствует специальное законодательство об иммунитете, тогда применяются нормы, установленные в иных нормативных актах [3].
В Российском законодательстве содержатся все современные тенденции, касающиеся участия государства в гражданско-правовых отношениях, осложненных иностранным элементом. В соответствии со ст.1204 ГК РФ «К гражданско-правовым отношениям, осложненным иностранным элементом, с участием государства правила настоящего раздела применяются на общих основаниях, если иное не установлено законом».
Данное положение представляет собой двустороннюю коллизионную норму. Оно не ограничивается применением только к российскому государству и его субъектам, а подлежит реализации и к отношениям, в которых участником является иностранное государство, когда к нему должны применяться нормы российского международного частного права.
Библиографический список
- Околота Д.П. Суверенное государство как базовый фактор международных отношений в теории международных отношений // Скиф. 2020. №9 (49), 209-220.
- Анисимова С.Ш. Внешнеполитический имидж государства как атрибут современных международных отношений // Sciences of Europe. 2021. №67-3, 42-45.
- Ефанова Е.В., Глазков А.А. Образ России в системе международных отношений: содержание имиджевой стратегии // Русская политология. 2016. №1, 92-97.