Под политикой тут понимается совокупность действий, которые используются для достижения поставленных целей и определяют отношения с людьми. Товарная политика в свою очередь представляет собой систему мероприятий, суть которых состоит в планировании ассортимента выпускаемой продукции. Эффективная реализация товарной политики предприятия требует учета следующих моментов:
- рассмотрения товаров и услуг как комплекс определенных качественных и количественных характеристик, которые должны находиться в соответствии с установленными государственными органами или предприятием стандартами. Помимо этого не стоит забывать про сертификацию продукции.
- взгляд с позиции клиента – он может отличаться от позиции производителя. Товарная политика – это система связанных друг с другом решений, одним из которых является решение о товарной марке на реализуемый вид продукции. На этом этапе необходимо решить, нужна ли товарная марка, будет она единая или их будет несколько, необходимо ли расширение границ ее использования. На этом этапе необходимо решить, нужна ли товарная марка, будет она единая или их будет несколько, необходимо ли расширение границ ее использования. Кроме того важными являются решения об упаковке товара, о дополнительной к основной продукции.
- принятие решение о сроках начала разработки и производства нового вида продукции и прекращения выпуска существующего [1].
Будучи запущенным в производство каждый товар вступает в свой жизненный цикл, который включает в себя 4 этапа:
- выведение на рынок (минимум прибыли и медленный рост продаж).
- рост (быстрое увеличение продаж и прибыли). Предприятие вносит усовершенствования в товар, осваивает новые сегменты рынка и немного снижает цены.
- зрелость (продажи больше не растут, прибыль становится стабильной). Перед предприятием появляется задача внедрить что-то новое для оживления сбыта. Для оживления сбыта предприятие изыскивает различные новаторские приемы.
- упадок (сокращение сбыта и прибыли). Предприятие должно установить устаревание товара и решить остановить его производства [2].
Освоение новой продукции начинается созданием опытного образца и заканчивается серийным производством. Этот процесс делится на несколько видов – техническое, экономическое и производственное освоение. Производство и выпуск новой продукции происходит в соответствии с методами и принципами инновационной политики.
В основе разработки товарной политики лежит системный, ситуационный подход. Решения формируются таким образом, что учитываются взаимодействия ресурсов и целей предприятия и возможностей рынка. Благодаря стратегическому подходу обеспечивается соответствие продукции стратегическим целям предприятия [3].
Следовательно, можно сделать вывод, что товарная политика является деятельностью, которая непосредственно связана с планированием и реализацией комплекса мероприятий и стратегий по формированию конкурентных преимуществ относительно краткосрочных и долгосрочных целей предприятия.
Библиографический список
- Абдурашитова П.М. Содержание товарной политики предприятия // Экономика и бизнес: теория и практика. 2020. №9-1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/soderzhanie-tovarnoy-politiki-predpriyatiya (дата обращения: 30.12.2021).
- Основы товарной политики [Электронный ресурс]: учеб. пособие / Е. А. Антинескул, Е. А. Керзина, А. А. Ясырева; Перм. гос. нац. исслед. ун-т. – Электрон. дан. – Пермь, 2019. – 16,5 Мб; 102 с. – Режим доступа: http://www.psu.ru/files/docs/science/books/ uchebnie-posobiya/osnovy-tovarnoj-politiki.pdf.
- Экономика организации (предприятия): учебное пособие / Т. К. Руткаускас [и др.]; под общ. ред. д-ра экон. наук, проф. Т. К. Руткаускас. – 2-е изд., перераб. и доп. – Екатеринбург: Изд-во УМЦ УПИ, 2018. – 260 с.