ИННОВАЦИОННЫЙ ФОРМАТ «СТАРТАП КАК ДИПЛОМ» В РОССИЙСКИХ ВУЗАХ (НА ПРИМЕРЕ УРАЛЬСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО УНИВЕРСИТЕТА)

Шершнева Елена Геннадьевна1, Пархаева Анна Андреевна2
1ФГАОУ ВО Уральский федеральный университет, кандидат экономических наук, доцент кафедры банковского и инвестиционного менеджмента
2ФГАОУ ВО Уральский федеральный университет, магистрант

Аннотация
В статье рассматриваются особенности нового типа выпускной квалификационной работы в форме бизнес-проекта – «Стартап как диплом». Это инновационное направление только начинает реализовываться в российской образовательной среде и, как видится исследователям, позволит инкубировать и масштабировать студенческие инновации. На примере Уральского федерального университета показана организационно-технологическая инфраструктура, созданная для развития инновационного и предпринимательского потенциала студентов. Отмечено, что при подготовке диплома в форме стартап-проекта фокус внимания направлен на три ключевых аспекта: команда, бизнес-идея, инвестиции.

Ключевые слова: , , , , , ,


Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Шершнева Е.Г., Пархаева А.А. Инновационный формат «Стартап как диплом» в российских вузах (на примере Уральского федерального университета) // Современные научные исследования и инновации. 2021. № 12 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2021/12/97294 (дата обращения: 02.07.2024).

Глобальные изменения, происходящие в социально-экономической и технологической сферах, переформатировали позиции национальных университетов от простых «трансляторов знаний» к инновационным «драйверам развития» отраслей и территорий. Большинство экономически развитых стран приходит к пониманию новых функций университетов в инновационной экономике. Впервые эту позицию представили в своей работе Г. Ицковиц и Л. Лейдерсдорф, обозначив ее как «тройную спираль» (Triple Helix) [1]. Концепция «тройной спирали» предполагает, что именно университеты становятся центрами и площадками для реализации трех важнейших миссий в контексте инновационного развития:

1) подготовки кадров по перспективным направлениям;

2) генерации знаний и технологий;

3) продвижения новых форм инновационного предпринимательства.

Для выполнения вышеперечисленных функций университетам необходима соответствующая организационно-деловая инфраструктура, позволяющая поддерживать научно-исследовательские студенческие проекты. В качестве элементов такой инфраструктуры можно выделить как традиционные форматы деятельности, такие как совместные НИИ и лаборатории, создание «базовых» кафедр предприятий на разных факультетах, выполнение НИОКР и НИР по заказу предприятий, так и инновационные инструменты развития научного и коммерческого потенциала молодежи: бизнес-инкубаторы, научные акселераторы, технопарки, спин-оффы, центры трансфера технологий, проекты в формате «Стартап как диплом».

Учитывая новизну и рост интереса к такому виду итоговой государственной аттестации как защита предпринимательского проекта, далее рассмотрим особенности реализации программы «Стартап как диплом» в российской образовательной среде.

Впервые о необходимости проведении защиты выпускной квалификационной работы в формате презентации и обоснования научно-предпринимательского проекта в российских университетах высказывался в 2014 году профессор М.И. Егоров [2]. Перспективность реализации такого подхода виделась в том, что он мог быть применим ко многим направлениям и профилям университетского образования, и, главным образом, мог бы предоставить студентам возможность начать свой собственный бизнес по получаемой специальности.

Основное отличие «Стартапа как диплома» от обычной выпускной квалификационной работы состоит в том, что команда студентов создает проект или уже реализует реальный бизнес в областях, соответствующих их образовательному направлению или специальности. В конце обучения они защищают этот проект перед аттестационной комиссией университета и потенциальными инвесторами.

По мнению авторов В.Г. Тютюкова, С.В. Галицына, Д.В. Чилигина и др., «Стартап как диплом» открывает возможности как для студентов, так и для университетов. Преимущества для вузов заключаются в формировании инвестиционной среды, начиная от создания системы инкубации и «предпосевных» инвестиций и завершая организацией взаимодействия со стратегическими инвесторами [3]. Для студентов участие в таких проектах является не только потенциально доходным делом, но и предоставляет широкие возможности для того, чтобы «прокачать» свои soft и hard skills, произвести на свет уникальную технологию или инновационный продукт. Как отмечают В.Г. Тютюков и П.В. Бородин, в условиях работы над бизнес-проектом создаются прекрасные возможности для продолжения формирования компетенций, связанных с умениями работать в команде и принимать решения в рисковых ситуациях. Кроме того, студенты становятся более ответственными и дисциплинированными, приобретают лидерские качества, навыки планирования и прогнозирования, учатся противостоять стрессовым воздействиям [4].

Практическая реализация программы «Стартап как диплом» началась в 2017 году, и к 2021 году к ней уже подключились почти 50 российских университетов, в том числе и Уральский федеральный университет (далее – УрФУ). Являясь крупнейшим образовательным центром Уральского региона, УрФУ нацелен на формирование инновационной технологической, предпринимательской и кадровой экосреды, способствующей созданию наукоемкой продукции, развитию командных бизнес-проектов с дальнейшим их внедрением на предприятиях и в сфере государственного управления.

Начиная с 2020 года для студентов бакалавриата и магистратуры в УрФУ действует программа «Стартап как диплом», благодаря которой инициативные студенты-предприниматели могут получить от вуза поддержку своей идеи и защитить стартап в качестве диплома. Организационно-технологической основой для реализации программы «Стартап как диплом» в УрФУ стала платформа «Инновационный дайвинг» и следующие ежегодные мероприятия:

1)      диагностика предпринимательских компетенций;

2)      годовая стажировка в Новой Москве в стартап-студии «ТехноСпарк»;

3)      акселератор УрФУ;

4)      майнор по технологическому предпринимательству.

Календарный график мероприятий по прохождению стажировок и подготовке дипломов представлен в Таблице 1.

Таблица 1. Календарный план подготовки выпускной квалификационной работы (ВКР) в формате защиты стартап-проекта в УрФУ.

Месяц учебного года

Уровень подготовки, семестры

Мероприятия

Март – июнь

 

 

Бакалавриат 6 семестр, магистратура 2 семестр Диагностика компетенций технологического предпринимательства, отбор на стажировку.
Сентябрь – декабрь Бакалавриат 7 семестр, магистратура 3 семестр Сбор заявок от институтов на подготовку дипломов в формате стартапа.

Проведение Акселератора и Иннодайвинга.

Сбор заявок на стажировку.

Февраль – июнь

 

 

Бакалавриат 8 семестр, магистратура 4 семестр Майнор «Технологическое предпринимательство»

Онлайн-тренажер.

Стажировка.

Предзащита ВКР.

Защита ВКР в формате «Стартап как диплом»

Далее рассмотрим основные критерии отбора стартап-проектов.

1. Наличие команды проекта, так как идея стартапа нацелена на объединение студентов в команды. Сплоченная работоспособная творческая команда может цениться даже больше, чем идея проекта. Насколько успешным может получиться проект на ранних этапах, еще неизвестно, и инвесторы часто вкладывают свои деньги не столько в идею, сколько в команду [5].

2. Проект и демонстрация результата работы. В качестве результата экспертная комиссия университета принимает модель или прототип бизнеса с минимально жизнеспособным продуктом, а также конструкторско-технологическую документацию. Если представляется реально действующий проект, то результатом может быть факт продажи продукции ил оказания услуг, привлечение инвестиций.

3. Наличие бизнес-плана и аналитического отчета по проекту. Важно продемонстрировать аналитические данные, сопутствующие разным этапам бизнес-проекта: от исследования конфликтов в сфере интеллектуальной собственности до экономической модели развития стартап-проекта. Для повышения инвестиционной привлекательности нужно охарактеризовать риски проекта, ожидаемый финансовый результат, маркетинговый план, а также показать возможности развития проекта в будущем.

За период 2020-2021 в УрФУ прошли диагностику предпринимательских компетенций 700 участников, допущены к защите ВКР в формате «Стартап как диплом» 22 студента. Из них успешно защищены 13 бизнес-проектов, получено 2 гранта от университета на развитие и поддержку проекта. Представленные цифры подтверждают достаточно высокий интерес студентов «на старте», однако до финишного состояния доходит лишь несколько проектов.

Таким образом, при подготовке диплома в форме стартап-проекта фокус внимания направлен на три ключевых аспекта: команда – бизнес-идея – инвестиции. При этом вопрос финансирования является самым проблемным компонентом в процессе воплощения идеи в реальный бизнес. Следовательно, функциями университета должны быть консультационная поддержка и, возможно, принятие на себя посреднической миссии при поиске инвесторов. Можно предположить, что дальнейшая реализация формата «Стартап как диплом» потребует тесной коллаборации университетов, научно-исследовательских организаций, предприятий-партнеров и финансовых институтов. Такое взаимодействие будет способствовать развитию малого технологического бизнеса, внедрению разработанных в университетах технологий в производство, созданию рабочих мест и, в целом, повышению инновационного потенциала региона.


Библиографический список
  1. Овчинникова О.П., Овчинникова Н.Э. Роль современного университета в инновационном развитии региона // Вестник Омского университета. Серия Экономика. 2018. № 2 (62). С. 154-163.
  2. Егоров М.И. Стартапы как дипломный проект (новая модель высшего образования) // Сборник тезисов международной конференции «Формирование профессиональных предпринимательских компетенций молодежи в процессе обучения предпринимательству». Москва: Московский финансово-промышленный университет «Синергия». 2014. С. 94–98.
  3. Тютюков В.Г., Галицын С.В., Чилигин Д.В., Иванов А.В., Кошелев А.А., Бородин П.В. Образовательный проект «Стартап как диплом» в вузе физической культуры // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2021. № 2 (192). С. 326-337.
  4. Tyutyukov V.G., Borodin P.V. Teaching students of entrepreneurship through the implementation of the educational project «Starting a business as a diploma» // Science. Education. Practice: proceedings of the International University Science Forum (Canada, Toronto). 2021. February 10, Part 2. Infinity Publishing. pp. 38–45.
  5. Мухамедиева С.А., Трусов А.Н., Трусова Н.М. Стартапы и высшая школа: проблемы и перспективы // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2019. № 4 (36). С. 140-144.


Все статьи автора «Шершнева Елена Геннадьевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация