ГОТОВНОСТЬ РЕБЕНКА К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ

Абросимова Мария Алексеевна1, Дубровин Никита Алексеевич1, Воронцов Александр Максимович1, Ермолаева Екатерина Львовна1, Илюшина Елена Сергеевна1
1Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина

Аннотация
Готовность к обучению в школе представляет собой комплексный процесс адаптации детей к школьной программе, характеризующийся достижением дошкольником физического, психологического, социального и интеллектуального уровня развития. В статье рассмотрена психологическая готовность детей к школе и её компоненты.

Ключевые слова: , , , ,


Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Абросимова М.А., Дубровин Н.А., Воронцов А.М., Ермолаева Е.Л., Илюшина Е.С. Готовность ребенка к обучению в школе // Современные научные исследования и инновации. 2021. № 12 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2021/12/97288 (дата обращения: 18.04.2024).

На сегодняшний день содержание дошкольного образования направлено на создание гуманной развивающей среды, в которой формируется личность ребенка. При поступлении в школу ребёнок принимает новую социальную роль школьника, усваивает новую (учебную) деятельность и систему знаний.  Так формируется готовность к систематическому обучению в школе [1].

Подготовка к школе – это организация деятельности детей, основанная на знании закономерностей психического развития, возрастных особенностей и потребностей ребенка, в ходе которой личность дошкольника развивается с разных сторон. Кроме этого подготовка к школе проявляется в виде школьной зрелости, которая свидетельствует о способности ребенка перейти от одного этапа обучения к другому. Школьная зрелость – это состояние психики и организма человека, при котором он способен обучаться в школе.

Во многих зарубежных исследованиях изучались взаимосвязи между физическими и психическими показателями подготовки к школе, а также между этими показателями и школьной успеваемостью. Я. Йирасека, А. Керна, С. Штребела считали, что ребенок, готовящийся к поступлению в школу, должен быть зрелым в умственном, эмоциональном и социальном отношениях, из которых состоят критерии подготовки к школе. Так, Д.Б. Эльконин, определял подготовленность к школе наличием предпосылок учебной деятельности. Анализируя эти предпосылки, он выделил следующие параметры:

  • умение действовать по правилу и определять способ действия;
  • умение соблюдать определенную систему требований;
  • умение делать задание по образцу;
  • умение воспринимать устные указания и в соответствии с ними выполнять задание;
  • умение оценивать свою деятельность и деятельность других детей;
  • умения контролировать свои действия.

Соответственно, первоклассник должен обладать знаниями об окружающем мире и определенным уровнем умственного и эмоционально-волевого развития.

Л.С. Выготский считал, что готовность к школе определяется не знаниями, а развитием интеллектуальных процессов: умением обобщать и дифференцировать в соответствующих категориях предметы и явления, выделять существенное в них, уметь сравнивать, находить причины явлений и делать выводы.

По мнению Л.И. Божовича, готовность дошкольника проявляется в желании учиться, внутренней позиции – занять определенное место в обществе, соответствующее познавательной потребности.

К дополнительным показателям готовности автор относит:

  • физическое развитие;
  • определенный запас знаний;
  • представление о социальных отношениях;
  • культура поведения и общения;
  • грамотная речь;
  • мелкая моторика рук, применяемая в письме;
  • стремление учиться, любознательность.

Существую также и другие критерии готовности к школе, выделенные учеными. Вышеперечисленные критерии подготовки дошкольников можно классифицировать в основные виды компонентов готовности, включающие физическую, интеллектуальную и психологическую (личностную) готовность. Последняя также делится на коммуникативную, эмоционально-волевую и мотивационную.

Психологическая готовность к школе – это достижение дошкольником такого уровня психического развития, которое позволяет ему успешно осваивать учебную программу во время обучения в школьном коллективе одноклассников.

Так, Л.И. Божович определила параметры психического развития ребенка, влияющие на успешность школьного обучения. Один из них – мотивационное развитие дошкольника, сочетающее познавательные и социальные стремления обучения, произвольное поведение и интеллектуальную сферу. Основополагающим параметром, по мнению Л.И. Божович, является мотивационный план [1].

На появление у детей стремления к новой школьной жизни, занятиям, на которых происходит усвоение новых навыков и знаний влияет отношение родителей к учебе, как к важной деятельности. Желание ребенка занять социальное положение приводит к созданию его внутренней позиции. Такое центральное личностное новообразование, определяет деятельность ребенка и систему его отношений к действительности, себе и окружающим. Мотивация к обучению формируется из: хороших представлений о школе; желания учится и усваивать новые знания; устоявшейся позиции ребенка [3].

Л.И. Божович выделила две группы мотивов обучения:

1) широкие социальные мотивы дошкольника, вызванные потребностью общения с другими людьми, и желанием занять место в общественных отношениях;

2) мотивы, возникающие в связи с интеллектуальной деятельностью или познавательной потребностью.

Интеллектуальный компонент психологической готовности к школе представляет собой не только запас усвоенных ребенком знаний, но и уровень развития интеллектуальных процессов [2]. Интеллектуальная готовность предполагает наличие у ребенка кругозора, запаса конкретных знаний. Ребенок должен владеть планомерным и расчлененным восприятием, элементами теоретического отношения к изучаемому материалу, обобщенными формами мышления и основными логическими операциями, смысловым запоминанием. Интеллектуальная готовность также предполагает формирование у ребенка начальных умений в области учебной деятельности, в частности, умения выделить учебную задачу и превратить ее в самостоятельную цель деятельности [3].

Школа выступает соединительным этапом между детством и взрослостью, при этом посещение дошкольных учреждений – необязательно, в отличие от школы. Перед поступлением в школу у ребенка возникает две основные потребности – в познании мира и в общении со взрослыми на новом уровне, что проявляется в сознательном формировании и воплощении намерений, или, по-другому, произвольном поведении ученика или волевой готовности [2]. Волевая готовность представляет собой уровень произвольно управляемого поведения, произвольной регуляции процессов психики, действий; усвоение структуры деятельности и поведения, в которой достигаются мотивы и цель, активизируются усилия, регулируется психическая активность [3].

Особое место в психологической готовности ребенка к школе отводится произвольности. Проблема рассмотрения произвольности состоит в том, что, с одной стороны, произвольное поведение представляется как новообразование младшего дошкольника, которое развивается при учебной (ведущей) деятельности в этом возрасте, а с другой – недостаточный уровень развития произвольности препятствует началу школьного обучения.

Таким образом, готовность к школе сочетает в себе три основных компонента – физическую, интеллектуальную и психологическую готовность [1]. Для формирования психологической готовности необходимо определение целей и принципов организации обучения и воспитания в дошкольных учреждениях. Психологическое сопровождение деятельности детей в дошкольном учреждении должно способствовать созданию психолого-педагогических условий для успешного развития и социализации личности дошкольника.


Библиографический список
  1. Формирование психологической готовности дошкольников к обучению в школе. URL: http://elar.uspu.ru/bitstream/uspu/4737/1/07Lyahova2.pdf (дата обращения: 17.12.2021).
  2. Диагностическая программа по определению психологической готовности детей к школьному обучению (Н.И. Гуткина). URL: http://testoteka.narod.ru/got/1/02.html (дата обращения: 17.12.2021).
  3. Сорокина А.А. Психологическая готовность детей к школьному обучению // Территория науки. 2016. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskaya-gotovnost-detey-k-shkolnomu-obucheniyu (дата обращения: 17.12.2021).
  4. Иванова Л.В., Пермякова Н.В. Исследование формирования психологической готовности детей к школьному обучению // Концепт. 2015. №12. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/issledovanie-formirovaniya-psihologicheskoy-gotovnosti-detey-k-shkolnomu-obucheniyu (дата обращения: 23.12.2021).


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «candy»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация