ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ УЧАЩИХСЯ ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНТЕРАКТИВНОЙ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ

Егорова Сания Булатовна
Ишимский педагогический институт имени Петра Павловича Ершова (Филиал федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Тюменский государственный университет»)

Аннотация
Цель статьи заключается в изучении различных подходов в формировании коммуникативной компетенций, учащихся на уроках биологии в опыте практикующих педагогов. Актуальность темы связана с тем, что на сегодняшний день в процессе образования происходит внедрение различных технологий обучения для развития компетенций школьника. Формирование коммуникативных компетенций является одной из главных задач современного образования.

Ключевые слова: , , , , , ,


Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Егорова С.Б. Формирование коммуникативных компетенций учащихся посредством использования интерактивной технологии обучения на уроках биологии // Современные научные исследования и инновации. 2021. № 12 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2021/12/97257 (дата обращения: 19.04.2024).

Современное образование преобразует традиционную систему обучения, на ряду с развитием умений, знаний и навыков, встаёт развитие различных компетенций у учащихся, которые формируются при использовании разных технологий обучения.

В работе Е.А Покладовой под «интерактивным обучением» понимается диалоговая система обучения, которая направляет учащихся на совершенствование творческих и интеллектуальных способностей. Именно это отличает данную систему от традиционной, в которой не происходит активного стимулирования решения творческой ситуации. [1, с. 124]

Эта мысль подтверждается в работе В.А Исаевой и О.Ю Елсуковой, они утверждают, что технология интерактивного обучения подразумевает не пассивную передачу информации, как в традиционной системе, а активную, при помощи создания проблемных ситуаций. Главной задачей здесь будет являться – преодолевание самостоятельного решения сложных затруднений. Однако, в этой работе, уделяется особое внимание тому, что всё вышесказанное способствует – созданию всесторонне-гармоничной развивающейся личности. [2, с.60]

Рассматривая работу Н.А Малетиной, выделили несколько принципов интерактивного обучения:

  1. Центральное место в обучении предоставляется учащимся;
  2. Главной задачей учителя, является обеспечение той среды, в которой ученики будут инициаторами учебного процесса;
  3. Развитие и установление коммуникативных умений.

Также, в данной работе рассматриваются понятие и преимущества интерактивной технологии. Она описана, как технология, позволяющая ученикам анализировать и мыслить неординарно и творчески, правильно обосновывая позицию, реализующая такие компетенции, как коммуникативная, образовательная и адаптационная. Все эти компетенции позволяют видеть проблемную ситуацию и находить её нестандартное решение, проявляя при этом лояльность и терпимость к своим конкурентам и команде, что способствует более глубокому и лёгкому процессу обучения без прерий и конфликтов.
[3, с.54]

При использовании данной технологии любой ученик приобретает социальный опыт, накапливаемый в процессе взаимодействия с другими учениками и коллективом путём нацеливания определённого плана действий, который приведёт их к решению общей проблемы или вопроса. В результате происходит всеобщее вовлечение коллектива в совместную деятельность.

Поэтому интерактивная технология обучения помогает в формировании активной деятельности учащихся, что полностью соответствует требования ФГОС и социальным потребностям общества. Данную технологию можно использовать на уроках различного плана от уроков по изучению нового материала, до уроков обобщения и применения теоретических знаний на практике.

По мнению Н.М Семчука и, Е.А Машуры, интерактивные технологии могут быть использованы в обучении биологии. Так как эти технологии содержат приёмы, которые могут обеспечить активное включение всех качеств личности ребёнка, то есть происходит процесс        мотивации. Приводятся примеры некоторых методик и приёмов, которые могут быть использованы на уроках биологии, например, «Аудит» , «Прогулка» , «Обсуждение картин».[4,с.114]

В работе А.К Осиповой, К.Ю Шестаковой, рассмотрены возможность использования интерактивной технологии на уроках биологии и её влияние на уровень знаний учащихся.[5, с.277-279]

Для максимальной реализации мыслительных и неординарных творческих способностей у учащихся используются современные интерактивные образовательные технологии. При их использовании снижается дополнительная нагрузка ученика, благодаря снижению затрат и сил на выполнение домашнего задания. Всё вышеперечисленное направленно на индивидуализацию и вариативность обучение, а также для облегчения труда учителей и педагогов.

Приёмы и методы интерактивной технологии возможно применять на любых этапах урока биологии. Так как, в основной своей массе, они универсальны, при них формируется комфортная обстановка изучения материала, что способствует вовлечению в процесс обучения всех учащихся.


Библиографический список
  1. Покладова Е. А. Педагогические технологии: интерактивные технологии для обучения учащихся // Гуманитарный вестник (Горловка). – 2015. – № 1. – С. 124-130.
  2. Исаева В. А., Елсукова О. Ю. Технология интерактивных методов обучения в школьной среде // Новая наука: Стратегии и векторы развития. – 2016. – № 118-2. – С. 59-61.
  3. Малетина Н. А. Интерактивные технологии в процессе обучения // Новая наука: Стратегии и векторы развития. – 2017. – Т. 1. – № 2. – С. 53-55.
  4. Семчук Н. М., Машура Е. А. Об использовании интерактивных технологий в обучении биологии // Альманах современной науки и образования. – 2008. – № 5. – С. 114-115.
  5. Осипова А. К., Шестакова К. Ю. Использование интерактивных педагогических технологий на уроках биологии // Конкурс молодых учёных: сборник статей VI Международного научно-исследовательского конкурса, Пенза, 20 ноября 2020 года. – Пенза: “Наука и Просвещение” (ИП Гуляев Г.Ю.), 2020. – С. 277-282.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Егорова Сания Булатовна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация