Современное образование преобразует традиционную систему обучения, на ряду с развитием умений, знаний и навыков, встаёт развитие различных компетенций у учащихся, которые формируются при использовании разных технологий обучения.
В работе Е.А Покладовой под «интерактивным обучением» понимается диалоговая система обучения, которая направляет учащихся на совершенствование творческих и интеллектуальных способностей. Именно это отличает данную систему от традиционной, в которой не происходит активного стимулирования решения творческой ситуации. [1, с. 124]
Эта мысль подтверждается в работе В.А Исаевой и О.Ю Елсуковой, они утверждают, что технология интерактивного обучения подразумевает не пассивную передачу информации, как в традиционной системе, а активную, при помощи создания проблемных ситуаций. Главной задачей здесь будет являться – преодолевание самостоятельного решения сложных затруднений. Однако, в этой работе, уделяется особое внимание тому, что всё вышесказанное способствует – созданию всесторонне-гармоничной развивающейся личности. [2, с.60]
Рассматривая работу Н.А Малетиной, выделили несколько принципов интерактивного обучения:
- Центральное место в обучении предоставляется учащимся;
- Главной задачей учителя, является обеспечение той среды, в которой ученики будут инициаторами учебного процесса;
- Развитие и установление коммуникативных умений.
Также, в данной работе рассматриваются понятие и преимущества интерактивной технологии. Она описана, как технология, позволяющая ученикам анализировать и мыслить неординарно и творчески, правильно обосновывая позицию, реализующая такие компетенции, как коммуникативная, образовательная и адаптационная. Все эти компетенции позволяют видеть проблемную ситуацию и находить её нестандартное решение, проявляя при этом лояльность и терпимость к своим конкурентам и команде, что способствует более глубокому и лёгкому процессу обучения без прерий и конфликтов.
[3, с.54]
При использовании данной технологии любой ученик приобретает социальный опыт, накапливаемый в процессе взаимодействия с другими учениками и коллективом путём нацеливания определённого плана действий, который приведёт их к решению общей проблемы или вопроса. В результате происходит всеобщее вовлечение коллектива в совместную деятельность.
Поэтому интерактивная технология обучения помогает в формировании активной деятельности учащихся, что полностью соответствует требования ФГОС и социальным потребностям общества. Данную технологию можно использовать на уроках различного плана от уроков по изучению нового материала, до уроков обобщения и применения теоретических знаний на практике.
По мнению Н.М Семчука и, Е.А Машуры, интерактивные технологии могут быть использованы в обучении биологии. Так как эти технологии содержат приёмы, которые могут обеспечить активное включение всех качеств личности ребёнка, то есть происходит процесс мотивации. Приводятся примеры некоторых методик и приёмов, которые могут быть использованы на уроках биологии, например, «Аудит» , «Прогулка» , «Обсуждение картин».[4,с.114]
В работе А.К Осиповой, К.Ю Шестаковой, рассмотрены возможность использования интерактивной технологии на уроках биологии и её влияние на уровень знаний учащихся.[5, с.277-279]
Для максимальной реализации мыслительных и неординарных творческих способностей у учащихся используются современные интерактивные образовательные технологии. При их использовании снижается дополнительная нагрузка ученика, благодаря снижению затрат и сил на выполнение домашнего задания. Всё вышеперечисленное направленно на индивидуализацию и вариативность обучение, а также для облегчения труда учителей и педагогов.
Приёмы и методы интерактивной технологии возможно применять на любых этапах урока биологии. Так как, в основной своей массе, они универсальны, при них формируется комфортная обстановка изучения материала, что способствует вовлечению в процесс обучения всех учащихся.
Библиографический список
- Покладова Е. А. Педагогические технологии: интерактивные технологии для обучения учащихся // Гуманитарный вестник (Горловка). – 2015. – № 1. – С. 124-130.
- Исаева В. А., Елсукова О. Ю. Технология интерактивных методов обучения в школьной среде // Новая наука: Стратегии и векторы развития. – 2016. – № 118-2. – С. 59-61.
- Малетина Н. А. Интерактивные технологии в процессе обучения // Новая наука: Стратегии и векторы развития. – 2017. – Т. 1. – № 2. – С. 53-55.
- Семчук Н. М., Машура Е. А. Об использовании интерактивных технологий в обучении биологии // Альманах современной науки и образования. – 2008. – № 5. – С. 114-115.
- Осипова А. К., Шестакова К. Ю. Использование интерактивных педагогических технологий на уроках биологии // Конкурс молодых учёных: сборник статей VI Международного научно-исследовательского конкурса, Пенза, 20 ноября 2020 года. – Пенза: “Наука и Просвещение” (ИП Гуляев Г.Ю.), 2020. – С. 277-282.