ФИЛОСОФИЯ КУЛЬТУРЫ Ф.НИЦШЕ

Морозова Алина Игоревна1, Забелло Алина Алексеевна2, Веремчук Алла Сергеевна3
1Санкт-Петербургский институт кино и телевидения, студентка
2Санкт-Петербургский институт кино и телевидения, студентка
3Санкт-Петербургский институт кино и телевидения, кандидат философских наук, доцент кафедры «Проектная деятельность в кинематографии и телевидении»

Аннотация
В статье исследуется философия культуры Ницше, которая раскрывается через его отношение к природе, тексту и христианству. В качестве примера исследуется его центральная работа «Антихрист», которая включает в себя мысль о несовершенстве церкви и ее искажение роли Иисуса. Особое внимание уделяется вопросам аполлоновского и дионисийского началах бытия. Устанавливаются критерии морали, через мораль господ и мораль рабов. В заключение кратко разбирается влияние Ницше на понимание культуры в целом.

Ключевые слова: , , , , , ,


Рубрика: 09.00.00 ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Морозова А.И., Забелло А.А., Веремчук А.С. Философия культуры Ф.Ницше // Современные научные исследования и инновации. 2021. № 12 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2021/12/97256 (дата обращения: 18.04.2024).

Философия Фридриха Ницше была разработана в конце 19 века, под впечатлением от прочтения книги Артура Шопенгауэра «Мир как воля и представление». Шопенгауэр являлся одним из немногих мыслителей, которых уважал Ницше. Он был сторонником мнения Шопенгауэра о мире «как вечно страдающей космической жизненной энергии», что повлияло на формирование его двойственного представления о культуре. Человеческая жизнь – очень тяжелый путь нескончаемого творческого становления, которое заключается в разрушении прошлых и выработке новых культурных ценностей. Ницше расходится с Шопенгауэром в мнение о праве на свободу творческого проявления.

В своей философии Ницше затрагивал темы морали, религии, поэзии, онтологии, эпистемологии, социальной критики и многие другие вопросы, связанные с судьбой культуры, можно причислить к центральным в его творчестве. В связи с этим, с начала 20 века его философия имела большое влияние в интеллектуальной и политической сферах. В обществе его деятельность оценивалась неоднозначно, из-за его стиля и часто возмутительных заявлений. Ницше отметил в своей автобиографической книге «Ecce Homo», что его философия развивалась и эволюционировала с течением времени, поэтому интерпретаторам было трудно соотносить концепции, центральные в одном произведении, с центральными для другого.   У Ницше широкое разнообразие тем, основные и второстепенные переплетаются друг с другом, последовательная форма изложения возникает лишь из-за необходимости структурирования текста.

В работах Ницше выделяются основные течения: оппозиция аполлонических и дионисийских импульсов в искусстве, воля к власти, различие между волью господина и раба, утверждение о том, что Бог мертв, радикальный перспективизм. Так же, стоит отметить, что фигура Диониса играет важную роль в размышлениях Ницше. Иные течения встречаются не так часто или единожды задействованы в крупных работах, но являются главными элементами его философии, например «Сверхчеловек» и «Мысль о вечном возвращении». В поздних работах он критиковал христианство в целом и мораль в частности. Ницше занимался переоценкой всех ценностей, а свой проект рассматривал как попытку преодолеть пессимизм своего идейного вдохновителя – Артура Шопенгауэра.

«Антихрист» является ключевым произведением в деятельности Ницше. Главная проблема, освещаемая в этой работе – проблема христианства как идеологии, установленной церковью. В связи с этим не различаются такие отдельные аспекты, как христианство и жизнь Иисуса. На этом фоне происходит борьба Ницше с религией, которую он называет «переоценкой» здоровых инстинктивных ценностей. Таким образом, Ницше, в отличие от агностических и атеистических мыслителей Просвещения, не считал христианство ложным. Апостол Павел, по его мнению, возможно, намеренно пропагандировал христианство как «оружие психологической войны» в Римской империи, форму скрытой мести за разрушение Иерусалима и Второго Храма во время войны 66–73 гг. нашей эры. В философии Ницше Иисус – уникальная личность, установившая свои собственные моральные оценки, отрицающая реальность в пользу «Царства Божьего». Иисус противоставляется христианам и «сверхчеловеку», которые принимают жизнь. Отказ Иисуса защищать, и последующая смерть логически вытекают из этого противопоставления.

Далее Ницше характеризует историю христианства и выясняет, что оно сильно искажало учение Иисуса. В «Антихристе» прослеживается критика первых христиан за превращение Иисуса в мученика, а его жизнь в историю искупления человечества, ради подчинения масс. Сменяющие друг друга поколения по мере роста влияния христианства искаженно понимали жизнь Иисуса. Христианство так же критиковалось за прославление апатичной жизни и демонизацию жизненного процветания. По мнению Ницше, христианство стало полной инверсией мировоззрения, которое изначально было нигилистическим и предполагало «Смерть Бога». Он интересовался иными религиозными формами, говорил об ограниченности Европы, критикуя христианство и институт священства, враждебные самой культуре. Все это выстраивается в острые темы культуры, религии и политики в рамках немецкого и общеевропейского пространства – собственного видения общества будущего.

В философии Ницше было два типа морали: мораль господ и мораль рабов, которые не являются инверсией друг друга. Первая активно исходит от «дворянина», разделяет последствия действий на «хорошие» или «плохие»; вторая реактивно развивается внутри слабого человека, помещает действия по шкале «хороших» или «злых» намерений. В результате чего образуется две разных системы ценностей на стыке нормативной и описательной этики. Ницше представляет их в контрасте друг с другом, признавая, что не все строго придерживаются его разделений без некого смешения. Он отрицает все этические утверждения, т. к. любая аналогичность между моральными факторами и этическими утверждениями остается иллюзорной, и поэтому в области метаэтики Ницше предстает моральным скептиком. Однако Ницше не утверждает, что все истолкования равносильны, т. к. одни являются показателем «упаднической формы жизни», а другие указывают на «благородный» характер.

Ницше определяет ложь как неотъемлемую часть жизни, и считает, что людям не нужно игнорировать какое-либо утверждение только потому, что оно изъявляет что-то неверное. В связи с этим, может показаться, что у Ницше критическое мнение о моральном или аморальном. Более того, у него часто встречаются метафоры, связанные со словом «культура», которые формируют ряд тем, всплывающих в его работах: романтизм и пессимизм, «немецкое образование и образовательное мещанство», «болезнь историцизма» и другие.

А.Зоммер в предисловии к сборнику «Ницше – философ культур?» указывает на пробелы в части изучения темы культуры и творчества немецкого мыслителя. В данной работе одна из главных тем – отношение морали и культуры в понимании Ницше, которая основывается на системе независимого от моральных ограничений культурно-свободного духа и идее «сверхчеловека». В вышеуказанную тему можно отнести также проблему отношения к здоровью и болезни, культуры и телесности, вытекающие из восприятия Ницше актуальной для него культурной ситуации. В предисловии к «Греческой философии» Ницше говорит о том, что ищет не систему, а личность, которая стоит за этой системой, и на которой держится история. Мыслитель ставит перед собой задачу: «ярко осветить всё то, что нам вечно будет дорого и мило, чего никакие позднейшие познания не могут нас лишить: великого человека» [1]

В понимании Ницше природа – то, что произрастает из жизни, поэтому он определяет культуру через отношение к ней. Таким образом, мыслитель раскрывает греческое понимание культуры как модернизированные единства жизни и мышления. Культура – результат противостояния первозданной природы и духовности, присущей человечности. Возношение бытия есть культура в понимании греческого улучшенного фюсиса, благодаря которому культура демонстрирует себя единством разнообразных проявлений жизни. Распад на культуру и природу является для Ницше разрушением подобного единства, признаком нестойкой культуры. Он не приемлет борьбы этих двух аспектов, характеризует человека как «еще не установившийся животный тип»[2], ссылаясь на распространенное у антропологов 20 века различие открытости мира и захваченности им, так как только для людей мир раскрывается через культуру. Современность, характеризующаяся как «время, которое страдает так называемым общим образованием, но не имеет никакой культуры и никакого единства стиля в своей жизни» [3] соответствует ее упадку, который связан с процессом подавления воли. «Сильная» культура характеризуется желаниями и влечениями, а также самоценностью воли. Именно поэтому Ницше глубоко ценит философские учения Анаксимандра и Гераклита о космосе. В тот момент, когда для желания необходимо искать объяснение, в первую очередь моральное, культура ослабевает. Зарождение этого явления Ф. Ницше находит в философии Сократа и Платона, а также в пьесах Еврипида, который низвел драму до комедии. Таким образом, современный кризис культуры берет свое начало еще в том времени, когда аполлонические истоки вытеснили дионисийские. То, на что указывает аполлонизм противоречит природе и жизни, подавляя культуротворческое начало. Она становится слабой, больной и упадочной. Народ, обладающий ей, должен оставаться единым и не распадаться на внутренние и внешние,  на содержание и формы:  «Наша  современная культура  именно потому  и  имеет  характер  чего-то  неживого,  что  её  совершенно нельзя  понять  вне  этого  противоречия,  или,  говоря  иначе,  она,  в  сущности,  и  не  может вовсе считаться настоящей культурой; она не идет дальше некоторого знания о культуре, это  —  мысль  о  культуре, чувство  культуры,  она  не  претворяется в  культуру-решимость»[4]. В этом заключении можно найти все представления Ницше о культуре в современном ему обществе, так как это есть часть человеческой сущности, ее цель – порождение великого человека, а для этого необходим единый стиль. На данной основе Ницше создает работу «О будущности наших образовательных учреждений», потому что в его понимании смысл существования в создании культуры, возносящей человека в более высокую степень развития.  В дальнейшем, в работе «Так говорил Заратустра» в лице сверхчеловека описывается личность, культура которой была бы так же сильна, как признаваемая им античная культура.

Культура в глазах Ницше не служит совершенству, а наоборот отрицает и уничтожает ее. Неоспоримую ценность представляет мифологическое искусство, в котором отсутствуют пагубные моральные принципы. Мифология пронизана дионийскими началами, что говорит о склонности к обновлению духа человечества. Высшее человеческое предназначение заключается в трагизме. Так, по мнению Ницше различается «высшая» и «низшая» культуры. «Утончённый героизм» в философии Ницше – возможность справиться с болью от познания жизни в ее тяжелом смысле, которая доступна представителю «высшей» культуры. «Низшая» культура сопоставляется мыслителем с аполлоновской иллюзией согласия с миром, присущая слабохарактерным людям, которые не смогут пережить осознание трагичности истины.

Ницше уделяет внимание связи культуры и текста, т. к. понятие культуры для мыслителя является понятием и интерпретацией текста. Он сопоставляет филологический и философский способы мышления, из которого появляются вопросы о сущности культуры. Культура в понимании Ницше – нечто, недоступное каждому. Однако этим вопросом необходимо заниматься, чтобы «показать, насколько вся культура основывается на представлениях, которые уже не состоятельны» [5]. Отношение Ницше к таким понятиям как религия и мораль, на которых зиждиться любая культура можно проследить в его работе «Генеологии». Смысл этих понятий изначально не противоречил истинности, которую Ницше подвергает сомнению.

Ницше оставил о себе впечатление безжалостного критика, его федосовские высказывания о культуре связаны с «культурной» усталостью, разочарованием Новым временем, утратой культурного содержания: «Мы принадлежим к эпохе, культура которой находится в опасности погибнуть от средств к культуре»[2]. В связи с отказом принимать все вышеперечисленное, Ницше объявляет борьбу против культуры, уделяя особое внимание проблемам культурной обстановки его времени. В глазах Ницше, кризисом его времени является «нигилизм», при котором культура отмирает, т. к. теряются все ценности. Свое мнение он основывает на аффирмации о том, что философия может выступать в качестве доктора, а культуру надо лечить как болезнь. Своей главной целью он ставил открытие принципов новой культуры, сопоставимой с греческой.


Библиографический список
  1. Ницше  Ф.  Философия  в  трагическую  эпоху  Греции  //  Ницше  Ф.  Философия  в  трагическую  эпоху. М.: Refl-book, 1994. С. 192–253.
  2. Ницше Ф. По ту сторону добра и зла. М.: Академический проект, 2007. 398 с.
  3. Лапатин В.А. — От трагедии жизни к трагедии культуры: Интерпретируя интеллектуальное наследие Ф. Ницше // Философская мысль. – 2019. – № 7. – С. 60 – 69. DOI: 10.25136/2409-8728.2019.7.30168 [Интернет-ресурс:URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=30168]
  4. Ницше Ф. O пользе и вреде истории для жизни // Ницше Ф. Несвоевременные размышления. СПб.: Азбука, 1996. С. 83–182.
  5. Е.Н.Левандовская- О роли понятия культуры в философии Ницше [Интернет-ресурс:  URL:  https://cyberleninka.ru/article/n/o-roli-ponyatiya-kultury-v-filosofii-nitsshe/viewer]
  6. Ницше Ф. По ту сторону добра и зла. М.: Академический проект, 2007. 398 с.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Морозова Алина Игоревна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация