УКРУПНЕННАЯ ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЕДИНИЦА «MODALS» В ПРЕПОДАВАНИИ ГРАММАТИКИ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

Сафина Айгуль Альбертовна1, Борисов Анатолий Михайлович2
1Елабужский институт Казанского федерального университета, студентка отделения иностранных языков
2Елабужский институт Казанского федерального университета, кандидат наук, доцент кафедры английской филологии и межкультурной коммуникации

Аннотация
В данном исследовании рассматриваются особенности модальных глаголов в процессе усвоения материала по данной теме с целью устранения ошибок у обучающихся. Трудности использования модальных глаголов в устной и письменной речевой деятельности являются одной из актуальных проблем в изучении грамматики английского языка. Предложены упражнения, которые помогут лучше понять использование модальных глаголов.

Ключевые слова: , , ,


Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Сафина А.А., Борисов А.М. Укрупненная дидактическая единица «Modals» в преподавании грамматики английского языка // Современные научные исследования и инновации. 2021. № 12 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2021/12/97197 (дата обращения: 19.04.2024).

Процесс обучения или изучения английского языка, особенно в качестве второго языка, довольно сложен из-за непростой природы используемых модальных глаголов. Различные формы общения, от выражения желания до долженствования, обычно имеют разные способы выражения. Следовательно, модальные глаголы важны для обеспечения эффективной и понятной модели общения в обществе и, соответственно, они образуют важный аспект в нашем языке. Было бы сложно убедительно рассказать кому-то что-то или представить, например, научный проект без использования модальных глаголов. Модальные глаголы делают тексты более точными и ясными по своему значению. Считается, что коммуникативный паттерн без надлежащей структуры не работает, поэтому для эффективного общения необходимо хорошее знание грамматики. Модальные глаголы, как правило, представляют собой сложную тему, и если бы был способ объяснения материала на более доступном уровне, учащиеся могли бы испытывать меньше проблем при изучении английского языка.

Первоначально английские модальные глаголы произошли от германского праязыка. Примеры модальных глаголов являются would, could, will, must, can, should. Всегда было явное несходство модальных глаголов с обычными немецкими глаголами, и что касается английского языка, различие между обычными и модальными глаголами еще сильнее, поэтому они помещены в отдельную грамматическую категорию. Поскольку значения модальных глаголов могут быть выражены на других языках с помощью модуляции формы слова, отдельная категория также называется модальностью. Таким образом, важно сначала обсудить морфологические и синтаксические различия между модальными  и обычными глаголами в английском языке [1, p. 47].

Обычные глаголы в английском языке конечны; они имеют различные формы, тогда как модальные – единственные, неизменные формы. Модальные глаголы не берут окончание –s, даже если в предложении используется третье лицо. Например, нельзя сказать: he can-s walk to work; правильным будет выражение: he (can) walk to work. Также не существует прошедшего времени модальных глаголов. Хотя известно, что should, could, would и might были прошедшими формами слов should, can, will и may на германском праязыке; сегодня это не так. Но в определенных контекстах прошедшее время от can может быть определено как could. Кроме того, модальные глаголы не имеют ни прошедших, ни настоящих причастий. Например; выражение «cann -ing go to work is fun to him» – не верное; уместно будет – «being able to go to work is fun for him». А также, «Tom has been allowed to go swimming» вместо «Tom has may –ed to go swimming». Еще одним важным отличительным фактором является то, что модальные глаголы не могут применяться к предложениям-инфинитивам. Например, «Peter wants to can go to Paris» перефразируем на «Peter wants to be able to go to Paris» [1, p. 51].

Исследование, проведенное Феррисом (2002); показывает, что сами носители языка испытывают трудности с включением модальных глаголов в предложения. Они обычно неправильно используют модальные глаголы в своих предложениях. Эта тенденция распространяется и на изучающих английский язык в качестве иностранного языка, которые еще больше увековечивают неправильное использование модальных глаголов. Они имеют тенденцию переносить эти ошибки на другие области грамматики, такие как написание правильных фраз глаголов. Таким образом, учителям целесообразно научиться замечать и исправлять эту ошибку до того, как обучающиеся получат и начнут использовать данные знания. Таким образом, можно использовать подход обучения использованию модальных глаголов начиная от самых простых до сложных. Однако сложность данного подхода заключается в том, что тот модальный глагол, который может показаться простым для одного обучающегося, может быть трудным для другого [2, p. 51].

Очень важно научиться использовать правильный синтаксис при построении предложений. Синтаксис – это формулировка предложений путем включения правильных грамматических сочетаний, правильного соотнесения различных предложений, слов и фраз для придания целенаправленного значения. Необходимо научиться составлять предложения и  выражать их на определенных языках. Таким образом, хорошо структурированные предложения считаются подходящими с грамматической точки зрения и соответствующими руководящим принципам синтаксиса конкретного языка, в то время как неструктурированные предложения не грамматичны и нарушают установленные правила, регулирующие написание синтаксически правильных предложений [3, p. 235].

Чтобы лучше понять использование модальных глаголов среди учащихся, необходимо создать систематический структурированный способ обучения модальным глаголам. Это результат того, что учащиеся развивают знания об использовании модальных глаголов в условиях, удаленных от классов. Учителям необходимо развить ясность при обучении и больше разъяснять, как использовать модальные глаголы. Значения, которые имеют тенденцию быть расплывчатыми, следует четко обсудить, чтобы обеспечить их полное понимание. Должна быть культура постоянного использования правильной грамматической структуры модальных глаголов, чтобы удостовериться, что их использование оказывает долгосрочное воздействие. Более того, хорошая база знаний об использовании и применимости модальных глаголов со стороны учителя будет способствовать лучшему пониманию среди учащихся, поскольку все неясности будут должным образом устранены [3, p. 239].

Следующие упражнения помогут лучше понять использование модальных глаголов. Первое задание – определить роль различных модальных глаголов. Во-первых, предложите учащимся прочитать короткий отрывок текста, содержащий модальные глаголы. Затем вовлеките их в мозговой штурм, во время которого они должны поразмышлять о темах, затронутых в данном отрывке. Далее, подчеркнув все модальные глаголы, включенные в текст, позвольте им подумать над значениями каждого слова и предложения. Разбирая  предложение за предложением анализ должен быть систематическим. Затем замените подчеркнутый модальный глагол другим и попробуйте сравнить значения двух предложений. Например; выражение «I can imagine» означает, что человек может вообразить себя кем-то другим. Переписывая предложение как «I should imagine» означает, что человек обязан что-то сделать, но еще не сделал этого [4, p. 171].

На этом этапе тщательно вовлеките их в попытки извлечь разумный смысл из этих предложений. Во-первых, важным аспектом является знание того, что следует сообщить. Из этого текста человек говорит нам, что он может вообразить себя кем-то еще, скажем, Львом. Это торжественно главная цель текста – поставить себя на место другого. Следовательно, использование данного слова должно, вероятно, говорить нам о том, что человек чувствует себя обязанным, даже если он не обязательно хочет это вообразить. Теперь читаем полное предложение отрывка: «I can imagine what it would be like if I were a Lion» (Я могу представить, что было бы, если бы я был Львом). Перепишем данное предложение с использованием другого модального глагола: «I can imagine what it might be like if I were a Lion» (Я могу представить, на что было бы похоже, если бы я был Львом). Разница между этими двумя предложениями состоит в том, что в первом значении человек вполне уверен, а во втором (может) есть сомнения в том, что он Лев. Таким образом, вполне возможно изменить значение предложения, заменив модальные глаголы [4, p. 183].

Второе задание – определить нюансы в значениях модальных глаголов. Перечислите различные модальные глаголы и объясните, что они означают, затем сгруппируйте те, которые тесно связаны между собой. Затем попытайтесь различить, какие из них достоверны, а какие нет. Например, в процессе выполнения чего-либо использование модального глагола can означает большую уверенность, в то время как использование might показывает неуверенность. Использование модального глагола «ought to» придаст предложению больше уверенности, чем модальный глагол «might», но не настолько уверенно как «can». Сгруппируйте все модальные глаголы в зависимости от степени связи. Затем предложите каждому учащемуся разработать сетку мышления, в которой они будут отражать то, что они хотели бы, должны, могли бы, могли бы захотеть достичь. Тогда то, чего они могли бы сделать или не могли и не должны были делать с помощью модальных глаголов. Это позволит им вспомнить, какие аспекты они изучили и должны использовать в своей речевой деятельности [4, p. 186].

Кроме того, использование механизмов, которые пытаются исправить различные ошибки, допущенные учащимися, поможет им развить хорошие навыки использования модальных глаголов. Простое обнаружение ошибки не имеет особого смысла, поэтому для того, чтобы исправление ошибок было полезным, необходимо предоставить обратную связь об обнаруженных ошибках. Это поможет им вернуться к своей предыдущей работе и внести необходимые коррективы, которые принесут пользу в долгосрочной перспективе. Вот некоторые из возникающих педагогических моментов: во-первых, учителям необходимо избегать уклонения от исправления различных ошибок, которые допускают учащиеся; поскольку обратная связь помогает учащимся осознать свои ошибки и дает им возможность улучшить свои знания грамматики. После исправления ошибок он улучшит понимание грамматических правил.

Во-вторых, еще одно значение – это наиболее полезная обратная связь об ошибках. Как выяснил Феррис (2002), обучающиеся предпочитают метод выделения ошибок, а затем их исправление самостоятельно. Хотя, согласно некоторым исследованиям, ученикам также нравится, когда за них исправляют ошибки. Из-за данного разногласия учителя не должны определять, какой метод полезен и подходит для их учеников. В-третьих, метод исправления ошибок может оказаться бесполезным. Некоторые учащиеся могут решить игнорировать выделенные ошибки и, таким образом, сделать процесс безрезультатным. Кроме того, сложность синтаксической структуры языка может помешать учащемуся правильно применять любые исправления самостоятельно. Таким образом, при использовании корректирующей обратной связи следует учитывать способности учащихся [2, p. 60].

Итак, как мы уже говорили ранее, одна из самых больших проблем, с которыми сталкиваются обучающиеся по отношению к модальным глаголам – это их значение. Каждая модальная форма может иметь более одного значения, и каждое значение является членом взаимосвязанной системы. Когда говорящий решает использовать  модальный глагол в своем предложении, он выбирает именно один конкретный модальный глагол подходящий по контексту, а не любой другой. Как предполагает Вивиан Кук, «проблема заключается не в поверхностном расположении модальных глаголов и не в их широком диапазоне значений, а в том, чтобы связать правильные модальные глаголы с правильным значением» [5, c. 24].


Библиографический список
  1. Bolitho R., Tomlinson B. Discover English: a language awareness workbook // Oxford: Heinemann. – 1995. – p. 294.
  2. Ferris D. R. Treatment of Errors in Second Language Student Writing // Ann Arbor: The University of Michigan. – 2002. – P. 49-62.
  3. Celcie-Murcia M., Larsen-Freeman D. The Grammar Book: An ESL/EFL Teacher’s Course (2nd edition ed.) // Boston, MA: Heinle & Heinle. – 1999. – p. 854.
  4. Cowan R. The Teacher’s Grammar of English // Cambridge: Cambridge University Press. – 2008. – p. 722.
  5. Кук В., и Синглтон, Д. Ключевые темы в изучении второго языка // Бристоль: вопросы многоязычия. – 2014. – с. 150.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Сафина Айгуль Альбертовна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация