ОСОБЕННОСТИ РАЗРАБОТКИ И РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Соколов Виктор Викторович
Уральский государственный экономический университет
студент

Аннотация
Стратегия социально-экономического развития муниципального образования регионов РФ служит основным инструментом стратегического планирования, который определяет направления и ожидаемые результаты развития муниципальных образований.

Ключевые слова: , ,


Рубрика: 08.00.00 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Соколов В.В. Особенности разработки и реализации стратегии социально-экономического развития муниципального образования // Современные научные исследования и инновации. 2021. № 12 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2021/12/97186 (дата обращения: 18.04.2024).

Стратегия социально-экономического развития муниципального образования регионов РФ служит основным инструментом стратегического планирования, который определяет направления и ожидаемые результаты развития муниципальных образований.

Стратегия социально-экономического развития муниципального образования регионов РФ является важным фактором развития национальной экономики. Ведь именно система стратегического планирования позволяет сформировать условия, необходимые и достаточные для того, чтобы обеспечить социально-экономическое развитие страны, регионов и муниципальных образований, его сбалансированный и устойчивый характер.

Основная цель разработки и реализации Стратегии социально-экономического развития муниципального образования – повышение уровня и качества жизни населения муниципального образования.

В 2015-2017 годах была сформирована основная база нормативных правовых актов Российской Федерации, являющаяся основой для процессов разработки Стратегии социально-экономического развития муниципального образования, в соответствии с которыми осуществляется мониторинг и контроль реализации документов Стратегии социально-экономического развития муниципального образования.

Нормативное правовое регулирование разработки Стратегии социально-экономического развития муниципального образования постоянно совершенствуется, в том числе в части положений организации проектной деятельности, цифровизации процессов, оценки сбалансированности системы стратегического планирования по приоритетам, целям, задачам, показателям, финансовым и иным ресурсам на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.

Современный динамично развивающийся мир требует более быстрого принятия решений во всех сферах жизнедеятельности человека и общества, особенно это касается внедрения инноваций. Все процессы и технологии, ускоряющие процесс внедрения инноваций, становятся основным фактором повышения эффективности разработки Стратегии социально-экономического развития муниципального образования в системе стратегического государственного управления в настоящее время.

Процесс разработки Стратегии – это комплексный, многоэтапный процесс по анализу результатов развития муниципального образования, выработке и обоснованию долгосрочного плана социально-экономического развития муниципального образования в соответствии с общенациональными трендами и целями и задачами развития муниципального образования.

В современной России процесс разработки Стратегии социально-экономического развития муниципального образования обусловлен целым рядом проблем. К таким проблемам относятся:

- территориальная рассредоточенность регионов и муниципального образования;

- огромные различия в численности населения регионов и муниципального образования;

- огромные различия в научно-техническом потенциале муниципального образования;

- огромные различия в плотности населения и другие факторы.

Каждое муниципальное образование должно действовать в своей собственной экономической среде и обладать целым набором особенностей социально-экономического развития, влияющих на организацию и эффективность процессов выстраивания механизмов стратегического планирования и управления. Поэтому, несмотря на схожесть целевых стратегических установок, единых принципов построения организационных структур муниципальных органов управления и единой на федеральном уровне нормативно-правовой базы, каждое муниципальное образование должно иметь свой индивидуальный набор механизмов разработки Стратегии социально-экономического развития.

Для выравнивания развития регионов и муниципального образования РФ необходима выработка единого подхода к установлению показателей, оценивающих уровень достижения стратегических целей и разработка рекомендаций относительно выбора механизмов разработки Стратегии социально-экономического развития муниципального образования.

Структура Стратегии социально-экономического развития муниципального образования формализована, отличия в стратегиях муниципального образования заключаются в значениях показателей, видах целевых программ, скорости достижения поставленных целей и задач в рамках разработанной Стратегии социально-экономического развития муниципального образования.

В научной литературе продолжается полемика об алгоритмах, методах, моделях и инструментах разработки стратегии развития муниципального образования, а универсальных методик разработки стратегии не выработано. Каждое муниципальное образование имеет право на свой собственный подход к стратегическому управлению, вместе с этим оно может самостоятельно определять формат и содержание самой стратегии, однако является необходимым включение в этот документ общих подходов к содержанию.

В любом случае процесс формирования Стратегии социально-экономического развития муниципального образования должен основываться на нормативно-правовых актах и начинаться с анализа итогов развития муниципального образования за предыдущие периоды времени.

По итогам анализа развития муниципального образования за предыдущие периоды времени выявляются недостатки, основные проблемы и разрабатываются мероприятия по решению данных проблем, которые оформляются документально в виде нормативно-правовых актов муниципального образования, целевых программ, решений, распоряжений и т.д.

Весь процесс формирования Стратегии социально-экономического развития муниципального образования можно разделить на пять этапов [4]:

1) прогнозирование развития муниципального образования в долгосрочной перспективе;

2) построение трех вариантов прогноза социально-экономического развития муниципального образования в долгосрочной перспективе;

3) формирование пояснительной записки по прогнозу социально-экономического развития муниципального образования;

4) план мероприятий по реализации Стратегии социально-экономического развития муниципального образования;

5) документальное оформление и утверждение Стратегии социально-экономического развития муниципального образования в виде официального документа.

В Российской Федерации процесс формирования Стратегии социально-экономического развития муниципального образования построен по форме процесса формирования Стратегии социально-экономического развития регионов и государства в целом, тем не менее, разработка стратегии социально-экономического развития муниципального образования имеет свои особенности:

наибольшая детализация показателей развития территории, которая отражается в бюджетах и планах мероприятий по реализации Стратегии социально-экономического развития муниципального образования;

разработка Стратегии социально-экономического развития муниципального образования наиболее приближена к непосредственным потребителям – населению территории и максимально учитывает специфику территории, проблемы и задачи развития территории;

процесс разработки Стратегии социально-экономического развития муниципального образования занимает гораздо меньше времени и требует меньших трудовых, финансовых затрат по сравнению с разработкой Стратегии социально-экономического развития регионов;

достижение показателей Стратегии социально-экономического развития муниципального образования требует меньших объемов финансирования, но в то же время разработка Стратегии социально-экономического развития муниципального образования предполагает максимального учета специфики территории, места и роли в структуре экономики региона.

Рекомендации по совершенствованию механизма повышения эффективности разработки стратегии социально-экономического развития муниципального образования:

-         привлекать к разработке стратегии  должностных лиц, прошедших соответствующую профессиональную подготовку;

-         перед разработкой стратегии необходимо проводить всесторонний и системный анализ социально-экономического развития муниципального образования;

-         разработкой стратегии социально-экономического развития муниципального образования обязан руководить лично глава муниципального образования и регулярно проводить мероприятия по контролю;

-         для эффективной и результативной деятельности по разработке и реализации стратегии социально-экономического развития муниципального образования в каждом муниципальном образовании должно быть отдельное подразделение;

-         показатели результатов стратегии социально-экономического развития муниципального образования должны быть объективными, реальными и выполнимыми;

-         при разработке стратегии социально-экономического развития муниципального образования необходимо привлекать как можно больше представителей общественности, предприятий, организаций и учреждений.

Неэффективность Стратегии социально-экономического развития муниципальных образований во многом связана с тем, что, уделяя много внимания анализу социально-экономического положения и приоритетам развития муниципального образования, разработчики игнорируют механизмы реализации стратегий социально-экономического развития регионов и муниципальных образований.

Механизм реализации стратегии социально-экономического развития муниципального образования представляет собой комплексную систему целевого управления на основе решения задач, прогнозирования, стратегического и текущего планирования деятельности органов местного самоуправления с целью удовлетворения повышения уровня и качества жизни населения.

Для этого необходимо постоянно осуществлять мониторинг выполнения управленческих решений органов местного самоуправления, вносить своевременные коррективы.

Особенности механизма реализации стратегии социально-экономического развития городского округа напрямую зависят от стратегии региона, в котором расположен городской округ, и национальной стратегии социально-экономического развития, а также от бюджета городского округа, места расположения, человеческих ресурсов, экономического состояния территории и находящихся в нем организаций, учреждений и предприятий.

Для воплощения в жизнь основных направлений социально-экономического развития как правило используются следующие механизмы реализации:

- механизм планирования;

- нормативно-правовой механизм;

- финансово-экономический механизм;

- информационно-коммуникативный механизм;

- организационно-управленческий механизм.

Примеры особенностей механизма реализации стратегии социально-экономического развития муниципального образования:

-         вовлеченность в процесс реализации различных групп стейкхолдеров;

-         проектное управление наряду с программным;

-         координация стратегического и территориального планирования и управления;

-         мероприятия, необходимые для совершенствования механизма повышения эффективности реализации Стратегии;

-         проведение ежегодного мониторинга Стратегии;

-         подготовка доклада по результатам мониторинга;

-         при разработке (корректировке) муниципальных программ задачи и цели должны соответствовать задачам и целям, указанным в Стратегии; целевые показатели должны коррелироваться с показателями Стратегии и ежегодно уточняться в соответствии с прогнозом на среднесрочный период; мероприятия должны носить конкретный характер, иметь четкую направленность на достижение целевых показателей;

-         проведение ежегодной оценки эффективности реализации муниципальных программ, с последующим доведением результатов до непосредственных исполнителей;

-         показатели приоритетных муниципальных проектов должны быть направлены на достижение показателей муниципальных программ;

-         проведение ежеквартального мониторинга реализации муниципальных проектов;

-         подготовка проекта бюджета на очередной финансовый год и плановый период должна осуществляться с учетом планирования достаточности средств, для финансирования мероприятий, направленных на достижения целевых показателей муниципальных программ;

-         при разработке (корректировке) муниципальных программ (проектов) обеспечить привлечение общественных советов (по вопросам ЖКХ, образования, культуры, физической культуры и спорта), а также экспертных советов («Наука», «Бизнес», «Общественность», «СМИ» и др.).;

-         создание условий для повышения инвестиционной привлекательности муниципального образования, в том числе путем нормативного регулирования муниципального уровня.

Таким образом, мониторинг-стратегический контроль имеет важное значение в процессе реализации стратегии социально-экономического развития муниципального образования.

Оптимальное выстраивание алгоритма механизма реализации стратегии обуславливает прогрессивность социально-экономического развития муниципального образования и ее результативность.

Если  в муниципальном образовании имеется положительная динамика достижения установленных показателей стратегии социально-экономического развития, то реализация стратегии идет в правильном направлении и выбран эффективный механизм реализации.


Библиографический список
  1. О государственном прогнозировании, индикативном планировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации [Текст]: федеральный закон от 20.07.1995 г. № 15-ФЗ с изменениями от 08.09.2000 г. // Собрание Законодательства РФ. – № 30.
  2. О стратегическом планировании в Российской Федерации: федеральный закон от 28.06.2014 г. № 172-ФЗ.
  3. О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года: Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204.
  4. Капканщиков, С.Г. Государственное регулирование экономики: учебное пособие / С.Г. Капканщиков. – М.: КНОРУС, 2018. – 447 с.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Соколов Павел Викторович»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация