Стратегия социально-экономического развития муниципального образования регионов РФ служит основным инструментом стратегического планирования, который определяет направления и ожидаемые результаты развития муниципальных образований.
Стратегия социально-экономического развития муниципального образования регионов РФ является важным фактором развития национальной экономики. Ведь именно система стратегического планирования позволяет сформировать условия, необходимые и достаточные для того, чтобы обеспечить социально-экономическое развитие страны, регионов и муниципальных образований, его сбалансированный и устойчивый характер.
Основная цель разработки и реализации Стратегии социально-экономического развития муниципального образования – повышение уровня и качества жизни населения муниципального образования.
В 2015-2017 годах была сформирована основная база нормативных правовых актов Российской Федерации, являющаяся основой для процессов разработки Стратегии социально-экономического развития муниципального образования, в соответствии с которыми осуществляется мониторинг и контроль реализации документов Стратегии социально-экономического развития муниципального образования.
Нормативное правовое регулирование разработки Стратегии социально-экономического развития муниципального образования постоянно совершенствуется, в том числе в части положений организации проектной деятельности, цифровизации процессов, оценки сбалансированности системы стратегического планирования по приоритетам, целям, задачам, показателям, финансовым и иным ресурсам на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.
Современный динамично развивающийся мир требует более быстрого принятия решений во всех сферах жизнедеятельности человека и общества, особенно это касается внедрения инноваций. Все процессы и технологии, ускоряющие процесс внедрения инноваций, становятся основным фактором повышения эффективности разработки Стратегии социально-экономического развития муниципального образования в системе стратегического государственного управления в настоящее время.
Процесс разработки Стратегии – это комплексный, многоэтапный процесс по анализу результатов развития муниципального образования, выработке и обоснованию долгосрочного плана социально-экономического развития муниципального образования в соответствии с общенациональными трендами и целями и задачами развития муниципального образования.
В современной России процесс разработки Стратегии социально-экономического развития муниципального образования обусловлен целым рядом проблем. К таким проблемам относятся:
- территориальная рассредоточенность регионов и муниципального образования;
- огромные различия в численности населения регионов и муниципального образования;
- огромные различия в научно-техническом потенциале муниципального образования;
- огромные различия в плотности населения и другие факторы.
Каждое муниципальное образование должно действовать в своей собственной экономической среде и обладать целым набором особенностей социально-экономического развития, влияющих на организацию и эффективность процессов выстраивания механизмов стратегического планирования и управления. Поэтому, несмотря на схожесть целевых стратегических установок, единых принципов построения организационных структур муниципальных органов управления и единой на федеральном уровне нормативно-правовой базы, каждое муниципальное образование должно иметь свой индивидуальный набор механизмов разработки Стратегии социально-экономического развития.
Для выравнивания развития регионов и муниципального образования РФ необходима выработка единого подхода к установлению показателей, оценивающих уровень достижения стратегических целей и разработка рекомендаций относительно выбора механизмов разработки Стратегии социально-экономического развития муниципального образования.
Структура Стратегии социально-экономического развития муниципального образования формализована, отличия в стратегиях муниципального образования заключаются в значениях показателей, видах целевых программ, скорости достижения поставленных целей и задач в рамках разработанной Стратегии социально-экономического развития муниципального образования.
В научной литературе продолжается полемика об алгоритмах, методах, моделях и инструментах разработки стратегии развития муниципального образования, а универсальных методик разработки стратегии не выработано. Каждое муниципальное образование имеет право на свой собственный подход к стратегическому управлению, вместе с этим оно может самостоятельно определять формат и содержание самой стратегии, однако является необходимым включение в этот документ общих подходов к содержанию.
В любом случае процесс формирования Стратегии социально-экономического развития муниципального образования должен основываться на нормативно-правовых актах и начинаться с анализа итогов развития муниципального образования за предыдущие периоды времени.
По итогам анализа развития муниципального образования за предыдущие периоды времени выявляются недостатки, основные проблемы и разрабатываются мероприятия по решению данных проблем, которые оформляются документально в виде нормативно-правовых актов муниципального образования, целевых программ, решений, распоряжений и т.д.
Весь процесс формирования Стратегии социально-экономического развития муниципального образования можно разделить на пять этапов [4]:
1) прогнозирование развития муниципального образования в долгосрочной перспективе;
2) построение трех вариантов прогноза социально-экономического развития муниципального образования в долгосрочной перспективе;
3) формирование пояснительной записки по прогнозу социально-экономического развития муниципального образования;
4) план мероприятий по реализации Стратегии социально-экономического развития муниципального образования;
5) документальное оформление и утверждение Стратегии социально-экономического развития муниципального образования в виде официального документа.
В Российской Федерации процесс формирования Стратегии социально-экономического развития муниципального образования построен по форме процесса формирования Стратегии социально-экономического развития регионов и государства в целом, тем не менее, разработка стратегии социально-экономического развития муниципального образования имеет свои особенности:
наибольшая детализация показателей развития территории, которая отражается в бюджетах и планах мероприятий по реализации Стратегии социально-экономического развития муниципального образования;
разработка Стратегии социально-экономического развития муниципального образования наиболее приближена к непосредственным потребителям – населению территории и максимально учитывает специфику территории, проблемы и задачи развития территории;
процесс разработки Стратегии социально-экономического развития муниципального образования занимает гораздо меньше времени и требует меньших трудовых, финансовых затрат по сравнению с разработкой Стратегии социально-экономического развития регионов;
достижение показателей Стратегии социально-экономического развития муниципального образования требует меньших объемов финансирования, но в то же время разработка Стратегии социально-экономического развития муниципального образования предполагает максимального учета специфики территории, места и роли в структуре экономики региона.
Рекомендации по совершенствованию механизма повышения эффективности разработки стратегии социально-экономического развития муниципального образования:
- привлекать к разработке стратегии должностных лиц, прошедших соответствующую профессиональную подготовку;
- перед разработкой стратегии необходимо проводить всесторонний и системный анализ социально-экономического развития муниципального образования;
- разработкой стратегии социально-экономического развития муниципального образования обязан руководить лично глава муниципального образования и регулярно проводить мероприятия по контролю;
- для эффективной и результативной деятельности по разработке и реализации стратегии социально-экономического развития муниципального образования в каждом муниципальном образовании должно быть отдельное подразделение;
- показатели результатов стратегии социально-экономического развития муниципального образования должны быть объективными, реальными и выполнимыми;
- при разработке стратегии социально-экономического развития муниципального образования необходимо привлекать как можно больше представителей общественности, предприятий, организаций и учреждений.
Неэффективность Стратегии социально-экономического развития муниципальных образований во многом связана с тем, что, уделяя много внимания анализу социально-экономического положения и приоритетам развития муниципального образования, разработчики игнорируют механизмы реализации стратегий социально-экономического развития регионов и муниципальных образований.
Механизм реализации стратегии социально-экономического развития муниципального образования представляет собой комплексную систему целевого управления на основе решения задач, прогнозирования, стратегического и текущего планирования деятельности органов местного самоуправления с целью удовлетворения повышения уровня и качества жизни населения.
Для этого необходимо постоянно осуществлять мониторинг выполнения управленческих решений органов местного самоуправления, вносить своевременные коррективы.
Особенности механизма реализации стратегии социально-экономического развития городского округа напрямую зависят от стратегии региона, в котором расположен городской округ, и национальной стратегии социально-экономического развития, а также от бюджета городского округа, места расположения, человеческих ресурсов, экономического состояния территории и находящихся в нем организаций, учреждений и предприятий.
Для воплощения в жизнь основных направлений социально-экономического развития как правило используются следующие механизмы реализации:
- механизм планирования;
- нормативно-правовой механизм;
- финансово-экономический механизм;
- информационно-коммуникативный механизм;
- организационно-управленческий механизм.
Примеры особенностей механизма реализации стратегии социально-экономического развития муниципального образования:
- вовлеченность в процесс реализации различных групп стейкхолдеров;
- проектное управление наряду с программным;
- координация стратегического и территориального планирования и управления;
- мероприятия, необходимые для совершенствования механизма повышения эффективности реализации Стратегии;
- проведение ежегодного мониторинга Стратегии;
- подготовка доклада по результатам мониторинга;
- при разработке (корректировке) муниципальных программ задачи и цели должны соответствовать задачам и целям, указанным в Стратегии; целевые показатели должны коррелироваться с показателями Стратегии и ежегодно уточняться в соответствии с прогнозом на среднесрочный период; мероприятия должны носить конкретный характер, иметь четкую направленность на достижение целевых показателей;
- проведение ежегодной оценки эффективности реализации муниципальных программ, с последующим доведением результатов до непосредственных исполнителей;
- показатели приоритетных муниципальных проектов должны быть направлены на достижение показателей муниципальных программ;
- проведение ежеквартального мониторинга реализации муниципальных проектов;
- подготовка проекта бюджета на очередной финансовый год и плановый период должна осуществляться с учетом планирования достаточности средств, для финансирования мероприятий, направленных на достижения целевых показателей муниципальных программ;
- при разработке (корректировке) муниципальных программ (проектов) обеспечить привлечение общественных советов (по вопросам ЖКХ, образования, культуры, физической культуры и спорта), а также экспертных советов («Наука», «Бизнес», «Общественность», «СМИ» и др.).;
- создание условий для повышения инвестиционной привлекательности муниципального образования, в том числе путем нормативного регулирования муниципального уровня.
Таким образом, мониторинг-стратегический контроль имеет важное значение в процессе реализации стратегии социально-экономического развития муниципального образования.
Оптимальное выстраивание алгоритма механизма реализации стратегии обуславливает прогрессивность социально-экономического развития муниципального образования и ее результативность.
Если в муниципальном образовании имеется положительная динамика достижения установленных показателей стратегии социально-экономического развития, то реализация стратегии идет в правильном направлении и выбран эффективный механизм реализации.
Библиографический список
- О государственном прогнозировании, индикативном планировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации [Текст]: федеральный закон от 20.07.1995 г. № 15-ФЗ с изменениями от 08.09.2000 г. // Собрание Законодательства РФ. – № 30.
- О стратегическом планировании в Российской Федерации: федеральный закон от 28.06.2014 г. № 172-ФЗ.
- О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года: Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204.
- Капканщиков, С.Г. Государственное регулирование экономики: учебное пособие / С.Г. Капканщиков. – М.: КНОРУС, 2018. – 447 с.