ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ И ГРАЖДАН В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ

Данилкин Никита Владимирович
Академия Федеральной службы охраны Российской Федерации
сотрудник

Аннотация
Интернет появился в 1969 году и быстро распространился по миру. Он начал охватывать многие сферы деятельности. Согласно глобальным данным, в настоящее время Интернет доступен 4,66 миллиардам человек во всем мире, а 4,20 миллиарда человек зарегистрированы в социальных сетях. Как это можно использовать?

Ключевые слова: , , ,


Рубрика: 23.00.00 ПОЛИТИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Данилкин Н.В. Взаимодействие органов государственной власти и граждан в условиях цифровой трансформации // Современные научные исследования и инновации. 2021. № 12 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2021/12/97177 (дата обращения: 18.04.2024).

Научный руководитель:

Малик Елена Николаевна,

кандидат политических наук, доцент,

сотрудник Академии ФСО России 

Одной из важнейших отправных точек для всего мира стали события 2000-2010 годов, когда за относительно короткий промежуток времени в разных странах возникли волны нестабильности, известные как «Твиттер-революции», из-за того, что антигосударственная мобилизация шла через социальные сети, в основном через популярный тогда Twitter.

Расширение политического влияния через социальные сети также происходит в России, где и Twitter-дипломатия, и Twitter-революция были восприняты как симптомы изменения внешней среды, которые государство стремилось использовать в своих интересах. Дмитрий Медведев, ставший президентом в 2008 году, изначально позиционировал себя как человек заинтересованный в новых технологиях и как активный пользователь новых гаджетов и связанных с ними программных продуктов. Он открыл аккаунты в основных социальных сетях, через которые он также передавал отдельные политические сообщения, которые привлекали как общественное мнение, так и бюрократическую среду.

Российская дипломатия вскоре началась с планомерной «оцифровки»: сегодня у МИД России есть официальные страницы практически во всех социальных сетях: от Twitter и YouTube до Facebook и Telegram.

Что же по социальным сетям? Сейчас уже почти у каждого ведомства и органа государственной власти РФ есть аккаунт в нескольких социальных сетях. Туда они выкладывают различную информацию. МЧС, к примеру, размещает сводки о лесных пожарах и деятельности спасателей в таких опасных районах. А государственная дума опубликовала запись в своём инстаграме о новом законопроекте.

Для этого ещё в 2018 году были приняты меры.

С 2018 года в публичной политике используются инструменты системы мониторинга «Инцидент менеджмент» позволяет проводить мониторинг в пяти социальных сетях. В «Медиалогии» подтвердили разработку такой системы для органов государственной власти и то, что несколько регионов уже запросили данный проект.

«Инцидент» может просматривать данные пяти социальных сетей — «ВКонтакте», Facebook, Instagram, Twitter и «Одноклассники», мониторинг осуществляется по заранее определённым словам. Его результаты отправляются к администратору, касаемо региональных властей, это будут скорее спецслужбы или правительственные ведомства. Они определяют «важна» или «не важна» данная информация для уровня региональных министерств или муниципалитетов — в зависимости от масштаба проблемы. После прохождения через специальные подразделения, органам региональной власти приходит уже обработанная и подготовленная информация для дальнейшего принятия решений.

Несколько постов по одной теме в разных социальных сетях объединяются в один кейс — он называется «инцидент», и тогда ответ официальных структур на него автоматически будет отправляться ко всем сообщениям по этой теме вне зависимости от социальной сети, это позволяет одновременно и сокращая работу администраторам, и предоставлять возможность властям отвечать сразу нескольким просьбам по одной теме.

Все «инциденты», как уже обработанные, так и ещё находящиеся на проверке предоставляются в виде статистики сотрудникам региональных и муниципальных администраций. Они могут наблюдать за данной статистикой в режиме реального времени.

Первым регионом, который начал практическое применение «Инцидента» стало Подмосковье. Позже ещё несколько регионов стали использовать эту систему, в особенности те, которые нуждаются в исследовании предвыборной обстановки.

В Московской области система «Инцидент менеджмент» была запущена в октябре 2017 года. «Мы в некоторой мере стали первопроходцами. На тот момент на территории России еще никто не вел работу в соцсетях в таком масштабе. Это более 3 тыс. эффективных публичных групп по шести популярным соцмедиа: Facebook, «ВКонтакте», Одноклассники, Instagram, Twitter, YouTube, Мониторинг ведется семь дней в неделю. К процессу отработки негатива в социальных сетях на сегодняшний день привлечены все министерства, ведомства и муниципальные образования региона. От каждого муниципалитета и ведомства закреплены ответственные по работе с социальными сетями и конкретно в системе «Инцидент», — отметила министр областного правительства по информационной политике Анастасия Звягина[1].

Может есть реализация взаимодействия государства с обществом вне социальных сетей?

Доступ граждан к обсуждению законопроектов – признак открытого государства. Более четкую роль в увязке артикулируемых позиций индивидов и государственной политики играет онлайн-платформа «Российская общественная инициатива» (РОИ) — Roi.ru[2]. Нормативно и процедурно она интегрирована в систему государственного управления, формирования политики. Указом Президента Российской Федерации от 4 марта 2013 г. № 183 утверждены правила, по которым будут рассматриваться заявки граждан на внесение различных инициатив, отправленные на интернет портал «Российская общественная инициатива», а Председателем Правительства 23 августа того же года — Концепция Создания методов публикации поступивших предложений со стороны граждан через интернет для рассмотрения их Правительством Российской Федерации. Рассмотрение проходит, только если предложение полечило поддержку минимум со стороны 100 тысяч других граждан.

Согласно установленному порядку, все инициативы, собравшие в течение года с момента размещения 100 тысяч онлайн-подписей, в обязательном порядке рассматриваются специальной экспертной рабочей группой, формируемой Правительством (для инициатив регионального или муниципального уровня — соответствующими органами власти). Важно отметить, что все пользователи, желающие оставить свою подпись на платформе, должны пройти процедуру идентификации личности.

По мимо РОИ существует ещё один правительственный портал. В 2012 г. в постановлении Правительства РФ от 25 августа 2012 г. №851 “О порядке раскрытия федеральными органами исполнительной власти информации о подготовке проектов нормативных правовых актов и результатах их общественного обсуждения” был утвержден принцип раскрытия информации о подготовке проектов нормативных правовых актов и результатах их общественного обсуждения[3]. А в наше время реализовать данную задачу легко можно с помощью Интернета, создав «место» где будет размещено множество законодательных актов, в особенности те, которые находятся только в стадии разработки. В этих целях был создан портал regulation.gov.ru.

Любой гражданин может узнать на вышеупомянутом портале о любой законодательной инициативе и сразу написать в отзывы своё мнение, после чего ознакомиться с мнениями других граждан, посмотрев сводку отзывов, и ответить на них. Такая система полезна разработчикам законодательства, поскольку собирает комментарии и оценки в одном месте. Это выгодно и государству, чтобы понять мнение масс к новому законопроекту и внести коррективы, и обществу, которое может ознакомиться заранее с новым указом и выразить своё мнение к нему.

Что из этого вышло? Проблема возникает уже на первом этапе: не все проекты федеральных законов появляются на regulation.gov.ru. Например, предложение обсудить один из законопроектов, который волновал отдельные слои населения, было предложено обсудить в формате комментариев. И известно, что всю эту информацию необходимо преобразовать в структурированный вид, после чего дать какой-нибудь компьютерной системе преобразовать всю эту информацию, и уже готовые сводки предоставить властям. Задача обсуждений состоит в том, чтобы оценить отношение людей к конкретным законопроектам. Но все комментарии могут был отредактированы модераторами, ведь согласно Федеральный закон от 27.07.2006 N 149-ФЗ (ред. от 02.07.2021) “Об информации, информационных технологиях и о защите информации” сообщения, оставленные в Интернете, не должны задевать чувства и личное достоинство никакого человек, а это критически важно, когда речь идёт о государственном портале.

Помимо всего, есть ещё один крупный недостаток такой системы. Рассмотрим один случай. Проект первого федерального закона был размещен на regulation.gov.ru в середине мая 2019 г. Сейчас на сайт подгружены файлы с «текущей» и «доработанной» версиями[4].

Из-за частой доработки проектов они выкладывались заново для нового обсуждения со всеми доработками. Поэтому на сайте размещались сразу несколько вариантов одного законопроекта, что привело к сложности его анализа и последующей. Это приводит к лишней затрате времени на сравнение мнений о разных вариантах законопроекта и усложнению обработки всех этих данных. Публичное обсуждение и работа над проектом на regulation.gov.ru не гарантируют, что в конечном итоге и правительство, и Госдума будут принимать решение по проекту на основе обсуждений, ведь не исключён случай DDoS атак со стороны оппозиций, что, к слову, тоже становится одной из проблем качественной оценки мнения граждан. Все это не дает порталу в настоящее время стать настоящей площадкой взаимодействия государства и общества.

Осваивая пространство социальных медиа, органы правопорядка становятся более открыты к непосредственному контакту, прямому диалогу с населением и институтами гражданского общества. Чтобы работа в социальных медиа дала свои плоды, необходимо рассматривать общение с гражданами через социальные медиа как неотъемлемую часть текущей деятельности государства[5]. И это фундамент для ускорения процессов обмена информацией государства с гражданским обществом и сокращения издержек перехода к технологиям открытого государственного управления.

Рассмотрев множество попыток государства попытаться завязать разговор с гражданами, можно сказать, что создано уже несколько полностью функционирующих портала, в котором поддерживается довольно высокий уровень активности. Также, вовсю используются системы мониторинга социальных сетей, где существуют аккаунты правительства и различных ведомств. Нельзя сказать, что идея использовать Интернет в качестве средства общения с обществом, она реализуется не первый год и в других странах. Но нам известен пример с порталом «Госуслуги», который довольно быстро набрал свои обороты. Зная это, можно сказать, что развитие идеи для общения с обществом может довольно быстро стать распространённой в нашей стране.


Библиографический список
  1. Е. Антонова, В. Дергачев. Как Кремль будет реагировать на жалобы в соцсетях. РБК. 2019. URL: https://www.rbc.ru/politics/23/07/2018/.
  2. Коньков А.Е. Цифровизация политики vs политика цифровизации // Вестник Санкт-Петербургского университета. Международные отношения. 2020. Т. 13. Вып. 1. С. 47-68.
  3. Россия и вызовы цифровой среды: рабочая тетр./ [В.С. Овчинский и др.]; [гл. ред. И.С. Иванов]; Российский восет по междунар. Делам (РСМД). – М.: Спецкнига, 2014. – 40 с. – И.Н. Тимофеев, Т.А. Махмутов.
  4. Младшие научные сотрудники Института проблем правоприменения при европейском университете в Санкт-Петербурге. Что не так с публичным обсуждением законопроектов в России // Ведомости. 2019. URL: https://www.vedomosti.ru/business/articles/2021/11/26.
  5. Ситковский А. Л., Латов Ю. В., Червонных Е. В., Баянова И. Ю., Звягинцев С. А. Практика использования возможностей социальных медиа в работе по информированию граждан о деятельности органов государственной власти: научно-аналитический обзор. Ситковский А. Л. и др. / под ред. А. Л. Ситковского. – М.: Академия управления МВД России, 2020. – 48 с.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Данилкин Никита Владимирович»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация