ПРОЯВЛЕНИЕ УПРЯМСТВА РЕБЕНКА

Гордеев Кирилл Сергеевич1, Жидков Алексей Андреевич1, Ермолаева Екатерина Львовна1, Илюшина Елена Сергеевна1, Федосеева Любовь Алексеевна1
1Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина, студент

Аннотация
Рациональное сочетание физических и умственных нагрузок представляет собой средство минимизации переутомления организма, восстановления после длительной работы и поддержания здоровья. Поэтому при организации процесса обучения важно использовать физическую деятельность.

Ключевые слова: , , , ,


Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Гордеев К.С., Жидков А.А., Ермолаева Е.Л., Илюшина Е.С., Федосеева Л.А. Проявление упрямства ребенка // Современные научные исследования и инновации. 2021. № 12 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2021/12/97173 (дата обращения: 02.07.2024).

Упрямство ребенка может проявиться уже в трехлетнем возрасте, когда происходит переоценка своей личности. В 3-4 года происходит возрастной кризис, в течение которого происходят изменения в поведении ребенка. В этом возрасте дети узнают новые эмоции, которые еще не научились контролировать. Из-за этого возникает яркая реакция на происходящую действительность, выражающаяся в форме неподчинения, обид или капризов. Так проявляется и упрямство, которое может стать обычной реакцией на конфликты в семье, где ребенок постоянно пытается обратить внимание взрослых на себя. Чрезмерно мягкое отношение родителей приводит к развитию эгоцентризма у ребенка, так что на неподчинение взрослых он реагирует упрямством. Однако это можно наблюдать и в семьях со слишком строгими правилами воспитания [2].

Требование ребенка может исходить из двух убеждений: первое – он сильно хочет что-то получить – это страсть с положительным содержанием, второе – он желает это получить лишь потому что ему не дают – так выражается упрямство.

Зачастую у детей чрезмерная настойчивость желаний вызвана раздражением нервной системы, которая возбуждена препятствием. Когда предмет желаний, стоящий за этим препятствием, перестал уже привлекать, то это каприз.

Бывает упрямство, с помощью выражения которого достигается желаемое. Такое предумышленное упрямство возникает у ребёнка, который уже несколько раз смог криками, слезами, и другими уловками получить желаемое.

Часто нормальную и извращенную настойчивость, приравнивают, и одинаково, называются упрямством. Не разобравшись педагог, считая, что подавляет упрямство, тем самым приучает детей к повиновению. На самом деле он, разрушает образовывающуюся у них самостоятельность характера, которую необходимо сохранить.

Педагог для воспитанника представляет собой разум, волю и совесть, которые у ребёнка еще не сформировались. Все это служит разумной основой детского повиновения, без которого воспитание трудно представить. Но педагогу не следует забывать, что он воспитывает свободного, самостоятельного человека, который в будущем подчинялся бы только своему разуму, совести и обладал бы силой для выполнения их требований.

Устранение педагогом извращенной настойчивости, не должно привести к уничтожению нормальной настойчивости, которую наоборот необходимо сохранять. Для этого необходимо уметь отличать нормальную настойчивость от извращенной, или упрямства и, развивая первую, подавлять вторую. Знание педагогом причин, которые вызывают упрямство, способствует устранению причин, а не их проявления.

Бывают ситуации, в которых есть в классе несколько испорченных характера, для которых подчинение педагогу кажется оскорбительным, а неповиновение как бы долгом. В воспитании таких детей педагогу лучше преднамеренно избегать прямое столкновение с их упрямством, демонстрируя это самому воспитаннику. Если в таком случае в нем не пробудится осознание абсурдности своего упрямства, то и прямой борьбой не будет достигнуто удовлетворяющих результатов.

Если причиной упрямства является сознание своего права, то лучше создать такую обстановку, в которой ребенок сам смог бы почувствовать необходимость пренебречь своими правилами. Упрямство, вызванное капризом, и, сопровождаемое нервным раздражением, лучше устранять отсутствием внимания к капризу.

Установившись раз, эта привычка капризничать тяжело устраняется. В таком случае полезно изменить положение при возникновении каприза и переключить внимание ребёнка на что-то более интересное. Каприз, направленный на получение желаемого, должен образовывать явление, противоположное, такое, которое ребенок не ожидает получить в действительности.

Чтобы не допустить развития упрямства у ребёнка следует предупреждать этот процесс с помощью следующих положений:

а). Предупреждающим фактором выступает отсутствие в жизни ребенка возбуждения, которое способствует возникновению сильных желаний. Создание родителями условий для возникновения у детей удивления, вызванного с целью наблюдения удовольствия, часто приводят к упрямству чада.

б). Удовлетворить требования ребенка прежде чем они переросли в сильное желание.

в). Дать ребенку возможность осуществлять деятельность, сопоставимую его силам, и помогать ему только при необходимости.

г). Избегать обмана и не давать ложных обещаний ребенку, быть с ним искренним.

д). В случае отказа ребенку в чем-либо, делать это решительно, без сомнений, не меняя своё решения после.

е). Не лишать ребенка того, что можно дать и дозволить.

ж). При проявлении упрямства необходимо обратить внимание ребёнка на что-то другое или устранить каприз быстрым наказанием.

з). Воля педагога должна обладать твердой неизменностью, на которою ничто не может повлиять, в том числе и каприз ребёнка.

и). Не переполнять жизнь ребенка приказами и требованиями, предоставляя ему независимость. Однако, некоторые требования педагога подлежат обязательному исполнению, а в случае их невыполнения следует наказание.

к). Расположение духа педагога не должно влиять на ребёнка [1].

Если педагоги или родители упустили момент и ребенок в подростковом возрасте стал упрямым, то следует воспользоваться следующими советами:

При упрямстве ребёнка внезапно согласитесь с его решением, что вызовет у него растерянность.

Расспросите ребёнка о его видении проблемы.

Если ребёнок продолжает настаивать на своем, вновь внезапно согласитесь с ним. Он верит, что пока вы несете ответственность за его решения, потому не очень обдумывает свой выбор. Покажите последствия его выбора.

Снятие взрослым с себя ответственности за такой тип поведения, и предоставление ребёнку свободы заставит его тщательно обдумать вашу позицию и, возможно, найти компромиссное решение.

Если ребёнок через некоторое время обратится к вам с этим же вопросом, предложите варианты.  Вероятно, это изменить поведение ребёнка [2].

Достигая своим упрямством не то, чего хотел воспитанник, со времен он перестанет видеть в нем средство для достижения цели. Попытка педагога переупрямить ребенка или проявление гнева действует еще более раздражающим образом. Наказание, выражающее отстраненность и уравновешенность педагога, после которого ребенок ненадолго остаётся в покое, устраняет каприз силой нового впечатления [1].


Библиографический список
  1. Михащенко А.Л. Семейная педагогика: Антология педагогической мысли. Учеб. пособие.- Курган: Изд-во Курганского гос.ун-та, 2011. – 210-214 с.
  2. Топ-5 советов: как воспитывать упрямого ребенка. Психология жизни URL: https://psyfiles.ru/childrenandparents/upramyj-rebenok-cto-delat-i-kak-vospityvat.html (дата обращения: 06.12.2021).
  3. Лысова Оксана Александровна Основные проблемы и трудности поведения дошкольников // Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста». 2016. №5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osnovnye-problemy-i-trudnosti-povedeniya-doshkolnikov (дата обращения: 06.12.2021).
  4. Тухужева Ляна Анзоровна, Темирканова Диана Судиновна, Гукова Дарина Альбердовна Проблемы кризиса трех лет с точки зрения Л. С. Выготского // Вопросы науки и образования. 2018. №26 (38). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-krizisa-treh-let-s-tochki-zreniya-l-s-vygotskogo (дата обращения: 06.12.2021).


Все статьи автора «candy»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация