СОЧЕТАНИЕ УМСТВЕННОЙ И ФИЗИЧЕСКОЙ НАГРУЗКИ В ОБУЧЕНИИ

Гордеев Кирилл Сергеевич1, Жидков Алексей Андреевич1, Ермолаева Екатерина Львовна1, Илюшина Елена Сергеевна1, Федосеева Любовь Алексеевна1
1Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина, студент

Аннотация
Рациональное сочетание физических и умственных нагрузок представляет собой средство минимизации переутомления организма, восстановления после длительной работы и поддержания здоровья. Поэтому при организации процесса обучения важно использовать физическую деятельность.

Ключевые слова: , , , , ,


Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Гордеев К.С., Жидков А.А., Ермолаева Е.Л., Илюшина Е.С., Федосеева Л.А. Сочетание умственной и физической нагрузки в обучении // Современные научные исследования и инновации. 2021. № 12 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2021/12/97172 (дата обращения: 29.03.2024).

Учебная нагрузка предполагает достаточно большой объём учебной работы обучающих и их высокую умственную напряженность. При высокой напряженности умственной деятельности, может возникнуть временное торможение, предохраняющее функциональные системы центральной нервной системы (далее ЦНС) от разобщения [4].  С возникающими в процессе умственной деятельности симптомами утомления сложнее справиться, чем с неблагоприятными последствиями физической работы. После долгой и монотонной умственной работы возникает утомление, снижающее работоспособность: ухудшается внимание, память и сосредоточенность. [2].

Физическая деятельность – эффективный вид отдыха при обучении. Так как двигательная деятельность – это процесс, который задействует не только мышцы, но и участки нервной системы. При физической нагрузки в мышцах возникают сигналы, стимулирующие центральную нервную систему, сохраняющие работоспособность нервных центров. Систематический поток этих сигналов благоприятно влияет на развитие и функции мозга, состояние вегетативной нервной системы.

Динамика умственной работоспособности обучающихся находится в прямой зависимости с объемом физической деятельности, совершаемой в процессе обучения. Систематические занятия физической культурой способствуют улучшению состояния ЦНС, что в свою очередь оказывает положительное действие на умственною работоспособность обучающихся. Для сохранения умственной работоспособности необходимо выполнять физические упражнения по 6-8 ч занятий в неделю [4]. А также необходимо делать перерывы между учебой, в которые совершаются физические упражнения на разные группы мышц, каждые 45-60 минут умственной деятельности [2].

В разные возрастные периоды объём физической деятельности человека и его влияние на умственную работоспособность отличается. В расписание школьников включено достаточное количество занятий по физической культуре между предметами, подразумевающими умственною активность. Кроме этого младшие школьники активно проводят перемены, а обучающиеся средней и старшей школы совершают небольшие по активности действия. У студентов тоже предусмотрены занятия по физической культуре, но в меньших количествах, однако продуктивность сохраняется из-за их продолжительности. Стоит учитывать, что, у всех обучающихся также имеется внеучебная деятельность. Также стоит взять во внимание, что некоторые обучающиеся пропускают занятия по физической культуре или занимаются в специальных группах из-за состояния здоровья.

Рассмотрим принцип взаимодействия физических упражнений и умственной деятельности. Во время умственной работы у человека наблюдается мозговое напряжение, обусловленное концентрацией внимания на небольшом круге объектов. В следствие чего возбудительный процесс в ЦНС сосредоточен в маленькой ограниченной области нервных центров, что вызывает их быстрое утомление. Для умственного труда характерно высокое напряжение ЦНС и органов чувств. Для эффективной работы мозга необходимо, чтобы в ЦНС поступали импульсы от различных систем организма.

Чаще всего умственная деятельность совершается человеком в напряжённом состоянии мышц тела. При большом количестве монотонной работы со временем возникает торможение, ухудшение работоспособности, из-за того, что кора головного мозга утомлена долгим нервным напряжением, распространяющимся в мышцах. Насыщение крови кислородом снижается, что вызывает сонливость, а при эмоциональной нагрузке и частых стрессах также могут возникать головокружение, боль в затылочной части головы или в висках. Чтобы освободить мышцы тела от напряжения, необходимо совершать активные физические упражнения [1].

При умственной деятельности мозгу требуется больший объём кислорода. В процессе физических нагрузок сердцебиение учащается, давление увеличивается, сосуды расширяются, а кровь циркулирует быстрее. Дыхательная система начинает работать более активно, увеличивается количество воздуха, попадающего в организм, так происходит насыщение кислородом всех клеток организма и головного мозга.

Эффективность умственной деятельности зависит от натренированности мозга и мышц тела, которые способствуют тому, что нервная система справляется с умственными нагрузками. Функционирование внимания, памяти, восприятия, способности перерабатывать информацию зависят от физической подготовленности организма. Осуществление психических процессов зависит от таких, физических качеств организма, как выносливость, быстрота, сила и др. Так физические упражнения, совершаемые перед и после умственной работы, влияют на работоспособность организма.

Однако нужно адекватно подходить к сочетанию умственной и физической нагрузок. Для сохранения работоспособности головного мозга и нормального функционирования нервной системы необходимо соблюдать чередование напряжения и сокращения разных групп мышц с ритмическими последующими расслаблением и растяжением. Такие движения характерны для бега, ходьбы, катания на коньках и лыжах. Важно учитывать тот факт, что результаты от занятий спортом и от незначительно повышенной активности являются различными.

Впервые значение активного отдыха научно обосновал И.М. Сеченов. Ученый заметил, что работоспособность руки после утомления восстанавливается быстрее, если другой, неутомленной рукой совершать легкую физическую нагрузку. Затем учеными было установлено, что активный отдых применим как к физической, так и к умственной работе. Во время мышечной деятельности начинают функционировать те нервные центры, которые обычно не участвуют в процессе умственных нагрузок. Переключение с интеллектуальной деятельности на физическую позволяет, поддерживать деятельность организма в целом, а также улучшать координационные механизмы в его функционировании [1].

Рациональная организация умственного труда предусматривает включение перерывов (пауз) для отдыха, которые заполняются физическими упражнениями. Такие физкультурные паузы приносят больший эффект восстановления интеллектуальной работоспособности, чем при продолжительном пассивном отдыхе. Сложность и нагрузка физических упражнений, применяемых в перерывах умственной работы, должны соответствовать интенсивности интеллектуальной деятельности.

Физические нагрузки развивают механизмы и способы защитно-приспособительных процессов в головном мозге, делают организм более выносливым, так как стимулируют активность защитных процессов, тем самым повышая интеллектуальную работоспособность и увеличивая продолжительность продуктивной работы [1]. Таким образом, правильная организация учебного процесса обучающихся, должна строиться на принципе постоянного сочетания физической и интеллектуальной деятельности, а также содержать систематические занятия по физической культуре.


Библиографический список
  1. Пеняева С.М. ВЛИЯНИЕ ФИЗИЧЕСКИХ НАГРУЗОК НА УМСТВЕННУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ // Научное обозрение. Педагогические науки. – 2019. – № 2-1. – С. 12-16; URL: https://science-pedagogy.ru/ru/article/view?id=1827 (дата обращения: 07.12.2021).
  2. Как чередовать физическую и умственную нагрузку. URL:http://life.mosmetod.ru/index.php/item/kak-cheredovat-fizicheskuyu-i-umstvennuyu-nagruzku (дата обращения: 08.12.2021).
  3. В. М. Паршакова Взаимосвязь физической нагрузки с успеваемостью студентов в обучении // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2019. №11-1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vzaimosvyaz-fizicheskoy-nagruzki-s-uspevaemostyu-studentov-v-obuchenii (дата обращения: 08.12.2021).
  4. Щетинина С.Ю., Бурцева Т.В. ВЛИЯНИЕ ФИЗИЧЕСКИХ НАГРУЗОК НА ДИНАМИКУ УМСТВЕННОЙ РАБОТОСПОСОБНОСТИ СТУДЕНТОВ // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2021. №4-1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-fizicheskih-nagruzok-na-dinamiku-umstvennoy-rabotosposobnosti-studentov (дата обращения: 08.12.2021).


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «candy»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация