Цифровые технологии все более активно внедряются в нашу повседневную жизнь, постоянно развивая мир и делая его многопрофильным, что в свою очередь мотивирует преподавателей включать их в свою учебную практику. Традиционные методы обучения с преподавателем, стоящим перед доской и проводящим долгие часы лекций, не так эффективны для сегодняшних студентов и будут еще менее эффективны для следующих поколений. Благодаря использованию информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) преподаватель превращается в наставника для студентов на их пути к получению знаний.[1]
Обучаемый должен играть более активную роль в своем развитии, нежели учиться «пассивно». Активное обучение определяется как процесс вовлечения студентов в такой форме, в которой они могут генерировать идеи и находить пути их воплощения в жизнь. Мы живем в эпоху активного внедрения ИКТ, когда студентам приходится обучаться развивать навыки и критическое мышление с их помощью, что было наглядно продемонстрировано за последнее десятилетие. Интеграцию ИКТ в качестве образовательного инструмента, следует рассматривать как подход к обновлению процесса преподавания. В данной статье рассмотрены особенности использования системы Moodle, как инструмента образовательного процесса.
Moodle – это не просто платформа, на которой собран образовательный контент, а система управления обучением (СУО), позволяющая пользователям учиться, взаимодействуя на основе принципов социального конструктивизма. Что позволяет каждому пользователю учиться у остальных участников. Обращение к пользователям имеет обучающе-педагогическое значение, поскольку результаты взаимодействия могут быть использованы другими студентами в качестве приобретенного набора знаний.
Социальные взаимодействия, повышающие мотивацию к обучению и продвижению образовательного процесса, заняли свое место в платформе Moodle. Moodle позволяет преподавателям формировать группы веб-обучения, демонстрируя свои образовательные программы через Интернет. Преподаватель имеет возможность создавать образовательные пространства и курсы, регистрировать на них студентов, создавать и редактировать их профили, формировать информационные страницы и форумы для обсуждения, размещать учебные материалы в различной форме, в том числе с использованием ссылок на сторонние информационные ресурсы, формировать учебные группы и различные проекты, создавать и оценивать тестовый материал, и, наконец, получать статистику по результатам учебной деятельности каждого студента. Все перечисленные возможности позволяют создать гибридную модель обучения, дающую возможность студентам активно участвовать в образовательном процессе до, во время и после проведения занятия, в частности, платформа способствует проведению онлайн-экзаменов как в учебном классе, так и за его пределами, с незамедлительным получением отзыва и результатов.
СУО играет фундаментальную роль в образовательной сфере, так как учитель организует деятельность, ориентированную на учащихся. Фактически Moodle способствует взаимодействию и общению студентов со студентами, а также студентов с преподавателями во время проведения дистанционных курсов. Помимо этого, СУО облегчает распространение контента аудиовизуального содержания с информацией о кусах, что позволяет проводить консультации и различные мероприятия.
СУО Moodle – сложная и популярная система электронного обучения, имеющая многоязычный интерфейс. Данная платформа разработана для обеспечения учителей, администраторов и студентов единой, надежной, безопасной системой создания персонализированного учебного пространства. Способность создавать учебные среды, моделировать групповые информационные потоки и общение в режиме совместного взаимодействия учебной группы – важный критерий реализации эффективного и полного образовательного цикла. Таким образом ведущие мировые высшие образовательные учреждения, идя в ногу со временем, экспериментируют с образовательным контентом, устраняя устаревшие подходы к организации образовательного процесса и виртуализации профессиональных практик для формирования прикладных компетенций будущих специалистов.
Многие ВУЗы уже воспользовались преимуществами СУО, которая может быть адаптирована к текущим потребностям профессионального обучения и способна генерировать новые технологические решения, в том числе мобильные обучающие технологии. Развитие международного сотрудничества в сфере образования и науки требует от учреждений высшего образования использовать единые системы электронного обучения для обеспечения его эффективности. В связи с чем СУО Moodle является оптимальным технологическим решением для организации системы международного обмена знаниями и практическим опытом, что подтверждено многочисленными научными исследованиями в ведущих университетах мира.
Система Moodle обеспечивает полноценный учебный процесс с разнообразным образовательным контентом, системой контроля, мониторинга и оценки качества знаний. Инструменты СУО Moodle позволяют создавать комплексный продукт профессионального обучения, необходимый для интеграционных процессов высших учебных заведений и является ресурсной базой международных отношений и совместного внешнего образовательного процесса (рис.1).[2]
Рисунок 1. Перспективы системы Moodle для высших учебных заведений
Логически структурированные системные средства позволяют качественно обучать квалифицированных специалистов. СУО Moodle удобна в использовании для высших учебных заведений благодаря возможности интеграции с академическими ресурсами, библиотеками и учебными программами.
Кроме того, университетская система электронного обучения на базе СУО Moodle позволяет интегрировать мобильные технологии в учебный процесс и внедрять систему управления мобильным обучением.
MLE-MOODLE (мобильный обучающий движок «Moodle») – ИТ-решение, обеспечивающее доступ к электронным курсам обучения с помощью мобильных устройств и делающее учебный процесс комфортным, демократичным и интересным для современного студента; кроме того, он обеспечивает гибкость и удовлетворяет широкий спектр образовательных потребностей. Внедрение инновационных ИКТ в образовательный процесс обеспечивает конкурентное преимущество ВУЗа в образовании за счет следующих аспектов:
-
Расширение информационно-образовательного пространства;
-
Реализация принципа непрерывного обучения;
-
Увеличение количества студентов за счет дистанционного обучения;
-
Формирование качественного комплексного образовательного продукта;
-
Расширение международных отношений;
-
Включение в мировой реестр владельцев электронных форм организации учебного процесса;
-
Оптимизация затрат и рациональное использование инфраструктуры ВУЗа (рис.2).
Рисунок 2. Особенности в обеспечении инноваций в процессе обучения
Моделирование виртуальной учебной среды – это современный тренд в образовательной системе и необходимое требование для ее развития с учетом передовых достижений и возможностей информационно-коммуникационной сферы и глобальных процессов цифровизации общества. Имитация профессиональных действий в виртуальном образовательном пространстве позволяет современному ВУЗу готовить передовых специалистов и обеспечивать высокий уровень их профессиональных навыков.
Среда, в которой находится студент и с которой он взаимодействует, влияет на развитие его профессиональных навыков и компетенций. Таким образом, в рамках текущей оценки цифровой трансформации общества и мировой экономической системы для вузов создание высокотехнологичной информационно-коммуникационной платформы является очень важной и актуальной задачей. Последнее должно соответствовать современному состоянию развития науки и технологий, мировым образовательным стандартам и потребностям информационного общества.
Библиографический список
-
Информационно-коммуникационные технологии [электронный ресурс]. URL: https://www.un.org
-
Система управления обучением Moodle [электронный ресурс]. URL: https://docs.moodle.org