Для лучшей пропитки и удаления излишков шлихты основа пропускается через отжимные валики. После отжима основа поступает в сушильную часть машины. Сушильные части агрегата выполняются по двум различным принципам, определяющим тип шлихтовальной машины: барабанная или камерная.
Барабанная шлихтовальная машина применяется для шлихтования суровых хлопчатобумажных основ, а камерные машины – для шерстяных, льняных и цветных хлопчатобумажных основ. На барабанных машинах сушка производится при пропускании основы по нагретым барабаном, в камерных машинах горячие воздухом, циркулирующим в камере. С точки зрения расхода тепла сушка на барабанах более экономична. [ Sd,6/J
Технология шлихтовальных машин заключается в следующем. Сновальные валики устанавливают на специальные стойки. Основная пряжа с первого валика поступает на второй, а затем со второго на третий и т.д. Таким образом, на шлихтовальной машине выполняются не только указанные операции, но также формируется на ткацкой навой в результате поступления на машину основы с нескольких сновальных валиков. Число нескольких сновальных валиков может быть разным в зависимости от технологического процесса. Нити основы погружающим валиком опускаются в шлихтовальное корыто, наполненные шлихтой. Затем через отжимные валики основа поступает в сушильную часть машины. Просушенная пряжа проходит через металлические прутки, затем через рядок создающий определенной ширины основы и навивается на ткацкий навой (рис. I).
Скорость шлихтования зависит, главным образом, от производительности сушильной части машины, числа нитей в основе, вида шлихтуемой пряжи на степени ее отжима. (23,57)
Линейная скорость шлихтования определяется формулой

где С - количество влаги, испаряемой в сушильной части машины, кг/ч ;
- отношение массы влаги к массе пряжи после отжима ;
m - число нитей в основе ;
T- толщина пряжи, текс.
При разматывании основной пряжи со сновальных валиков момент ее натяжения можно определить из выражения
где M= T• r - момент натяжения основы н.м. ;
Т- натяжение основы на участке сновального валика - входной вал машины, н
r - радиус намотки, м ;
M c =10•Qµ •r u момент статического сопротивления, зависящий от трения в цапфах валика н.м. ;
Qµ масса сновального валика ;
M коэффициент трения (порядка 0,002);
r и - радиус цапфы валика ;
Mq=I динамический момент сопротивления сновального валика, н.м. ;
- угловое ускорение сновального валика ;
I - момент инерции сновального валика.
Динамический момент в управлении имеет положительный знак, потому что при размотке основной пряжи с валика диаметр намотки уменьшается, а скорость валика увеличивается. Подставляя вместо моментов их значения (22,34)
T•r=10•Qµ• ru+ I и решая уравнение относительно натяжения основы получаем
.gif)
.gif)
Натяжение основы зависит от массы сновального валика, коэффициент трения радиуса намотки и динамического момента сопротивления сновального валика.
Динамический момент зависит от момента в уравнение имеет положительный знак, потому что при размотке основной пряжи с валика диаметр намотки уменьшается, а скорость валика увеличивается.
Подставляя вместо их значения T• =10 • Qµµ• r u + I и решая относительно натяжения основы получаем
T= (10•Qµ•ru+ I
)
Натяжения основы зависит от массы сновальника валика, коэффициент трения радиуса намотки и динамического момента соп- рояивления сновального валика.
Динамический момент зависит от момента инерции сновального валика и от ускорения при разгоне. Чем больше время разгона, тем меньше динамический момент. Для уменьшения натяжения нити необходимо скорость ткацкого навоя уменьшать по мере увеличения его радиуса по закону гиперболы (121)
1.2. Сравнительный анализ существующих систем электроприводов шлихтовальных машин.
К электроприводам шлихтовальных машин предъявляются жесткие требования. Одним из основных требований, предъявляемых к приводам шлихтовальных машин является обеспечение определенного диапазона изменения моментов двигателя при наматывании нитей на навой, зависящего от возможного изменения статических моментов сопротивления механизма.
К электроприводу шлихтовальной машины предъявляется следующее требование: желательное время разгона (4-5 с). Более быстрый разгон увеличивает натяжение и повышает их обрывность; повышенное натяжение нитей увеличивает обрывность в ткачестве, а слишком слабое натяжение приводит к захлестыванию и запутывание нитей. [4, 22]
Диапазон регулирования скорости должен быть таким, чтобы обеспечить рабочий диапазон 4:1 – 5:1, заправочная скорость 1:15 от средней рабочей скорости, следовательно, общий диапазон регулирования – 200:1. Для выполнения этих требований предъявляемых к приводам шлихтовальных машин разработаны и внедрены различные системы электроприводов. Для электроприводов шлихтовальных машин текстильного производства применяются двигатели постоянного тока и асинхронные двигатели.
У многих шлихтовальных машин применяются двигатели постоянного тока последовательного возбуждения, регулирование частоты вращения осуществляется за счет изменения сопротивления в цепи якоря, это дает возможность получать удовлетворительные характеристики в области пониженных скоростей и тормозных режимах.
Система Г-Д постоянного тока также применяется в шлихтовальных машинах, что позволяет получать устойчивые, пониженные скорости в любом режиме работы. В приводах шлихтовальных машин ещё применяется двигатели переменного тока – асинхронные двигатели (АД,). Скорость вращения АД,

Отсюда скорость АД можно регулировать изменением величины скорости вращения магнитного поля n, , которая зависит от частоте f , и число пар полюсов р , или изменением скольжения. Электроприводы и асинхронные двигатели встречаются в старых шлихтовальных машинах. Недостатки этой системы – наличие вариатора,(3)
В настоящее время для регулирования скорости двигателя постоянного тока применяются тиристорные преобразователи (системы ТП-Д). Особенности этой системы заключаются в том, что она совмещает функции выпрямителя и управляющего устройcтва. Напряжение преобразователя регулируется изменением угла открывания тиристоров α При регулировании угла α в пределах o, , выпрямленное напряжение изменяется от E α до нуля.
B настоящее время около 75% электроприводов шлихтовальных машин – это электроприводы постоянного тока, из них около-75% электропривода с двигателем постоянного тока последовательного возбуждения, 25% – электроприводы с асинхронными двигателями /33/.
Для шлихтовальных машин работающих в напряженном режиме и требующих плавных и интенсивных переходных процессов и глубокого регулирования частоты вращения, необходимо создать и внедрить более современные электроприводы, легко управляемые недорогие, небольших габаритов с низкими эксплуатационными затратами, достаточно надежные. Перспективны тиристорные электроприводы шлихтовальных машин. В процессе развития полупроводниковой техники созданы силовые управляемые вентили, что дало возможность для совершенствования электроприводов. Тиристорные преобразователи обладают высокими КПД постоянной готовности к работе, относительно малой массой и габаритами без инерционностью, длительного срока службы, незначительной мощностью управления, легкостью резервирования и большим интервалом допустимых для тиристоров рабочих температур.
Рассмотренные способы регулирования скорости двигателей приводов шлихтовальных машин имеют преимущества и недостатки.
С другой стороны машины постоянного тока соответствуют требованиям шлихтовальных машин, т.е. у них мягкие механики характеристики позволяющие легко наматывать нити.
Однако при использовании двигателей постоянного тока необходимо преобразование переменного тока в постоянный, что связано с увеличением капитальных затрат, дополнительными потерями энергии и эксплуатационными расходами. Наличие коллектора уменьшает надежность работы двигателя постоянного тока. Поэтому при выборе электропривода шлихтовальных машин необходимо учитывать конкретные требования и условия эксплуатации. т.д.
Библиографический список
- Кудрин Б.И. Электроснабжения промышленных предприятий. Учебник. М.: Инжиниринг, 2005.
- Усманходжаев Н.М., Сагитов П.И., Белоковский Р.И. Теория и методы расчета систем согласованного вращения многодвигательного асинхронного электропривода. Ташкент-Фан. – 1989. 175 с.
- Режабов З.М. Электропривод шлихтовального агрегата в текстильного промышленности Монография Германия-2021
- Сиддиков И. Х., Махсудов М. Т., Боиханов З. У. угли, Схема замещения и анализ работы асинхронного двигателя при потреблении реактивной мощности. Главный энергетик №7 2021. 2021;7.
- Khakimovich, Siddikov Ilkhom, Makhsudov Mokhirbek Tolibjonovich, Boikhanov Zailobiddin Urazalio’gli, and Uzaqov Rakhmanjan. “Features productions reactive power on systems electrical supply with renewable sources energies.” ACADEMICIA: An International Multidisciplinary Research Journal 10, no. 6 (2020): 292. http://dx.doi.org/10.5958/2249-7137.2020.00591.1.