УДК 62

ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ ЭЛЕКТРОПРИВОДА ШЛИХТОВАЛЬНЫХ МАШИН ТЕКСТИЛЬНОГО ПРОИЗВОДСТВА

Исмаилов Астан Ибрагимович1, Режабов Зайлобиддин Маматович2
1Андижанский машиностроительный институт, доцент
2Андижанский машиностроительный институт, старший преподаватель

Аннотация
Шлихтования увеличивает гладкость основной пряжи благодаря приклеиванию к ее стволу выступающих волокон специ­ального состава-шлихты,К электроприводам шлихтовальных машин предъявляются жест­кие требования. Одним из основных требований, предъявляемых к приводам шлихтовальных машин является обеспечение определен­ного диапазона изменения моментов двигателя при наматывании нитей на навой, зависящего от возможного изменения статических моментов сопротивления механизма.

Ключевые слова: , , , , , , , ,


Рубрика: 05.00.00 ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Исмаилов А.И., Режабов З.М. Особенности работы электропривода шлихтовальных машин текстильного производства // Современные научные исследования и инновации. 2021. № 11 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2021/11/97066 (дата обращения: 14.09.2022).

Процесс шлихтования увеличивает гладкость основной пряжи благодаря приклеиванию к ее стволу выступающих волокон специ­ального состава-шлихты /60/. Этот процесс осуществляется на шлихтовальных машинах, где основная пряжа пропитывается шлихтой, высушивается и навивается на ткацкий навой.

Для лучшей пропитки и удаления излишков шлихты основа пропускается через отжимные валики. После отжима основа посту­пает в сушильную часть машины. Сушильные части агрегата выпол­няются по двум различным принципам, определяющим тип шлихто­вальной машины: барабанная или камерная.
Барабанная шлихтовальная машина применяется для шлихтова­ния суровых хлопчатобумажных основ, а камерные машины – для шерстяных, льняных и цветных хлопчатобумажных основ. На бара­банных машинах сушка производится при пропускании основы по нагретым барабаном, в камерных машинах горячие воздухом, цир­кулирующим в камере. С точки зрения расхода тепла сушка на ба­рабанах более экономична. [ Sd,6/J
Технология шлихтовальных машин заключается в следующем. Сновальные валики устанавливают на специальные стойки. Основ­ная пряжа с первого валика поступает на второй, а затем со второго на третий и т.д. Таким образом, на шлихтовальной ма­шине выполняются не только указанные операции, но также фор­мируется на ткацкой навой в результате поступления на машину основы с нескольких сновальных валиков. Число нескольких сновальных валиков может быть разным в зависимости от техно­логического процесса. Нити основы погружающим валиком опускают­ся в шлихтовальное корыто, наполненные шлихтой. Затем через отжимные валики основа поступает в сушильную часть машины. Просушенная пряжа проходит через металлические прутки, затем через рядок создающий определенной ширины основы и навивается на ткацкий навой (рис. I).

Скорость шлихтования зависит, главным образом, от производительности сушильной части машины, числа нитей в основе, вида шлихтуемой пряжи на степени ее отжима. (23,57)
Линейная скорость шлихтования определяется формулой

U=

где С - количество влаги, испаряемой в сушильной части ма­шины, кг/ч ;
 - отношение массы влаги к массе пряжи после отжима ;
m - число нитей в основе ;
T- толщина пряжи, текс.
При разматывании основной пряжи со сновальных валиков момент ее натяжения можно определить из выражения

MH=Mc+Mg

где M= T• r - момент натяжения основы н.м. ;
Т- натяжение основы на участке сновального валика - входной вал машины, н
r - радиус намотки, м ;
M c =10•Qµ •r u момент статического сопротивления, зависящий от трения в цапфах валика н.м. ;
Qµ масса сновального валика ;
M коэффициент трения (порядка 0,002);
и - радиус цапфы валика ;
Mq=I динамический момент сопротивления сноваль­ного валика, н.м. ;
 - угловое ускорение сновального валика ;
- момент инерции сновального валика.
Динамический момент в управлении имеет положительный знак, потому что при размотке основной пряжи с валика диаметр намот­ки уменьшается, а скорость валика увеличивается. Подставляя вместо моментов их значения (22,34)
T•r=10•Qµ• ru+ I и решая уравнение относитель­но натяжения основы получаем

T=(10 Qµ•ru+ I)

Натяжение основы зависит от массы сновального валика, коэффициент трения радиуса намотки и динамического момента сопротивления сновального валика.
Динамический момент зависит от момента в уравнение имеет положительный знак, потому что при размотке основной пряжи с валика диаметр намотки уменьшается, а скорость валика увели­чивается.
Подставляя вместо их значения T• =10 • Qµµ• r u + I и решая относительно натяжения основы получаем
T= (10•Qµ•ru+ I)
Натяжения основы зависит от массы сновальника валика, коэф­фициент трения радиуса намотки и динамического момента соп- рояивления сновального валика.
Динамический момент зависит от момента инерции сновально­го валика и от ускорения при разгоне. Чем больше время разгона, тем меньше динамический момент. Для уменьшения натяжения нити необходимо скорость ткацкого навоя уменьшать по мере увеличе­ния его радиуса по закону гиперболы (121)
1.2. Сравнительный анализ существующих систем электропри­водов шлихтовальных машин.
К электроприводам шлихтовальных машин предъявляются жест­кие требования. Одним из основных требований, предъявляемых к приводам шлихтовальных машин является обеспечение определен­ного диапазона изменения моментов двигателя при наматывании нитей на навой, зависящего от возможного изменения статических моментов сопротивления механизма.
К электроприводу шлихтовальной машины предъявляется следующее требование: желательное время разгона (4-5 с). Более быстрый разгон увеличивает натяжение и повышает их обрывность; повышенное натяжение нитей увеличивает обрывность в ткачестве, а слишком слабое натяжение приводит к захлестыванию и запу­тывание нитей. [4, 22]
Диапазон регулирования скорости должен быть таким, что­бы обеспечить рабочий диапазон 4:1 – 5:1, заправочная скорость 1:15 от средней рабочей скорости, следовательно, общий диапа­зон регулирования – 200:1. Для выполнения этих требований предъявляемых к приводам шлихтовальных машин разработаны и внедрены различные системы электроприводов. Для электроприво­дов шлихтовальных машин текстильного производства применяют­ся двигатели постоянного тока и асинхронные двигатели.
У многих шлихтовальных машин применяются двигатели постоянно­го тока последовательного возбуждения, регулирование частоты вращения осуществляется за счет изменения сопротивления в це­пи якоря, это дает возможность получать удовлетворительные характеристики в области пониженных скоростей и тормозных режимах.
Система Г-Д постоянного тока также применяется в шлихто­вальных машинах, что позволяет получать устойчивые, пониженные скорости в любом режиме работы. В приводах шлихтовальных ма­шин ещё применяется двигатели переменного тока – асинхронные двигатели (АД,). Скорость вращения АД,

n=n1(1-S)=(1-S)

Отсюда скорость АД можно регулировать изменением величины скорости вращения магнитного поля n, , которая зависит от частоте f , и число пар полюсов р , или изменением сколь­жения. Электроприводы и асинхронные двигатели встречаются в старых шлихтовальных машинах. Недостатки этой системы – наличие вариатора,(3)
В настоящее время для регулирования скорости двигателя постоянного тока применяются тиристорные преобразователи (системы ТП-Д). Особенности этой системы заключаются в том, что она совмещает функции выпрямителя и управляющего устройcтва. Напряжение преобразователя регулируется изменением уг­ла открывания тиристоров α При регулировании угла α в пределах o, , выпрямленное напряжение изменяется от E α до нуля.
B настоящее время около 75% электроприводов шлихтоваль­ных машин – это электроприводы постоянного тока, из них около-75% электропривода с двигателем постоянного тока последовательного возбуждения, 25% – электроприводы с асинхронными дви­гателями /33/.
Для шлихтовальных машин работающих в напряженном режиме и требующих плавных и интенсивных переходных процессов и глу­бокого регулирования частоты вращения, необходимо создать и внедрить более современные электроприводы, легко управляемые недорогие, небольших габаритов с низкими эксплуатационными затратами, достаточно надежные. Перспективны тиристорные электроприводы шлихтовальных машин. В процессе развития полупроводниковой техники созданы силовые управляемые вентили, что дало возможность для совершенствования электроприводов. Тиристорные преобразователи обладают высокими КПД постоянной готовности к работе, относительно малой массой и габаритами без инерционностью, длительного срока службы, незначительной мощностью уп­равления, легкостью резервирования и большим интервалом до­пустимых для тиристоров рабочих температур.
Рассмотренные способы регулирования скорости двигателей приводов шлихтовальных машин имеют преимущества и недостатки.
С другой стороны машины постоянного тока соответствуют требованиям шлихтовальных машин, т.е. у них мягкие механики ха­рактеристики позволяющие легко наматывать нити.
Однако при использовании двигателей постоянного тока не­обходимо преобразование переменного тока в постоянный, что связано с увеличением капитальных затрат, дополнительными потерями энергии и эксплуатационными расходами. Наличие кол­лектора уменьшает надежность работы двигателя постоянного тока. Поэтому при выборе электропривода шлихтовальных машин необхо­димо учитывать конкретные требования и условия эксплуатации. т.д.


Библиографический список
  1. Кудрин Б.И. Электроснабжения промышленных предприятий. Учебник. М.:  Инжиниринг, 2005.
  2. Усманходжаев Н.М., Сагитов  П.И., Белоковский  Р.И. Теория и методы расчета систем согласованного вращения много­двигательного асинхронного электропривода. Ташкент-Фан. – 1989. 175 с.
  3. Режабов З.М. Электропривод  шлихтовального  агрегата в текстильного промышленности   Монография Германия-2021
  4. Сиддиков И. Х., Махсудов М. Т., Боиханов З. У. угли, Схема замещения и анализ работы асинхронного двигателя при потреблении реактивной мощности. Главный энергетик №7 2021. 2021;7.
  5. Khakimovich, Siddikov Ilkhom, Makhsudov Mokhirbek Tolibjonovich, Boikhanov Zailobiddin Urazalio’gli, and Uzaqov Rakhmanjan. “Features productions reactive power on systems electrical supply with renewable sources energies.” ACADEMICIA: An International Multidisciplinary Research Journal 10, no. 6 (2020): 292. http://dx.doi.org/10.5958/2249-7137.2020.00591.1.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Режабов Зайлобиддин Маматович»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация