ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ ЭЛЕКТРОПРИВОДА ШЛИХТОВАЛЬНЫХ МАШИН ТЕКСТИЛЬНОГО ПРОИЗВОДСТВА

Исмаилов Астан Ибрагимович1, Режабов Зайлобиддин Маматович2
1Андижанский машиностроительный институт, доцент
2Андижанский машиностроительный институт, старший преподаватель

Аннотация
Шлихтования увеличивает гладкость основной пряжи благодаря приклеиванию к ее стволу выступающих волокон специ­ального состава-шлихты,К электроприводам шлихтовальных машин предъявляются жест­кие требования. Одним из основных требований, предъявляемых к приводам шлихтовальных машин является обеспечение определен­ного диапазона изменения моментов двигателя при наматывании нитей на навой, зависящего от возможного изменения статических моментов сопротивления механизма.

Ключевые слова: , , , , , , , ,


Рубрика: 05.00.00 ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Исмаилов А.И., Режабов З.М. Особенности работы электропривода шлихтовальных машин текстильного производства // Современные научные исследования и инновации. 2021. № 11 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2021/11/97066 (дата обращения: 20.04.2024).

Процесс шлихтования увеличивает гладкость основной пряжи благодаря приклеиванию к ее стволу выступающих волокон специ­ального состава-шлихты /60/. Этот процесс осуществляется на шлихтовальных машинах, где основная пряжа пропитывается шлихтой, высушивается и навивается на ткацкий навой.

Для лучшей пропитки и удаления излишков шлихты основа пропускается через отжимные валики. После отжима основа посту­пает в сушильную часть машины. Сушильные части агрегата выпол­няются по двум различным принципам, определяющим тип шлихто­вальной машины: барабанная или камерная.
Барабанная шлихтовальная машина применяется для шлихтова­ния суровых хлопчатобумажных основ, а камерные машины – для шерстяных, льняных и цветных хлопчатобумажных основ. На бара­банных машинах сушка производится при пропускании основы по нагретым барабаном, в камерных машинах горячие воздухом, цир­кулирующим в камере. С точки зрения расхода тепла сушка на ба­рабанах более экономична. [ Sd,6/J
Технология шлихтовальных машин заключается в следующем. Сновальные валики устанавливают на специальные стойки. Основ­ная пряжа с первого валика поступает на второй, а затем со второго на третий и т.д. Таким образом, на шлихтовальной ма­шине выполняются не только указанные операции, но также фор­мируется на ткацкой навой в результате поступления на машину основы с нескольких сновальных валиков. Число нескольких сновальных валиков может быть разным в зависимости от техно­логического процесса. Нити основы погружающим валиком опускают­ся в шлихтовальное корыто, наполненные шлихтой. Затем через отжимные валики основа поступает в сушильную часть машины. Просушенная пряжа проходит через металлические прутки, затем через рядок создающий определенной ширины основы и навивается на ткацкий навой (рис. I).

Скорость шлихтования зависит, главным образом, от производительности сушильной части машины, числа нитей в основе, вида шлихтуемой пряжи на степени ее отжима. (23,57)
Линейная скорость шлихтования определяется формулой

U=

где С - количество влаги, испаряемой в сушильной части ма­шины, кг/ч ;
 - отношение массы влаги к массе пряжи после отжима ;
m - число нитей в основе ;
T- толщина пряжи, текс.
При разматывании основной пряжи со сновальных валиков момент ее натяжения можно определить из выражения

MH=Mc+Mg

где M= T• r - момент натяжения основы н.м. ;
Т- натяжение основы на участке сновального валика - входной вал машины, н
r - радиус намотки, м ;
M c =10•Qµ •r u момент статического сопротивления, зависящий от трения в цапфах валика н.м. ;
Qµ масса сновального валика ;
M коэффициент трения (порядка 0,002);
и - радиус цапфы валика ;
Mq=I динамический момент сопротивления сноваль­ного валика, н.м. ;
 - угловое ускорение сновального валика ;
- момент инерции сновального валика.
Динамический момент в управлении имеет положительный знак, потому что при размотке основной пряжи с валика диаметр намот­ки уменьшается, а скорость валика увеличивается. Подставляя вместо моментов их значения (22,34)
T•r=10•Qµ• ru+ I и решая уравнение относитель­но натяжения основы получаем

T=(10 Qµ•ru+ I)

Натяжение основы зависит от массы сновального валика, коэффициент трения радиуса намотки и динамического момента сопротивления сновального валика.
Динамический момент зависит от момента в уравнение имеет положительный знак, потому что при размотке основной пряжи с валика диаметр намотки уменьшается, а скорость валика увели­чивается.
Подставляя вместо их значения T• =10 • Qµµ• r u + I и решая относительно натяжения основы получаем
T= (10•Qµ•ru+ I)
Натяжения основы зависит от массы сновальника валика, коэф­фициент трения радиуса намотки и динамического момента соп- рояивления сновального валика.
Динамический момент зависит от момента инерции сновально­го валика и от ускорения при разгоне. Чем больше время разгона, тем меньше динамический момент. Для уменьшения натяжения нити необходимо скорость ткацкого навоя уменьшать по мере увеличе­ния его радиуса по закону гиперболы (121)
1.2. Сравнительный анализ существующих систем электропри­водов шлихтовальных машин.
К электроприводам шлихтовальных машин предъявляются жест­кие требования. Одним из основных требований, предъявляемых к приводам шлихтовальных машин является обеспечение определен­ного диапазона изменения моментов двигателя при наматывании нитей на навой, зависящего от возможного изменения статических моментов сопротивления механизма.
К электроприводу шлихтовальной машины предъявляется следующее требование: желательное время разгона (4-5 с). Более быстрый разгон увеличивает натяжение и повышает их обрывность; повышенное натяжение нитей увеличивает обрывность в ткачестве, а слишком слабое натяжение приводит к захлестыванию и запу­тывание нитей. [4, 22]
Диапазон регулирования скорости должен быть таким, что­бы обеспечить рабочий диапазон 4:1 – 5:1, заправочная скорость 1:15 от средней рабочей скорости, следовательно, общий диапа­зон регулирования – 200:1. Для выполнения этих требований предъявляемых к приводам шлихтовальных машин разработаны и внедрены различные системы электроприводов. Для электроприво­дов шлихтовальных машин текстильного производства применяют­ся двигатели постоянного тока и асинхронные двигатели.
У многих шлихтовальных машин применяются двигатели постоянно­го тока последовательного возбуждения, регулирование частоты вращения осуществляется за счет изменения сопротивления в це­пи якоря, это дает возможность получать удовлетворительные характеристики в области пониженных скоростей и тормозных режимах.
Система Г-Д постоянного тока также применяется в шлихто­вальных машинах, что позволяет получать устойчивые, пониженные скорости в любом режиме работы. В приводах шлихтовальных ма­шин ещё применяется двигатели переменного тока – асинхронные двигатели (АД,). Скорость вращения АД,

n=n1(1-S)=(1-S)

Отсюда скорость АД можно регулировать изменением величины скорости вращения магнитного поля n, , которая зависит от частоте f , и число пар полюсов р , или изменением сколь­жения. Электроприводы и асинхронные двигатели встречаются в старых шлихтовальных машинах. Недостатки этой системы – наличие вариатора,(3)
В настоящее время для регулирования скорости двигателя постоянного тока применяются тиристорные преобразователи (системы ТП-Д). Особенности этой системы заключаются в том, что она совмещает функции выпрямителя и управляющего устройcтва. Напряжение преобразователя регулируется изменением уг­ла открывания тиристоров α При регулировании угла α в пределах o, , выпрямленное напряжение изменяется от E α до нуля.
B настоящее время около 75% электроприводов шлихтоваль­ных машин – это электроприводы постоянного тока, из них около-75% электропривода с двигателем постоянного тока последовательного возбуждения, 25% – электроприводы с асинхронными дви­гателями /33/.
Для шлихтовальных машин работающих в напряженном режиме и требующих плавных и интенсивных переходных процессов и глу­бокого регулирования частоты вращения, необходимо создать и внедрить более современные электроприводы, легко управляемые недорогие, небольших габаритов с низкими эксплуатационными затратами, достаточно надежные. Перспективны тиристорные электроприводы шлихтовальных машин. В процессе развития полупроводниковой техники созданы силовые управляемые вентили, что дало возможность для совершенствования электроприводов. Тиристорные преобразователи обладают высокими КПД постоянной готовности к работе, относительно малой массой и габаритами без инерционностью, длительного срока службы, незначительной мощностью уп­равления, легкостью резервирования и большим интервалом до­пустимых для тиристоров рабочих температур.
Рассмотренные способы регулирования скорости двигателей приводов шлихтовальных машин имеют преимущества и недостатки.
С другой стороны машины постоянного тока соответствуют требованиям шлихтовальных машин, т.е. у них мягкие механики ха­рактеристики позволяющие легко наматывать нити.
Однако при использовании двигателей постоянного тока не­обходимо преобразование переменного тока в постоянный, что связано с увеличением капитальных затрат, дополнительными потерями энергии и эксплуатационными расходами. Наличие кол­лектора уменьшает надежность работы двигателя постоянного тока. Поэтому при выборе электропривода шлихтовальных машин необхо­димо учитывать конкретные требования и условия эксплуатации. т.д.


Библиографический список
  1. Кудрин Б.И. Электроснабжения промышленных предприятий. Учебник. М.:  Инжиниринг, 2005.
  2. Усманходжаев Н.М., Сагитов  П.И., Белоковский  Р.И. Теория и методы расчета систем согласованного вращения много­двигательного асинхронного электропривода. Ташкент-Фан. – 1989. 175 с.
  3. Режабов З.М. Электропривод  шлихтовального  агрегата в текстильного промышленности   Монография Германия-2021
  4. Сиддиков И. Х., Махсудов М. Т., Боиханов З. У. угли, Схема замещения и анализ работы асинхронного двигателя при потреблении реактивной мощности. Главный энергетик №7 2021. 2021;7.
  5. Khakimovich, Siddikov Ilkhom, Makhsudov Mokhirbek Tolibjonovich, Boikhanov Zailobiddin Urazalio’gli, and Uzaqov Rakhmanjan. “Features productions reactive power on systems electrical supply with renewable sources energies.” ACADEMICIA: An International Multidisciplinary Research Journal 10, no. 6 (2020): 292. http://dx.doi.org/10.5958/2249-7137.2020.00591.1.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Режабов Зайлобиддин Маматович»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация