ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА В СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЯХ НА ПРИМЕРЕ МО АЛАПАЕВСКОЕ

Дунаева Ирина Алексеевна1, Иванова Ксения Олеговна1
1Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина, магистрант

Аннотация
В данной статье рассматриваются ключевые инструменты развития физической культуры и спорта в муниципальном образовании Алапаевское.

Ключевые слова: , ,


Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Дунаева И.А., Иванова К.О. Особенности управления развитием физической культуры и спорта в сельских территориях на примере МО Алапаевское // Современные научные исследования и инновации. 2021. № 11 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2021/11/97065 (дата обращения: 15.03.2024).

Методы и организация исследования. При проведении исследования использовались общенаучные методы: анализ, сравнение, описание.

По официальным данным Росстата территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Свердловской области численность населения Свердловской области в возрасте от 3 до 79 лет на 01.01.2020 составляет 3 998 375 человек, в том числе сельского населения Свердловской области в возрасте 3–79 лет составляет 595 385 человек (14,9% от общей численности населения в возрасте 3-79 лет).

По итогам федерального статистического наблюдения по форме № 1-ФК «Сведения о физической культуре и спорте» на 31.12.2020 численность систематически занимающихся физической культурой и спортом в сельской местности составила 198 550.

Развитие физической культуры и спорта на селе является одной из приоритетных задач государственной политики государства. Акцент предполагается сделать на формировании условий для развития массового спорта, на расширении и обновлении небольших, оснащенных площадок шаговой доступности,
развитие сети плоскостных спортивных сооружений. Спортивные объекты, сооружения, являются одной из составляющих социально- экономического развития населения, создавая дополнительные рабочие места, повышая уровень услуг в области физической культуры и спорта.

В соответствии Указом Президента РФ от 07.05.2018 №204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» Национального проекта «ДЕМОГРАФИЯ», региональным проектом «СПОРТ-норма жизни», Указом Губернатора Свердловской области №546 – УГ от 31.10.2017 г. «О программе Пятилетка развития Свердловская область на 2017-2021 годы», Государственной программой Свердловской области от 29.10.2013 №1332-ПП «Развитие физической культуры и спорта в Свердловской области до 2024 года» в МО Алапаевское реализовывается муниципальная программа от 29.09.2014г.а № 883 (с изменениями) «Развитие физической культуры и спорта в Свердловской области до 2024 года.

Цель программы: создание условий для развития физической культуры и спорта в муниципальном образовании Алапаевское, в том числе для лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, ключевые инструменты программы:

  • Поэтапное внедрение и реализация ВФСК «Готов к труду и обороне» (ГТО) в МО Алапаевское;
  • Создание эффективной и доступной инфраструктуры физической культуры и спорта для различных групп населения;
  • Привлечение населения МО Алапаевское к здоровому образу жизни;
  • Привлечение к систематическим занятиям адаптивной физической культурой и избранными видами двигательной деятельности лиц с ОВЗ и инвалидов.

Доля населения систематически занимающихся физической культурой и спортом МО Алапаевское в возрасте от 3 до 79 лет в 2020 году составило 47,3%,что на 3,9 выше, чем в 2019 году. Среди детей и молодёжи от 3 до 30 лет составляет 86,9%; среди граждан среднего возраста (женщины: 30-54 года; мужчины: 30-59 лет)32,2%; среди граждан старшего возраста (женщины: 55-79 года; мужчины: 60-79 лет) 16,2%; среди лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, не имеющих противопоказаний для занятий физической культурой и спортом. Достижение целевых показателей МО Алапаевское в рамках национального проекта «Демография» представлены на рисунке №1.


Рисунок №1. Достижение целевых показателей МО Алапаевское в рамках национального проекта «Демография».

В 2015 году был создан Центр тестирования ВФСК ГТО на базе муниципального бюджетного учреждения «Физкультурно-спортивный центр МО Алапаевское и открыто 14 мест тестирования в сельских образовательных учреждениях, соответствующих требованиям для выполнения нормативов комплекса ГТО.

Доля населения муниципального образования Алапаевское, выполнившего нормативы испытаний (тестов) ВФСК «ГТО» в 2020г, в общей численности населения, принявшего участие в выполнении нормативов испытаний (тестов) ВФСК «ГТО»53,7 %.Из них выполнили нормативы на знаки отличия 86 человек, на серебряный знак отличия121человек,на бронзу81 человек.

На рисунке №2 представлено количество жителей выполнивших и принявших участие в сдаче нормативов ВФСК «ГТО».


Рисунок №2. Количество жителей выполнивших и принявших участие в сдаче нормативов ВФСК «ГТО».

Ежегодно в соответствии с календарным планом физкультурных и спортивно-массовых мероприятий муниципального образования Алапаевское проводятся 11 масштабных мероприятий комплекса ГТО различной направленности.

На сегодняшний день Центр тестирования ГТО МО Алапаевское является одним из самых технически оснащенных и результативных площадок Свердловской области по реализации комплекса ГТО среди населения всех возрастных групп.

Уже третий год подряд МО Алапаевское по семи критериям мониторинга реализации комплекса ГТО в рейтинговой таблице оценки деятельности Центров тестирования комплекса ГТО занимает 1-е место среди муниципальных образований Свердловской области. В 2018 году Свердловская область включена в перечень пилотных субъектов по апробации нормативов Комплекса ГТО среди лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов.

МБУ «Физкультурно-спортивный центр» МО Алапаевское выбрано в качестве одной из пилотных площадок по апробации методик комплексной реабилитации и абилитации на базе Центра тестирования ВФСК ГТО.

Это позволило создать на территории муниципального образования модель управления комплексной реабилитации и абилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, в том числе детей-инвалидов на основе межведомственного и межуровневого взаимодействия.

Положительная динамика достигнута в результате реализации муниципальной программы «Развитие физической культуры, спорта и молодежной политики в муниципальном образовании Алапаевское до 2024 года», утвержденной постановлением Администрации муниципального образования Алапаевское от 29.09.2014г. № 883.

Положительные показатели также удалось достичь благодаря тому, что в 2020 году «Физкультурно-спортивный центр» МО Алапаевское
ведет активную работу по реализации проектов: «Доступная среда» и «Старшее поколение», «Спорт для всех», «Навстречу комплексу ГТО». В рамках реализации проектов организованы занятия для данной целевой группы.


Рисунок №3. Доля лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов систематически занимающихся физической культурой и спортом в %.

Реализуется инновационный проект «Спорт-Лидер» во всех местах тестирования. Основная идея проекта заключается в привлечении населения среднего и старшего возраста к систематическим занятиям физической культурой и спортом обучающимися общеобразовательных учреждений.

В 2019- 2020 годах на средства из федерального и областного бюджетов в рамках национального проекта «Жилье и городская среда» в пгт. Верхняя Синячиха проведено благоустройство лесопарка «Орион». Появилась вело-лыже-роллерная трасса протяженностью 1 км, спортивные игровые площадки, уличные тренажеры и оборудованные зоны отдыха. Также в лесопарке «ОРИОН» появится веревочный парк с двумя маршрутами.

В 2020 году в рамках национального проекта «Демография» на средства областного и муниципального бюджетов на стадионе «ОРИОН» были проведены работы по замене футбольного поля с искусственной травой и легкоатлетических дорожек. Обновление инфраструктуры стадиона на одной из самых крупных площадок МО и благоустройство лесопарковой зоны повлекло за собой увеличение количества занимающихся.

В рамках муниципальной программы «Развитие системы образования и реализация молодежной политики в муниципальном образовании Алапаевске до 2024 года» в образовательных учреждениях в соответствии с установленным планом работ обновляется материально-техническая база.

В 2018 году была оборудованы спортивные площадки (стадионы) в Коптеловской СОШ, в 2019 году в с. Невьянское, в 2020 г., была оборудована спортивная площадка (стадион) МОУ «Заринская СОШ», в 2021 оборудован (стадион) спортивная площадка в с.Деево, МОУ «Деевская СОШ».

Особое значение уделяется развитию кадрового обеспечения. На территории муниципального образования Алапаевское свыше 100 человек являются сотрудниками отрасли физической культуры и спорта.

Осуществляется профессиональная переподготовка кадров по программам «Адаптивная физическая культура», «Физическая культура и спорт», проводятся курсы повышения квалификации, создаются условия для привлечения молодых специалистов с высшим образованием.

Специалисты отрасли физической культуры и спорта проходят обучение по программам дополнительного образования, а также регулярно посещают всероссийские научно-практические конференции, круглые столы, семинары и форсайт-сессии по необходимым направлениям.

Информационное обеспечение отрасли физической культуры и спорта осуществляется за счет взаимодействия с местными СМИ, размещения информации на сайтах муниципального образования, а также в социальных сетях.

В таблице №1 представлена численность населения, систематически занимающихся физической культуры и спортом в муниципальных образованиях, расположенных на территории Свердловской области, на 01.01.2020г.

Фактический показатель систематически занимающихся физической культуры и спортом в МО Алапаевское составляет 79, 4% (1-ФК)

В целом по Свердловской области в 89% муниципальных образований уровень систематически занимающихся физической культуры и спортом существенно ниже целевого показателя( таблица№1)

Численность населения, систематически занимающихся физической культурой и спортом в муниципальных образованиях, расположенных на территории Свердловской области, на 01.01.2020

Муниципальное образование

Численность сельского населения в возрасте 3 – 79, чел.

Численность занимающихся спортом в сельской территории (1-ФК), чел.

Целевой показатель

1 Артинский городской округ

13 106

4 454

34,0%

2 Асбестовский городской округ

2 090

1 194

57,1%

3 Байкаловский муниципальный район

13 690

4 753

34,7%

4 Белоярский городской округ

21 646

9 100

42,0%

5 Березовский городской округ

15 108

4 789

31,7%

6 Горноуральский городской округ

26 724

10 796

40,4%

7 Городской округ Верхняя Пышма

12 932

4 652

36,0%

8 Городской округ Краснотурьинск

4 501

3 067

68,1%

9 Городской округ Красноуфимск

515

167

32,4%

10 Городской округ Староуткинск

66

66

100,0%

11 Ирбитское муниципальное образование

23 062

8 879

38,5%

12 Каменский городской округ

22 227

11 933

53,7%

13 Камышловский муниципальный район

27 009

9 203

34,1%

14 Красноуфимский округ

21 935

6 453

29,4%

17 Кушвинский городской округ

9 019

3 898

43,2%

18 Муниципальное образование Алапаевское

13 382

10 624

79,4%

20 Нижнесергинский муниципальный район

8 213

3 296

40,1%

21 Нижнетуринский городской округ

5 071

1 873

36,9%

22 Новолялинский городской округ

8 660

3 304

38,2%

23 Пышминский городской округ

8 722

3 717

42,6%

24 Серовский городской округ

7 423

2 690

36,2%

25 Слободо-Туринский муниципальный район

11 733

5 571

47,5%

26 Сысертский городской округ

38 115

18 910

49,6%

27 Таборинский муниципальный район

2 752

1 348

49,0%

28 Талицкий городской округ

24 999

8 050

32,2%

29 Тугулымский городской округ

12 661

7 868

62,1%

30 Шалинский городской округ

11 880

4 586

38,6%

31 Арамильский городской округ

2 943

560

19,0%

32 Артемовский городской округ

23 115

5 391

23,3%

34 Ачитский городской округ

9 777

2 800

28,6%

35 Бисертский городской округ

345

52

15,1%

36 Верхнесалдинский городской округ

2 623

220

8,4%

37 Волчанский городской округ

215

0

0,0%

39 Гаринский городской округ

1 682

22

1,3%

40 Город Каменск-Уральский

1 502

0

0,0%

41 Город Нижний Тагил

2 045

89

4,4%

42 Городской округ Богданович

15 549

1 778

11,4%

43 Городской округ Верхний Тагил

1 436

401

27,9%

45 Городской округ Верхотурский

6 548

1 250

19,1%

46 Городской округ Дегтярск

40

0

0,0%

47 Городской округ Заречный

3 102

401

12,9%

48 Городской округ Карпинск

2 683

284

10,6%

49 Городской округ Красноуральск

395

0

0,0%

50 город Екатеринбург

29 231

4 995

17,1%

51 Городской округ Нижняя Салда

254

24

9,4%

52 Городской округ Пелым

659

52

7,9%

53 Городской округ Первоуральск

19 120

4 037

21,1%

54 Городской округ Ревда

1 474

134

9,1%

55 Городской округ Среднеуральск

645

131

20,3%

56 Городской округ Сухой Лог

13 661

2 781

20,4%

57 Ивдельский городской округ

5 313

619

11,7%

58 Качканарский городской округ

1 933

0

0,0%

59 Кировградский городской округ

5 387

1 441

26,7%

60 Малышевский городской округ

1 252

0

0,0%

61 Махневское муниципальное образование

2 294

286

12,5%

62 город Алапаевск

5 278

1 053

20,0%

63 Невьянский городской округ

16 372

4 586

28,0%

64 Полевской городской округ

6 877

674

9,8%

65 Режевской городской округ

9 572

2 599

27,2%

66 Североуральский городской округ

13 175

1 886

14,3%

67 Сосьвинский городской округ

5 139

402

7,8%

68 Тавдинский городской округ

5 077

497

9,8%

69 Туринский городской округ

7 444

1 611

21,6%

Таблица№1 Численность населения, систематически занимающихся физической культуры и спортом в муниципальных образованиях, расположенных на территории Свердловской области, на 01.01.2020г.

Выводы:

Развитие физической культуры и спорта на территории МО Алапаевское имеет новую стадию развития, в рамках межведомственного взаимодействия органов окружного, регионального и муниципального уровня и имеет положительную динамику. Эффективные пути оптимизации управления развитием физической культуры и спорта в МО Алапаевское – это использование целевых программ, совершенствование системы подготовки кадров и научно – методического обеспечения, обеспечение на территории муниципалитета условий для развития физической культуры и спорта, в том числе для лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, создание доступной и эффективной инфраструктуры. Использование данного опыта и современных инструментов развития отрасли физической культуры и спорта МО Алапаевское, на данный момент является результативным и может являться современной моделью управления в отрасли развития физической культуры и спорта в сельских территориях.


Библиографический список
  1. Официальный сайт Муниципального образования Алапаевское [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://alapaevskoe.ru/ (дата обращения: 28.04.2021).
  2. Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 №204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» (электронный ресурс) URL: http://kremlin.ru/acts/bank/43027
  3. Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 г. №474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» (электронный ресурс) URL: https://rg.ru/2020/07/22/ukaz-dok.html


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Дунаева Ирина Алексеевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация