Проблема соотношения обучения и развития была и остается стержневой проблемой педагогики. На разных исторических этапах ее решения менялись, что обусловливалось изменением методологических установок, появлением новых трактовок сущности развития личности и самого процесса обучения, переосмыслением роли последнего в этом развитии.
В современном неотехнократическом обществе под влиянием глобализации и информационного взрыва происходят активные трансформации научных картин мира, которые нашли отражение в исследованиях как отечественных, так и зарубежных ученых. Все чаще превалирует образ, в котором будет достигнут баланс между материальными и духовными ценностями, техническими и гуманитарными знаниями, феминными и маскулинными тенденциями.
Быть наделенным искусством овладения высокой культурой, стремлением к изучению иностранных языков, желанием постоянно обновлять и обогащать свои знания – уже не просто вызов времени, это необходимость мультидисциплинарной деятельности, расширение спектра знаний, прогнозирование методов, тенденций и законов развития отраслей науки, это культурный диалог в рамках глобального гражданского общества. В процессе преподавания любой учебной дисциплины каждый педагог пытается акцентировать внимание на состоянии формирования и становления личности под влиянием обучения, воспитания и усвоения элементов культуры, норм, ценностей и социальных ролей, сущностных для конкретного общества. При этом мы понимаем, что развитие – это не механическое наложение на индивида готовой социальной формы, это формирование целостной личности, где нестандартность и самостоятельность мышления являются предпосылкой и результатом, а благодаря системе знаний, норм и ценностей личность функционирует как активный член общества. Мы живем в измерении, когда жизненные позиции основываются как на реальных, так и воображаемых ценностях. И тут важна деталь – найти баланс применения знаний, умений в соответствии с нормами социума. Мы говорим о мастерстве, об опыте, накапливаемом в течении педагогической деятельности преподавателя – умение распознать активную, сознательную личность, способную к творческой деятельности.
Ян Амос Коменский, выдвинув идею всеобщего обучения – «образование нужно всем», создал собственную систему [1, с. 2, с. 19]. Он учил, что человек есть самое совершенное, прекрасное создание, микрокосм, в котором сосуществуют гармония тела и души. В речи «О культуре природных дарований» отмечал, что образование и воспитание должны быть основой государства, поскольку от них зависит будущее его и народа [1; 2, с. 115–119]. А принципы, методы, формы обучения «Большой дидактики» стали основой многих современных педагогических теорий. «Музыкант, – писал Коменский, – не бьет кулаком или палкой по струнам, не ударяет инструментом о стену, когда струны лиры или арфы дают диссонансы, а терпеливо настраивает их, прилагая все свое искусство, пока не приведет струны к гармонии. Так же должны мы приспосабливаться к свойствам разума, приводя умы к гармонии и любви к наукам, когда мы не хотим из ленивых сделать упрямых, а из дряблых – совсем дураков» [3, с. 11].
Следовательно, можно говорить при экстраполяции действенного арсенала «Cognosce te ipsum». Человек был провозглашен высокой ценностью, о чем свидетельствуют труды Витторино да Фельтре в Италии, Луиса Вивеса в Испании, Франсуа Рабле и Мителя Монтень во Франции, Эразма Роттердамского в Голландии и т.д. Их гуманистические идеи получили широкое распространение в большинстве стран Европы. И это было «новой вехой» всестороннего развития, которая достигалась образованием и воспитанием.
Часто ученые говорят, чтобы повысить языковую компетенцию, нужно придать всему процессу обучения терминологической направленности. Важным условием успешного изучения и усвоения профессиональных дисциплин есть терминологическая грамотность студентов – будущих профессионалов. Терминология не является второстепенным или сопутствующим компонентом науки, она является обязательной и одной из важнейших ее составных частей [4].
C целостной системой образований терминологических полей и микрополей любой отрасли – будь то медицина, биология, юриспруденция или экономика etc., где отдельные слова, связанные друг с другом тематически, понятийно и лингвистически, вступают в парадигматические и синтагматические отношения, нужно быть не просто знакомым, ее нужно изучать; необходимо исследовать профессиональный язык, поскольку он очень отличается от общеупотребительного языка, являющегося средством общения [5]. Так называемый профессиональный вокабуляр нужен, чтобы не просто «удовлетворить» грамматический и синтаксический уровни (для этого создаются специальные словари и справочники), он незаменим в решении проблемы универсальности картины мира – языковой, концептуальной, наивной, научной.
Библиографический список
- Коменский Я. А. Избранные педагогические произведения. – М. : Педагогика, 1982. – Т. 2. – 354 с.
- Монтень М. Опыты. В 3-х книгах. Кн. 1. – М. : Изд-во АН СССР, 1979. – 557 с.
- Горілий А. Г. Історія соціальної роботи в Україні. Тернопіль : ТАНГ, 2001. – 68 с.
- Vakulyk І. І. Naukova terminolohiia yak faktor formuvannia naukovoi kompetentsii[Scientific terminology as a factor for forming language competence] // ScienceRise. Technology center. – 2015. – Т. 9. – №. 1. – С. 14.
- Вакулик И. И. Формирование научной картины мира в современном языковом пространстве // Мовні і концептуальні картини світу. – 2013. – №. 43 (1). – С. 203-209.