РОЛЬ ИНФОКОММУНИКАЦИОННЫХ УСЛУГ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ И В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

Рачковский Артём Алексеевич
Академия Федеральной службы охраны Российской Федерации
г. Орел, сотрудник

Аннотация
Данная статья посвящена анализу данных взятых из официальных источников, касающихся объемов предоставления телекоммуникационных и инфокоммуникационных услуг, как на мировом, так и на отечественном рынке. Влиянию перечисленных услуг на систему государственного управления.

Ключевые слова: , , , ,


Рубрика: 05.00.00 ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Рачковский А.А. Роль инфокоммуникационных услуг в современном мире и в системе государственного управления // Современные научные исследования и инновации. 2021. № 11 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2021/11/97025 (дата обращения: 18.04.2024).

ВВЕДЕНИЕ

В условиях ускорения темпов научно-технического прогресса, повышение объемов производства на предприятиях, увеличение областей взаимодействия среди товаропроизводителей, усложнения межпроизводственных связей, повышения масштабов и значимости, решаемых обществом социальных проблем, тем самым возрастает роль инфокоммуникаций в различных сферах жизни человека. Это объясняется тем, что объем информации, образующийся при непосредственном решении производственных, социально-экономических и иных задач растет более высокими темпами, нежели чем объем производства, выраженный физическими носителями.

При этом информация становится одним из наиболее важных национальных ресурсов, характерной особенностью которого является то, что он не только не истощается, напротив, его объемы постепенно растут, качественно совершенствуется и наряду с этим, способствует наиболее целесообразному использованию других, более редких и порой невосполнимых ресурсов, их сбережению, а в ряде случаев — пополнению и созданию новых

1. СВЯЗЬ ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ

Понятие “связь” тесно связано с понятиями “телекоммуникации”, “инфокоммуникации”, “интернет”, “радио”, “телевидение”, и, вероятно, многими другими отраслями жизнедеятельности, так как телекоммуникационная отрасль служит основой для сетей связи, существование которых, необходимо для всех современных сложных общественных структур.

“Связь – производственная и социальная инфраструктура Российской Федерации, которая функционирует на ее территории как взаимоувязанный производственно-хозяйственный комплекс, предназначенный для удовлетворения нужд граждан, органов государственной власти (управления), обороны, безопасности, охраны правопорядка в Российской Федерации, физических и юридических лиц в услугах электрической и почтовой связи. ” [1]

В современных реалиях информатизация общества занимает особое место, в связи с этим особую популярность набирает информация, из-за чего представляется самым востребованным ресурсом на мировом рынке. Несомненно, методами распространения информации являются инфокоммуникационные услуги, имея особые перспективы развития. Исходя из того, что закрепленного на законодательном уровне термина не имеется, определим основные характеристики, взятые из официальных источников: “инфокоммуникационная услуга – услуга связи, предполагающая использование автоматизированных методов её обработки, хранения и предоставления информации по запросу.” Процедура предоставления регламентируется действующим законодательством и защитой прав интеллектуальной собственности и направлена на обеспечение требуемого качества обмена информацией. Данная услуга предоставляется пользователям с помощью средств вычислительной техники субъектов процесса, а также системами, в которых эти услуги оказываются.

Определение терминологического базиса необходимо по причине того, что дальнейшее рассмотрение телекоммуникационных и инфокоммуникационных услуг, как на российском, так и на общемировом уровне, невозможно качественно представить в данной работе.

2. ОБЩЕМИРОВЫЕ И НАЦИОНАЛЬНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ

Наблюдаемую дифференциацию популярности услуг можно, в частности, оценивать по динамике структурных изменений в доходах от оказания услуг связи. За прошедшее десятилетие среднегодовые показатели прироста доходов от предоставления инфокоммуникационных услуг, превосходили среднегодовые показатели прироста в целом по всем секторам мировой экономики.

Рисунок 1. Динамика роста числа интернет пользователей

В ходе анализа данных (рис. 1) [2] было обнаружено, наблюдаемое «отмежевание» от традиционных и привычных способов теле- и радиотрансляции, а также передачи данных, к более “современным” технологиям, таких как системы подвижной связи и Интернет. В общемировой экономике столь высоких темпов развития нет ни у одного подобного вида услуг. Занимая одно из важнейших мест среди всех сфер экономики развитых стран и оказывающее сильное влияние на развитие социально-экономической жизни мирового сообщества. В последнее время интернет-технологии проникают во все сферы жизнедеятельности современного общества.

Проанализировав степень охвата Интернета (рис. 2) [2] различных стран можно сделать вывод, что наибольший темп роста наблюдается в странах Северной и Южной Европы, в частности тройки лидеров таких Франция, Германия и Великобритания. Данные высокие темпы роста в перечисленных выше странах, связаны со значительным уровнем развития информационно-технического сектора, а также с относительно высоким спросом и темпами развития экономик данных государств.

Рисунок 2. Степень проникновения Интернета в регионы

Для структурных преобразований отечественного сегмента инфокоммуникаций необходимо обратиться к мировому опыту. Как показывает мировой опыт, темпы роста отрасли инфокоммуникационных услуг превышают соответствующие показатели в сфере промышленности, по сравнению с которой, изменение различных экономических условий оказывает малое влияние на тренд ее развития. Информатизация общества является сильным толчком для развития услуг связи, в особенности инфокоммуникационных.

Сектор телекоммуникационных и информационных технологий является одним из важнейших секторов экономики, создающий условия развития для других отраслей хозяйства и Российской Федерации в целом.

Рисунок 3. Объем оказанных услуг связи в рублях за 2020 год

В результате проведения анализа данных объемов услуг связи (рис. 3) [1] был сделан вывод о том, что в Российской Федерации преобладающим сектором в услугах связи является: документальная электросвязь, услуги подвижной связи и передачи трафика. Что хорошо проиллюстрировано на графике. Причиной этого, по-видимому, является разрешение Роскомнадзора с 2013 года передавать речевой трафик по сетям с коммутацией пакетов. Это произошло, очевидно, вследствие того, что операторы смогли обеспечить передачу речевого трафика в сетях с коммутацией пакетов с качеством не хуже, чем в “традиционных телефонных сетях”. Также Роскомнадзор разрешил операторам совместное использование инфраструктуры связи, что позволило снизить издержки и соответственно стоимость оказания услуг на фоне кризиса 2018 года.

Тем самым явление «перехода» к более мобильным и современным технологиям наблюдается и на отечественном рынке.

Со стороны государства необходимо проводить комплекс мер направленных на развитие и поддержание уровней услуг наиболее важных для уверенного развития социально-экономической сферы. Улучшение данных услуг невозможно осуществлять без дифференцированного подхода к развитию технологических аспектов построения и организации сетей передачи и обработки информации.

Без развитой отечественной системы телекоммуникаций, невозможно вхождение Российской Федерации во всемирное информационное и экономическое пространство. По этой причине Правительство Российской Федерации с целью дальнейшего роста национальной экономики, повышения интеллектуальной активности молодежи и общества в целом, а также укрепления позиции на мировой арене, работает в области развития системы телекоммуникаций. Что находит отражение в политике государства по развитию инфокоммуникационной сферы. Созданная инфраструктура электронного правительства включает Единую систему межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ) [ЭОС, 2017], Единую систему идентификации и аутентификации (ЕСИА), информационные системы на всех уровнях управления, инфраструктуру доступа к государственным информационным ресурсам. Доля граждан, имеющих доступ к государственным и муниципальным услугам, оказываемым по принципу «единого окна» через многофункциональные центры (МФЦ), превысила 96%.

Дальнейшее развитие услуг операторов связи на качественном уровне очень важно, если учесть, что потребность граждан в телекоммуникационных услугах растет из года в год (рис. 4) [1].

Рисунок 4. Емкость телефонных станций в РФ

За прошедшие 15 лет бурного развития, российский рынок телекоммуникационных услуг все еще далек от степени насыщения. Связанно это с созданием программ по поддержки операторов связи, улучшения демографической и социально-экономической обстановки в стране.

Немалую роль в невысокой степени насыщенности рынка телекоммуникационных услуг сыграло появление более наукоемких высокотехнологичных инфокоммуникационных услуг.

3. ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРИМЕНИТЕЛЬНО К МИРОВОМУ И РОССИЙСКОМУ УРОВНЮ УСЛУГ

Безусловной тенденцией является изменение структуры спроса на данные услуги, т.е. на смену таксофонам и изживающей себя в последнее время международной, городской и сельской телефонной связи приходят сотовая, спутниковая, оптоволоконная связь.

Ранее информационные и телекоммуникационные технологии развивались по совершенно разным направлениям, однако в настоящее время термин “конвергенция” стал более распространен в контексте развития информатики и телекоммуникаций.

Для сетей общего пользования, таких как телефонная сеть общего пользования (ТфОП) и интернет может существовать конвергенция услуг телефонии и передачи данных. В сетях связи общего пользования услуги использующие IP-технологии, можно эффективно предоставить пользователям через линии ТфОП. В этом заключается первый этап конвергенции. Второй этап заключается в необходимости предоставления услуг телефонии и пользователям Интернет и пользователям ТфОП.

Компьютерная телефония (CTI – Computer/Telephony Integration) пример того, где конвергенция приводит к увеличению качества услуг. В CTI к возможностям функционирования учрежденческой автоматической телефонной станции (УАТС) добавляются функциональные возможности компьютера, с целью оптимизации технологических процессов высокой нагрузки в операторских центрах обработки вызовов (Call Centers).

В долгосрочной перспективе в результате может быть создана сеть, поддерживающая услуги и ТфОП и Интернет с требуемым качеством.

Конвергенция необходима для создания возможности взаимовыгодного использования ресурсов всеми субъектами сети, для предоставления услуг пользователям с новым качеством.

Сегодня телекоммуникационные технологии определяют уровень технического прогресса любой страны, в том числе и России, создают предпосылки для экономического роста, включения в мировые интеграционные процессы. Глобальный характер этих процессов делает чрезвычайно важным объединение усилий различных стран в развитии телекоммуникаций, его инвестиционного обеспечения, а также требует участия российских компаний и исследовательских Центров в научно-техническом сотрудничестве.

Компьютеризация управления заключается во внедрении компьютерной техники в деятельность государственного аппарата, с целью автоматизации рабочих мест руководства и служащих. Данная процедура достигается путем оснащения рабочих мест персональными компьютерами, обучении работе на них управленческого персонала, создании баз данных, удовлетворяющих потребности ведомства или учреждении в управленческой информации.

4. АНАЛИЗ ПРИМЕНЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ УПРАВЛЕНИЯ

Внедрение телекоммуникационной технологии управления заключается в системном подходе, который предполагает изменение процесса управления, начиная с нижнего уровня. Уже первоначальный исходный материал должен быть записан на магнитные носители и записан в электронные базы данных. За счет введения компьютеризации управления повышается качество государственного управления, скорость принятия управленческих решений, что в свою очередь создает новые возможности для управления.

Формирование базы с целью правовой информированности всех структур и ведомств необходимо для укрепления рыночной экономики и построения в России демократического правового государства.

Создание такой структуры должно содержать в себе три направления.

Первая группа это федеральные и государственные органы, особенностью которой является “производство” этой правовой информации. Во вторую группу входят организации, предприятия и различные учреждения. И заключительная, но не менее важная третья группа – граждане Российской Федерации, заинтересованность которых правовой информацией постепенно увеличивается.

Задачи по реализации программ информатизации прежде осуществляло Федеральное агентство правительственной связи и информации при Президенте РФ (ФАПСИ). Далее эти полномочия осуществляют Федеральная служба безопасности (ФСБ России) и Федеральная служба охраны (ФСО России). Эти ведомства, опираясь на развитые системы обеспечения целостности информации и средства телекоммуникаций, в кратчайшие сроки обеспечили создание системы информации государства. В составе ФСО России имеются подразделения, осуществляющие организацию, эксплуатацию и развитие правительственной и иных видов специальной связи, меры по обеспечению криптографической и инженерно-технической безопасности шифрованной связи, а также информационное обеспечение органов государственной власти.

В соответствие с руководящими документами Федеральной службы охраны Российской Федерации задачами Службы специальной связи и информации (Спецсвязи ФСО России) является:

  1. “Организация и обеспечение эксплуатации, безопасности, совершенствования специальной связи и информации, предоставляемых государственным органам;
  2. Участие в разработке и реализации мер по обеспечению информационной безопасности Российской Федерации, противодействию техническим разведкам и защите сведений, составляющих государственную тайну;
  3. Информационно-технологическое и информационно-аналитическое обеспечение государственных органов, техническое обслуживание и программное сопровождение информационно-телекоммуникационных систем и ситуационных центров, а также информационное обеспечение управления государством в военное время и при чрезвычайных ситуациях;” [3]

С целью информационно-правового обеспечения органов государственной власти субъектов РФ была разработана информационно-поисковая система “Банк правовых актов”, которая включает в себя правовые акты федерального уровня. Система используется во всех 85 субъектах РФ и ее особенность заключается в оперативном обновлении по различным каналам связи. На ФСО возложены полномочия по созданию, оперативному обслуживанию и поддержке интегрированного полнотекстового банка правовой информации и обеспечению доступа к нему федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций и физических лиц.

В информационном фонде “Электронной России” существуют десятки баз данных, содержащие большое количество показателей, характеризующих состояние и развитие ключевых секторов отечественной и мировой экономики и социально-политической обстановки. Фактически этот фонд стал труднозаменимым инструментом для эффективного управления страной, субъектами и сферами промышленности, как в мирное время, так и при различных чрезвычайных и кризисных ситуациях природного или техногенного характера. Совершенствуемая информационно-телекоммуникационная система выступает не только в качестве основного источника информации для всех высших и региональных органов исполнительной и законодательной власти, но и позволила повысить уровень взаимодействия. Для межрегионального и межведомственного обмена информацией используется сеть “Атлас”, а также коммутируемые телефонные каналы.

Особое место в составе “Электронной России” играет Автоматизированная система информационного обслуживания стран – участниц Содружества Независимых Государств (АСИО СНГ), без которой информацию не смогли бы получать соответствующие высшие органы власти данных государств. Эта система дает странам СНГ возможность напрямую взаимодействовать между собой Исполнительным секретариатом СНГ в Минске и включает в себя информационно-справочные и телекоммуникационные услуги. Концепция развития АСИО СНГ включает в себя дальнейшую интеграцию и модернизацию действующих и разработку абсолютно новых и современных аппаратно-программных средств системы телекоммуникации, информационно-аналитических центров и информационных пунктов различного уровня которые будут соответствовать требованием качества и безопасности.

Создаваемая система должна оставаться исправной как в мирное время, так и в особые периоды, а также способствовать оптимизации решений по управлению государством.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В современных условиях развития человечества, при котором происходит сокращение природных ресурсов, ухудшение экологической ситуации и рост угроз, препятствующих экономическому и социальному росту, проблемы создания устойчивого и безопасного развития общества являются ключевыми и основополагающими. В настоящее время без высокой степени информатизации общества человечество не может обеспечить его устойчивое развитие. Именно значительное повышение степени информатизации и интеллектуализации общества, формирование новой философии управления, последовательные изменения и внедрения новых технологий во всех сферы жизнедеятельности общества позволят гармонично и эффективно перейти в новую эру – эру информационного общества.

Переход к информационному обществу предполагает значительные изменения в экономической системе, характеризующиеся ростом и развитием инфокоммуникационной отрасли, как в рамках мировой, так и на уровне национальной экономики.


Библиографический список
  1. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики, http://www.rosstat.gov.ru
  2. Официальный сайт Международного союза электросвязи, http://www.itu.int
  3. Положение, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 7 августа 2004 г. № 1013 “Вопросы Федеральной службы охраны Российской Федерации”
  4. Приказ Минсвязи РФ № 113. Об утверждении “Правил ввода в эксплуатацию сооружений связи” [Текст]. – М.: Министерство Российской Федерации по связи и информатизации, 09.09.2002 – 9 с.
  5. О связи: Федеральный закон от 07.07. 2003 г. № 123-ФЗ: [принят Гос. Думой 7 июля 2003г.: одобр. Советом Федерации 25 июня 2003 г.]. – М.: Кремль, 7.07.2003 – 58 с.
  6. Бармотина М. В. Влияние государственного регулирования на развитие рынка услуг мобильной связи // Менеджмент и бизнес-администрирование, 2011. № 1. С. 68
  7. Голубицкая Е. А., Кухаренко Е. Г. Основы маркетинга в телекоммуникациях. М.: Радио и связь, 2005. 320 с.
  8. Сажнева О. А. Состояние и тенденции развития рынка телекоммуникационных услуг в России // Современные наукоемкие технологии. 2009. № 11.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Рачковский Артём Алексеевич»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация