ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО ИНТЕГРАЦИОННОГО ПРОЕКТА СОЮЗНОЕ ГОСУДАРСТВО РОССИИ И РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Лиляев Артём Алексеевич1, Малик Елена Николаевна2
1Академия ФСО России, сотрудник
2Академия ФСО России, кандидат политических наук, доцент

Аннотация
В статье проанализированы международные отношения России и республики Беларусь, а также раскрыты перспективы развития «Союзного государства». В новых геополитических условиях обе страны сталкиваются с политическим и экономическим давлением со стороны так называемого коллективного Запада. Аргументирован вывод, что на новом этапе развития союзных российско-белорусских отношений, следует учитывать ряд интеграционных и дезинтеграционных факторов.

Ключевые слова: Беларусь, международные отношения, РФ, СНГ, Союзное государство


PROSPECTS FOR THE DEVELOPMENT OF THE INTERNATIONAL INTEGRATION PROJECT UNION STATE OF RUSSIA AND THE REPUBLIC OF BELARUS

Lilyaev Artyom Alekseyevich1, Malik Elena Nikolaevna2
1FSO Academy of Russia, employee
2FSO Academy of Russia, Candidate of Political Science, Associate Professor

Abstract
The article analyses international relations between Russia and the Republic of Belarus, and reveals prospects for the development of the Union State. In the new geopolitical conditions both countries face political and economic pressure from the so-called collective West. The conclusion is argued that at the new stage of development of Russia-Belarus Union relations, a number of integration and disintegration factors should be taken into account.

Keywords: CIS, international relations, Russia, Union State


Рубрика: 23.00.00 ПОЛИТИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Лиляев А.А., Малик Е.Н. Перспективы развития международного интеграционного проекта Союзное государство России и Республики Беларусь // Современные научные исследования и инновации. 2021. № 11 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2021/11/97015 (дата обращения: 18.04.2024).

После распада СССР новые независимые страны стремились найти свое место в системе международных отношений и сформировать собственные геостратегические модели государственного развития. Не была исключением, и Республика Беларусь, которая предпринимала на международной арене такие шаги. При этом процессы ее межгосударственного сотрудничества носят достаточно динамичный, хоть и несколько дискуссионный характер. В первую очередь речь идет об интеграционном объединении, известном под названием Союзное государство Республики Беларусь и Российской Федерации.

После принятия Декларации о государственном суверенитете Республики Беларусь в 1990 г., в стране начался поиск установления дипломатических отношений с другими государствами мира. Республика активизировала собственную деятельность в международных организациях, а также направила усилия для поиска оптимальных моделей интеграции страны в систему современных международных отношений во всех их проявлениях.

В 1991 г. власти Республики Беларусь оказались перед необходимостью решения дилеммы: игнорировать объективность глобализационных процессов (и, тем самым, создать предпосылки для исключения своей страны из эволюционных процессов создания государства, изолироваться от остального мира и оказаться на обочине мировых политической и социально-экономической систем), слепо двигаться в их кильватере (при этом был и остается риск оказаться в неоколониальной зависимости от одного или нескольких мировых государств-лидеров), или попытаться построить собственную геостратегию на основе проведения активной внешней политики, направленной на интеграцию в мировую экономику с активным вовлечением в международные политические процессы. Именно на последнем варианте и остановилось руководство Белоруссии. На протяжении нескольких последующих лет было налажено сотрудничество с ведущими мировыми финансовыми организациями (Группа Всемирного Банка, МВФ) и европейскими региональными (Совет Европы, ОБСЕ, Европейский Союз). Параллельно Беларусь приняла участие в создании с другими бывшими республиками СССР новой интеграционной структуры– Содружества Независимых Государств (СНГ).

Однако уже в середине 1990-х гг. подобная активность несколько снизилась под влиянием внешних обстоятельств. США и ряд стран ЕС отказались воспринять желание вновь созданного государства на поиск собственной модели развития, признавать изменения в Конституции Республики Беларусь, направленные на усиление полномочий президента, принятые на референдумах 1995 и 1996 гг. и последующие выборы президента и парламента, проведенные в соответствии с ней. Одним из последствий этой ситуации стало свертывание сотрудничества между Белоруссией и Советом Европы, замедление политического диалога с ЕС и ослабление интеграционной активности в этом направлении [1, с.315]. В такой ситуации вполне понятны шаги, предпринятые Республикой Беларусь для поиска альтернативных партнеров для интеграции и многостороннего взаимодействия. Ввиду ряда причин выбор в стратегические партнеры Российской Федерации оказался достаточно очевидным.

Во-первых, разделяя известную позицию С. Xантингтона, можем констатировать, что одним из ключевых обстоятельств в налаживании многопрофильного сотрудничества между Россией и Белоруссией была цивилизационная близость этих государств [8]. Речь идет прежде всего о практически отсутствующем языковом барьере, наличии общих религиозных верований (в обеих странах наиболее распространенной религией является православие), культурные, социальные связи, которые формировались в течение длительного времени, положительное (в большинстве) восприятие другого государства – партнера популяцией (соответственно РФ и РБ).

Во-вторых, весомым фактором для Белоруссии было и остается наличие устойчивых экономических связей, в том числе и на основе международной кооперации с Россией, а также ее энергетическая зависимость от последней[6].

В-третьих, несмотря на отдельные локальные проблемы, сотрудничество с РФ оказалось для Республики Беларусь важным источником стабильного развития на протяжении последующих десятилетий.

Мотивы России кроме упомянутых включали в себя еще и факторы геополитического и геоэкономического характера. Ведь РФ получала возможность распространить свое влияние на территорию соседнего государства, зафиксировать свое эндемическое историческое и геополитическое поле и отодвинуть так называемое перекрестное поле далеко за пределы собственной территории. С другой стороны, «Россия получила надежного и предполагаемого интеграционного партнера в дальнейших действиях в восточноевропейском регионе» [5, с.297]. Однако различия государств – несопоставимость их размеров и потенциалов, различия в целях и задачах внешней политики и внешнеэкономической деятельности привели к тому, что в дальнейшем стороны по-разному начали воспринимать двустороннее сотрудничество: то, что для Беларуси является стратегическим направлением партнерства, для России есть только одним из важных векторов на уровне БРИКС, ШОС и АТЭС. Правовой предпосылкой для налаживания межгосударственного сотрудничества между Россией и Беларусью, которое началось вместе с распадом СССР, стало Соглашение между РСФСР и БССР от 18 декабря 1990 г., которое в дальнейшем создало предпосылки для цивилизованного разграничения вновь независимых государств и для их всестороннего сотрудничества [8, c. 430].

К первым шагам данных государств относится совместное участие во вновь СНГ. Именно в рамках указанной структуры и под ее эгидой на протяжении 1992-1995 гг. были предприняты шаги, направленные на углубление билатерального взаимодействия между названными странами. С целью дальнейшего продолжения и интенсификации в Минске 21 февраля 1995 г. было подписано Соглашение о дружбе, добрососедстве и сотрудничестве между Российской Федерацией и Республикой Беларусь [2]. Уже 2 апреля 1996 г. в Москве подписывается Соглашение об образовании Содружества России и Беларуси, в статье 1 которого отмечалось, что «Стороны решили на добровольной основе создать глубоко интегрированное политически и экономически Содружество России и Белоруссии с целью объединения материального и интеллектуального потенциалов своих государств для подъема экономики, создания равных условий для повышения уровня жизни народов и духовного развития личности» [3].

Конец ХХ в. показался чрезвычайно динамичным в политической жизни как России, так и Белоруссии, что обусловило скорую смену заложенных в двусторонние межгосударственные соглашения основ и вызвало необходимость модификации и уточнения правовой базы сотрудничества двух государств. Придавало актуальность этому вопросу и желание руководства обеих стран к углублению партнерских отношений. 2 апреля 1997 г. путем подписания нового Соглашения Содружество России и Белоруссии было трансформировано в Союз этих государств. В течение 1997-1998 гг. было осуществлено формирование исполнительных органов Союза, совместного бюджета, происходила разработка и реализация первых союзных программ, созданы Пограничный и Таможенный комитеты, Комитет по безопасности [4].

8 декабря 1999 г. в Москве состоялось подписание Соглашения о создании Союзного государства, а также принята Программа действий Республики Беларусь и Российской Федерации по реализации положений Соглашения о создании Союзного государства. Процесс ратификации национальными парламентами был завершен 26 января 2000 г., после чего Соглашение вступило в юридическую силу.

Если рассматривать структуру органов Союзного государства, то главным органом Союзного государства считается Высший Государственный Совет. Председателем Высшего Государственного Совета является один из глав государств, России или Беларуси соответственно, эту должность они занимают на основе ротации, если не договорились о другом варианте. Сейчас эту роль исполняет Александр Лукашенко. Парламентское Собрание Союза Беларуси и России – главный законодательный орган Союзного государства, в состав которого входят 72 депутата – по 36 человек из каждой страны. Принятые в этом органе решения подтверждаются Федеральным Собранием Российской Федерации и Национальным Собранием Республики Беларусь. Главой Парламентского Собрания является Председатель Государственной Думы Вячеслав Володин. Постоянный Комитет Союзного государства отвечает за разработку предложений по развитию Союзного государства и обеспечивает организацию заседаний Высшего Государственного Совета и Совета Министров. Совет Министров Союзного государства является исполнительным органом, который контролирует выполнений всех положений Союзного договора, отвечает за планирование бюджета и его реализации в целях развития Союзного государства и многое другое.

За период существования Союзного государства были воплощены в жизнь и продолжают реализовываться десятки программ в сфере науки, обороны, безопасности, экономики и социальной политики.

Развитие Союзного государства осуществляется, не только на личных встречах между главами государств, на разных форумах, съездах и заседаниях между первыми лицами Беларуси и России, но и по телефонным разговорам или онлайн-конференциях. Так, 9 сентября 2021 г. на встрече в Кремле 28 так называемых «дорожных карт» по интеграции Беларуси и России, которые нацелены на унификацию законодательства России и Беларуси в различных сферах экономики, на выравнивание условий деятельности хозяйствующих субъектов двух стран, построение единых финансовых и энергетических рынков, транспортного пространства, формирование и реализацию общей промышленной и сельскохозяйственной политики.

В настоящее время остро стоят вопросы укрепления оборонного комплекса России и Беларуси, а также совместного реагирования на новые угрозы Союзному государству. Министр обороны РФ Сергей Шойгу заявил, что «наращивается передовое присутствие блока НАТО вблизи границ Союзного государства России и Беларуси, совершенствуется его военная инфраструктура, создаются запасы вооружения, военной техники и материальных средств, отрабатываются мероприятия переброски войск» [10].

Так как ситуация на западной границе Союзного государства с каждым днем становится все более напряженной – учения НАТО, «Миграционный кризис», который в свою очередь очень сильно сказывается на безопасности границ Союзного государства. Поэтому Москва и Минск вынуждены принимать ответные меры, одной из них является новая Военная доктрина Союзного государства, которую подписали главы государств России и Беларуси на заседании Высшего Госсовета Союзного государства[7]. Ключевыми задачами новой военной доктрины являются проблемы сдерживания крупномасштабной агрессии против государств-участников, обеспечения их военной безопасности, поддержания международной стабильности и мира.

Таким образом, исследование показало, что создание и развитие международного интеграционного проекта Союзное государство Республики Беларусь и Россия имеет перспективы в политическом взаимодействии, экономическом и военно-техническом сотрудничестве. Конечно проекты культурной интеграции, правового и социально-гуманитарного партнерства, так же являются необходимым фактором в дальнейшем развитии Союзного государства.


Библиографический список
  1. Договор между Российской Советской Федеративной Социалистической Республикой и Белорусской Советской Социалистической Республикой от 18 декабря 1990 г. // К союзу суверенных народов. Сборник документов КПСС, посвященных проблеме национально-государственного суверенитета / сост. А.И. Доронченков. М., 1991. 597с.
  2. Договор о создании Содружества России и Беларуси. – Режим доступа: http://www.soyuz.by/about/docs/dgovor2/ (дата обращения: 12.11.2021).
  3. Договор о Союзе Беларуси и России. URL:http://www.soyuz.by/about/docs/dogovor3/ (дата обращения: 11.11.2021).
  4. Лазоркина О.И. Белорусско-российское культурное сотрудничество: к вопросу об историографии проблемы // Постсоветские исследования. 2018. № 4. С. 346-349.
  5. Малик Е.Н., Шедий М.В. Актуальные вопросы внешней политики России в новых геополитических условиях // Современные социальные процессы в контексте глобализации. Сборник материалов III Международной научно-практической конференции. Издательство: ФГБОУ ВО КубГТУ», 2021. С. 292-299.
  6. Мысова Т.Ф. Политические, экономические и духовные особенности формирования Союзного государства России и Беларуси // Постсоветские исследования. 2020. Т. 1. № 4. С. 374-381.
  7. Путин и Лукашенко утвердили Военную доктрину Союзного государства. URL: https://russian.rt.com/ussr/news/924563-doktrina-sotrudnichestvo-belorussiya
  8. Слугина А.Н. Межрегиональное и трансграничное сотрудничество на пространстве Союзного государства Беларуси и России: проблемы и возможности // Ars Administrandi (Искусство управления). 2021. Т. 13. № 3. С. 423-437.
  9. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций. М., 2014. 576 с.
  10. Шойгу заявил о наращивании НАТО своего присутствия у границ Союзного государства. URL: https://iz.ru/1238165/2021-10-20/shoigu-zaiavil-o-narashchivanii-nato-svoego-prisutstviia-u-granitc-soiuznogo-gosudarstva


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Лиляев Артём Алексеевич»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация