Дискуссия о будущем капитализма, как экономического фундамента современной цивилизации, тесно увязана с различными интерпретациями глобализма. При этом, нередко в публицистике и даже научных работах, фразы с использованием данного термина звучат вольно, просто как слоган, обозначающий некую объективную данность, в которой мы живем и будем продолжать жить. Глубокого и содержательного ее анализа не приводится. Применительно к экономической сфере используются разного рода «усовершенствованные» дефиниции: «неокапитализм», «инклюзивный капитализм», «демократический капитализм» и другие, авторы которых, пытаются так или иначе встроить в контекст доктрины глобализации.
Вместе с тем, события конца 10-х – начала 20-х гг. ХХI века убедительно демонстрируют «рукотворность» той исторической реальности, которую принято называть глобализирующимся миром. Еще в конце прошлого венка небезызвестный финансист Дж. Сорос утверждал, что: «система всемирного капитализма, благодаря которой Америка достигла нынешнего процветания, трещит по швам…», что «…спад на фондовых рынках США – это только отражение более глубоких проблем, существующих в мировой экономике, которой в конечном счете угрожает катастрофа…» [1, с. 8].
Еще ранее к вопросу всестороннего исследования структурно-функциональных характеристик капитализма, их связи с особенностями генезиса самой этой системы и ее перспектив, обращались представители системного анализа Ф. Бродель и И. Валлерстайн. В частности, основываясь на выводах Броделя, И. Валлерстайн утверждает, что именно экономическая составляющая станет важнейшим маркером исторического развития человеческой цивилизации, при этом, сам процесс будет осуществляться в направлении от локальных мини-систем к системам все более высокого порядка, вплоть до глобальных «мир-экономик». Вместе с тем, на каком-то этапе, капитализм неизбежно придет к кризису, который поставит в повестку дня необходимость поиска иных сценариев развития цивилизации. И. Валлерстайн утверждает, что сейчас их предсказать практически невозможно из-за чрезвычайно широкого диапазона вариантов, от «неофеодализма» (с природной системой ценностей) до локально или глобально интегрированных обществ с «эгалитарным распределением». Исходя из данных рассуждений и анализа последних событий в мире, можно сделать вывод, что глобализация не является новой объективной средой существования и развития человечества, а служит лишь инструментом в руках монополистических элит, которые актуализируют и деактуализируют его в зависимости от своих выгод. Так происходило во время обострения проблем с беженцами, во время распространения короновируса, при попытках перераспределения приоритетов сотрудничества между отдельными странами и т.д. Некогда провозглашенные ценностями идеи «Европы без границ», «свободного рынка», «рыночной справедливости» одномоментно сворачивались и мгновенно забывались, когда возникала угроза сложившемуся капиталистическому паритету.
Еще одним направлением дискурса о будущем человеческой цивилизации является рассмотрение проблем, связанных с распространением информационных технологий. Здесь также сложился довольно широкий разброс мнений в отношении возможных сценариев будущего: от глобального апокалипсиса до построения очередной модели общества всеобщего благоденствия. Представители IT-сферы настаивают на том, что мир стоит на пороге фундаментальных сдвигов, в результате которых машинный интеллект полностью вытеснит человека из системы производственных, а затем и общественных отношений. Более сдержанно этот процесс представляют себе представители научного прогнозирования, утверждающие, что искусственный интеллект еще очень слабо разработан и быстро заменить человека не сможет (Н. Бостром). Группа ученых и бизнесменов (С. Пинкер, Д. Хофштадтер, С. Возняк) полагают, что машины всегда останутся лишь помощниками людей. По их мнению, вероятность неконтролируемого экспоненциального роста искусственного интеллекта и выхода его на позиции, которые занимает человек, крайне мала.
Весьма оригинальными представляются исследования и труды профессора Гарвардской школы бизнеса Ш. Зубофф, которая на протяжении ряда лет занимается изучением в сфере социальной психологии, бизнеса, коммуникаций власти и общества. Одна из последних работ автора – «Эпоха надзора капитализма: борьба за человеческое будущее на новой границе власти» описывает сценарий наступления новой эпохи в развитии человечества, которому она дает название «капитализм наблюдения» (surveillance capitalism). Его суть состоит в полном попрании классических экономических законов и формировании нового рынка, где основным товаром являются средства для извлечения прибыли в виде данных о поведении пользователей в сети Интернет. По мнению Ш. Зубофф, такая форма экономических отношений неизбежно порождает новый вид социальной власти – инструментализм, сила которого «…формирует человеческое поведение в смысле целей других индивидов» [3].
Ей вторит Крис Скиннер в книге «Человек цифровой. Четвертая революция в истории человечества, которая затронет каждого». Автор скрупулезно исследует эволюцию финансовых систем с древнейших времен и подробным образом останавливается на том, как IT-технологии радикально трансформируют их в наше время, делая глобальными и общедоступными. Неискушенному читателю рисуется прекрасный мир глобальных финансовых услуг, учитывающей интересы каждого и заражающий «цифровым» оптимизмом. Однако, за этим стоит не такая уж яркая и блестящая картина будущего, напоминающего во многом «демократический фашизм» Валлерстайна, в котором всеобщий доступ к интернету, прозрачность технологий, разрушение пространственных и временных барьеров будут все больше сводить роль человека на нет.
Таким образом, современная дискуссия об исторических перспективах развития цивилизации развивается преимущественно в рамках локальных предметных и отраслевых интересов, общая самостоятельная и теоретически обоснованная стратегия мир-системного анализа пока только находится в стадии формирования.
Библиографический список
- Сорос Дж. Финансовая система России потерпела крах / Коммерсантъ. № 172. 17.09.1998. С. 8.
- Валлерстайн И. Исторический капитализм. Капиталистическая цивилизация. М. : УРСС: ЛЕНАНД, 2018. 304 с.
- Shoshana Zuboff. What is surveillance capitalism? [Electronic resource]. – 02 October 2018 – Mode of access: https://www.hiig.de/en/surveillance-capitalism-shoshana-zuboff/. – Date of access: 30.10.2021.