В связи с бурным развитием информационно-телекоммуникационных и цифровых технологий возникает потребность повышения эффективности их использования как в государственном управлении, так и в отраслях экономики. Тем самым обозначенные вызовы требуют тщательного целеполагания и необходимости разработки документов стратегического планирования в данной сфере.
В Российской Федерации данному вопросу традиционно уделяется большое внимание. Например, в январе 2002 года была принята федеральная целевая программа «Электронная Россия (2002-2010 годы)» [1], которая предусматривала повышение качества взаимоотношений государства и общества путем расширения возможности доступа граждан к информации о деятельности органов государственной власти, повышения оперативности предоставления государственных и муниципальных услуг, внедрения единых стандартов обслуживания населения.
В 2008 году Президентом Российской Федерации была утверждена Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации [2]. Выполняя утвержденную Стратегию, к 2017 году Россия достигла значительного прогресса в реализации концепции электронного правительства, предусматривающей предоставление государственных и муниципальных услуг в электронной форме. Получили развитие многофункциональные центры и Единый портал государственных услуг (ЕПГУ), началось формирование системы межведомственного электронного взаимодействия базовых государственных информационных ресурсов (национальных баз данных), была создана единая информационная система государственных и муниципальных закупок. В целом уровень удовлетворения граждан качеством предоставляемых государственных услуг достиг в 2017 году 86,4% [3, c. 67].
Начало нового этапа связано с принятием в 2017 году новой Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017–2030 годы [4]. Необходимо отметить, что в отличие от предыдущих стратегических планов цифрового направления, данный документ ссылается на федеральный закон о стратегическом планировании в Российской Федерации №172-ФЗ [5], тем самым образуя основу устойчивой системы стратегического планирования и системность реализуемых подходов.
В целях реализации Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 – 2030 годы в июле 2017 года была утверждена программа «Цифровая экономика Российской Федерации» [6]. В данной программе хотя и были обозначены целевые показатели, однако отсутствовали сведения о финансировании. Таким образом, исходя из постулатов федерального закона №172-ФЗ, можно констатировать, что данная программа была разработана как стратегический документ в рамках целеполагания. Для реализации программы предполагалось формировать “дорожную карту” с описанием целей, ключевых событий и задач, а также сроков их достижения. А уже на базе «дорожной карты» предполагалось разрабатывать план мероприятий, с указанием ответственных за выполнение мероприятий, источников и объемов финансирования.
В 2018 году Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» были определены национальные цели развития Российской Федерации на период до 2024 года в соответствии с которыми требовалось разработать национальные проекты (программы) по 12 направлениям экономики и социальной сферы, в том числе по цифровой экономике [7].
В рамках реализации Указа № 204, в том числе с целью решения задачи по обеспечению ускоренного внедрения цифровых технологий в экономике и социальной сфере, Правительством Российской Федерации был сформирован национальный проект «Национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации», который отменил предыдущую программу «Цифровая экономика Российской Федерации» 2017 года. Принятым документом были определены цели, задачи и целевые показатели национального проекта, а также финансовое обеспечение на его выполнение. Следовательно, можно полагать, что программа «Цифровая экономика Российской Федерации» перешла из категории целеполагания в категорию планирования и программирования.
В национальной программе «Цифровая экономика Российской Федерации» отсутствует понятие «цифровая трансформация», однако в ней была сформулирована задача по «преобразованию приоритетных отраслей экономики и социальной сферы, включая здравоохранение, образование, промышленность, сельское хозяйство, строительство, городское хозяйство, транспортную и энергетическую инфраструктуру, финансовые услуги, посредством внедрения цифровых технологий и платформенных решений», что можно считать прообразом задач по цифровой трансформации.
В 2020 году указом Президента Российской Федерации от 21.07.2020 г. № 474 одной из национальных целей развития Российской Федерации на период до 2030 года была определена цифровая трансформация [8].
В тексте Указа № 474 не приводится определение понятия «цифровой трансформации», но вместе с тем в нем устанавливаются целевые показатели цифровой трансформации, а именно:
«– достижение «цифровой зрелости» ключевых отраслей экономики и социальной сферы, в том числе здравоохранения и образования, а также государственного управления;
– увеличение доли массовых социально значимых услуг, доступных в электронном виде, до 95 процентов;
– рост доли домохозяйств, которым обеспечена возможность широкополосного доступа к информационно-телекоммуникационной сети “Интернет”, до 97 процентов;
– увеличение вложений в отечественные решения в сфере информационных технологий в четыре раза по сравнению с показателем 2019 года».
Нормативное определение термина «цифровая трансформация» появляется в постановлении Правительства Российской Федерации от 10.10.2020 № 1646 и определяется как «совокупность действий, осуществляемых государственным органом, направленных на изменение (трансформацию) государственного управления и деятельности государственного органа по предоставлению им государственных услуг и исполнению государственных функций за счет использования данных в электронном виде и внедрения информационных технологий в свою деятельность» [9].
Также данным постановлением вводится такое понятие как ведомственные программы по цифровой трансформации, представляющие собой документы по планированию цифровой трансформации на уровне федеральных ведомств и по содержанию, соответствуют государственным программам. Национальные проекты и ведомственные программы по цифровой трансформации по своей сути являются документами стратегического планирования, однако формально не соотносятся с законом о стратегическом планировании в Российской Федерации № 172-ФЗ.
На региональном уровне, в частности в Свердловской области, ситуация в сфере стратегического планирования цифровой трансформации складывается похожим образом.
В соответствии с федеральным законом №172-ФЗ в Свердловской области был принят региональный закон о стратегическом планировании № 45-ОЗ [10]. В законе Свердловской области основные положения федерального закона в части стратегического планирования на региональном уровне повторяются практически дословно.
В рамках стратегического планирования в сфере информационных технологий на региональном уровне в конце 2017 года была принята государственная программа Свердловской области «Информационное общество Свердловской области до 2024 года» [11]. Стоит отметить, что данная программа разработана в рамках планирования и программирования в соответствии с законами о стратегическом планировании федерального и регионального уровня, а также с учетом Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 – 2030 годы. Также как и в Стратегии развития информационного общества в данной государственной программе речи о какой-либо цифровой трансформации не идет.
В свою очередь, в рамках выполнения указов Президента Российской Федерации о национальных проектах № 204 и № 474 был разработан паспорт региональной программы цифрового развития экономики Свердловской области [12]. В данном паспорте отсутствуют цели и задачи по цифровой трансформации, а также цели и задачи по преобразованию ключевых отраслей экономики и социальной сферы.
К разработке стратегии цифровой трансформации в Свердловской области приступили в рамках исполнения перечня поручений Президента Российской Федерации по итогам конференции «Путешествие в мир искусственного интеллекта», состоявшейся 4 декабря 2020 года [13]. При разработке были учтены положения Указов Президента Российской Федерации о национальных проектах № 204 и № 474, а также национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации». При это не учитывался как федеральный закон о стратегическом планировании, так и соответствующий региональный закон. Стратегия цифровой трансформации Свердловской области была утверждена в августе 2021 года и включила в себя целеполагание цифровой трансформации по 8 направлениям, в том числе государственного управления, образования, здравоохранения, развития городской среды, транспорта, социальной сферы, промышленности и экологии [14]. Несмотря на прямое указание в тексте Стратегии, что она является дорожной картой по реализации мероприятий, описание контрольных точек и требуемых для реализации мероприятий финансовых средств отсутствует.
Таким образом, в Российской Федерации в целом и в Свердловской области в частности созданы два параллельных механизма стратегического планирования, причем стратегия цифровой трансформации Свердловской области присутствует только в схеме национальных проектов. На повестке дня остро стоит вопрос о корректировке нормативно-правовой сферы стратегического планирования как на федеральном, так и на региональном уровнях.
Библиографический список
- О федеральной целевой программе «Электронная Россия (2002 – 2010 годы)». Постановление Правительства Российской Федерации от 28.01.2002 № 65 // Официальный сайт Правительства Российской Федерации. URL: http://government.ru/docs/all/41067 (дата обращения: 01.11.2021).
- Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации. Утв. Президентом Российской Федерации от 07.02.2008 № Пр‑212 // Официальный сайт Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации. URL: https://digital.gov.ru/ru/documents/3004 (дата обращения: 01.11.2021).
- Об итогах деятельности Минэкономразвития России за 2017 год и задачах на 2018 год // Официальный сайт Министерства экономического развития Российской Федерации. URL: https://economy.gov.ru/material/about/collegium/collegium2018.html (дата обращения: 01.11.2021).
- О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 – 2030 годы. Указ Президента Российской Федерации от 09.05.2017 № 203 // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://pravo.gov.ru (дата обращения: 01.11.2021).
- О стратегическом планировании в Российской Федерации. Федеральный закон № 172-ФЗ (ред. от 31.07.2020 № 264-ФЗ) // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://pravo.gov.ru (дата обращения: 01.11.2021).
- Об утверждении программы «Цифровая экономика Российской Федерации». Распоряжение Правительства Российской Федерации от 28.07.2017 № 1632-р // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://pravo.gov.ru (дата обращения: 02.11.2021).
- О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года. Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204 // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://pravo.gov.ru (дата обращения: 02.11.2021).
- О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года. Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 № 474 // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://pravo.gov.ru (дата обращения: 02.11.2021).
- О мерах по обеспечению эффективности мероприятий по использованию информационно-коммуникационных технологий в деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов управления государственными внебюджетными фондами. Постановление Правительства Российской Федерации от 10.10.2020 г. № 1646 // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://pravo.gov.ru (дата обращения: 02.11.2021).
- О стратегическом планировании в Российской Федерации, осуществляемом на территории Свердловской области Закон Свердловской области от 15.06.2015. Закон Свердловской области № 45-ОЗ (ред. от 14.10.2020 № 99-ОЗ) // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://pravo.gov.ru (дата обращения: 01.11.2021).
- Об утверждении государственной программы Свердловской области «Информационное общество Свердловской области до 2024 года». Постановление Правительства Свердловской области от 29.12.2017 № 1050-ПП // Официальный интернет-портал правовой информации Свердловской области. URL: http://pravo.gov66.ru (дата обращения: 02.11.2021).
- Паспорт программы цифрового развития экономики Свердловской области. Утв. протоколом заседания Совета при Губернаторе Свердловской области по приоритетным стратегическим проектам Свердловской области 17.12.2018 № 18 // Официальный сайт Министерства цифрового развития и связи Свердловской области. URL: https://digital.midural.ru/article/show/id/1242 (дата обращения: 02.11.2021).
- Перечень поручений по итогам конференции по искусственному интеллекту. Утв. Президентом Российской Федерации от 31.12.2020 № Пр-2242 // Официальный сайт Президента Российской Федерации. URL: http://kremlin.ru/acts/assignments/orders/64859 (дата обращения: 03.11.2021).
- Стратегия в области цифровой трансформации отраслей экономики, социальной сферы и государственного управления Свердловской области. Утв. Губернатором Свердловской области от 18.08.2021 № 01-01-01-41/51 // Официальный сайт Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации. URL: https://digital.gov.ru/ru/activity/directions/1064/ (дата обращения: 03.11.2021).