СИБИРСКАЯ КУЛЬТУРА В ДИАЛОГЕ С ЕВРОПЕЙСКОЙ: ОБРАЗ МЕРКУРИЯ В ПРОСТРАНСТВЕ ОМСКА

Проданик Степан Сергеевич
Омский государственный педагогический университет
студент 3 курса

Аннотация
Статья посвящена мифологическому образу Меркурия и атрибутам античного бога в семиотическом пространстве омской архитектуры – в декоре здания Коммерческого училища (1916 г.). Скульптурный образ Меркурия, бога торговли, не только указывает на функциональную задачу здания, но и свидетельствует о диалоге сибирской культуры с европейской. Скульптор Ф. Винклер, автор облика Меркурия, «цитирует» в омском барельефе известный ему чешский прообраз – скульптуру «Меркурий», находящуюся в городе Оломоуце. Актуальность статьи в ее практико-ориентированном аспекте: материал может быть частью обучающей экскурсии, посвященной диалогу культур в пространстве Омска.

Ключевые слова: , , , , , , ,


Рубрика: 10.00.00 ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Проданик С.С. Сибирская культура в диалоге с европейской: образ Меркурия в пространстве Омска // Современные научные исследования и инновации. 2021. № 11 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2021/11/96892 (дата обращения: 20.04.2024).

Город для его жителей зачастую предстает только пространством, локацией на географической карте государства. Увидеть «лицо» города, спрятанное от нас; «прочитать» здание (его лепнину и барельефы) как важную строчку в большом тексте сибирского города – в этом мы видим насущную цель предпринятого исследования. Для своей работы мы выбрали особый предмет изучения – строение, которое находится недалеко от центральной улицы Омска – Любинского проспекта. Находится удивившее нас строение по адресу – Партизанская, 8, первоначально оно задумывалось как Коммерческое училище, сейчас здесь тоже располагается учебное заведение – Университетский колледж агробизнеса.

Актуальность нашей работы обусловлена региональным аспектом, стремлением показать, что Омск – город, в котором есть «цитаты» разных европейских культур. Наше исследование имеет практико-ориентированный характер, материал статьи может войти в экскурсионный проект для школьников и их родителей. Мы пытаемся восстановить культурную память: сделать прогулку школьников и их родителей по Омску увлекательным путешествием, в котором еще много «белых пятен», требующих разгадки. «Ключом» к разгадке для нас станет античная мифология, биографические сведения из жизни чешского скульптора XX века Ф. Винклера и культурного наследия Чехии.

На уроках литературы школьники знакомятся с мифами Древней Греции и Рима, как правило, кроме учебника литературы в помощь им оказывается книга Н.А. Куна – Кун Н.А. Легенды и мифы Древней Греции. – Новосибирск, 1992 [1]. Мифология вызывает неподдельный интерес, но и намечает трудности: сложно запомнить такое количество богов и героев и трудно понять, как это пригодится ученику. Действительно, мифологические боги и герои жили давно и, казалось бы, их образы и судьбы никак не связаны с Омском.

Однако мифологические образы все же поджидают горожан в пространстве Омска, стоит лишь приглядеться. Так, на фронтоне омского Коммерческого училища (здание 1916 года постройки) можно разглядеть барельефный «портрет» Меркурия. В древнегреческом пантеоне римскому Меркурию соответствует Гермес. Римляне, присвоив древнегреческую мифологию, «переименовали» многих греческих богов, назвав их новыми именами, функции же оставили прежними. Образ Меркурия, бога торговли, недаром расположился на фасаде Коммерческого училища, образ словно говорил: здесь изучают правила торговых отношений. Прежде чем перейти к образу Гермеса-Меркурия, скажем, что у архитектуры есть свои семиотические элементы. Она говорит с нами формой и высотой зданий, барельефами и лепниной, даже окна, их форма и декор, могут стать «буквами» архитектуры. Мы остановимся на барельефных – маскаронных и лепных украшениях Коммерческого училища.

Строилось здание училища в начале XX века: в 1914 году был проведен конкурс на лучший проект этого сооружения. Именно тогда в Омске начала активно использоваться железная дорога, город стал привлекателен для иностранных коммерсантов, промышленников, понадобились региону и свои, обученные в Сибири, предприниматели, знающие основы торговли. Тридцать проектов были получены из разных городов России, но ни один из них не подошел жюри, была создана новая комиссия из местных инженеров и архитекторов, она разработала основные требования к зданию училища, и на их основании инженер Ф.А. Черноморченко составил проект здания. Осенью 1916 года оно было практически готово к эксплуатации [2, с. 48]. Сооружение спроектировано в стиле классицизма, который требует четких форм: образцовый стиль классицизма подчинен симметрии и в нем необходимы украшения – барельеф, колонны, лепнина. Стиль классицизма – это воспоминание о классической эпохе античности: культуре Древней Греции и Древнего Рима, поэтому мы на фасаде Коммерческого училища обязательно увидим знаки тех культур.

Так, над окнами верхнего этажа располагаются две раковины с античными масками бога Меркурия и богини Коммерции. Автором этих барельефных работ является Владимир Винклер, чешский скульптор. Франтишек Винклер (в Омске его на русский лад назвали Владимиром) родился в городе Пршерове, город тогда входил в состав Австро-Венгерской Империи, теперь он в составе Чехии. В 1908 году Франтишек окончил пражскую Школу прикладного искусства. Во время Первой мировой войны он был фотографом на русско-германском фронте, в ходе военных действий попал в плен. Его направили в Омск, где он оказался единственным скульптором с академическим образованием.

Бурно развивающемуся городу пригодился талант Винклера, украсившего фасады самых крупных омских проектов того времени: зданий городского театра (теперь Омский академический театр драмы), Управления Омской железной дороги, Коммерческого училища.

Чем был поражен Винклер в Омске, нетрудно догадаться: Прага – это каменный, фасадно богатый, роскошный город, всех поражает изысканный декор его зданий. Омск же в начале XX века еще не знал о роскошном декоре. Город чиновников и военных, приграничный Омск не нуждался в изысканном украшении. Много омских домов было вовсе деревянными, потому что рядом была тайга, лес сплавляли по Иртышу.

Поскольку здание Коммерческого училища посвящено коммерции, то на его фронтоне появился покровитель торговли – Меркурий-Гермес. Крылатая шапочка на маскароне-барельефе напоминает нам о таком мифологическом сюжете: крылья (для сандалий и для шапочки) Зевс-отец подарил своему сыну-Гермесу, чтобы тот мог быстро передвигаться, ведь успех в делах коммерции зависит от скорости передвижения человека. В книге Р. Грейвса о древнегреческой мифологии сказано, что Зевс сам дал сыну широкополую шляпу для того, чтобы она защищала Гермеса от дождя [3, с. 45]. Тем самым в сибирском облике Меркурия словно «цитируется» античный первоисточник.

Помещая мифологический образ Меркурия на фронтоне омского здания, Винклер знакомил жителей города с мифологией, создавал своеобразный «мифологический букварь» для сибиряков, придавал нашему городу европейский облик. Европа уже много столетий использовала мифологические образы в своей архитектуре и скульптуре. В чешских городках (например, в городе Оломоуце) есть фонтан «Меркурий». Рядом с Оломоуцем находится городок Пршеров, где и родился Винклер, этот фонтан и образ Меркурия были скульптору хорошо знакомы. Фонтан «Меркурий» в Оломоуце представляет собой выполненную из песчаника фигуру Меркурия с эмблемой в форме позолоченного посоха (римского кадуцея) в руке. Создан фонтан в 1727 году скульптором Филиппом Саттлером. Следует отметить, что скульптор изобразил Меркурия не как бога торговли и покровителя путешественников, а скорее как проводника душ умерших в Аид, но наделен образ типичными для него мифологическими деталями – кадуцеем, крылатыми шапочкой и сандалиями [4].

«Знаки» Меркурия есть и на боковой стороне омского училища, это – кадуцей: кадуцей-жезл дал Гермесу отец-Зевс, чтобы Гермес пользовался у всех уважением. Жезл был, своего рода, свидетельством высокого происхождения Гермеса, знаком отцовского покровительства, кроме того, удар кадуцея о землю призывал к остановке войн и конфликтов, наступлению времени для мира и торговли. Змеи обвивают жезл, потому что именно змеи связаны с подземным миром, а в понимании греков, Аид – бог богатств (напомним, полезные ископаемые, драгоценные минералы находятся под землей). К тому же Гермес-Меркурий сопровождал человека не только по земным дорогам, но и показывал ему путь в Аид [3, с. 44 – 45].

На боковой стороне здания Коммерческого училища, выходящей на улицу Музейную, мы видим лавровый венок Аполлона, этот венок – тоже намек на мифологический сюжет. Юный Гермес победил прославленного бога искусств, искусно выторговав у Аполлона стадо коров, и в честь его коммерческой победы – этот лавровый венок.

Итак, облик Омска как европеизированного сибирского города складывался в начале XX века. С мифологическими образами и сюжетами, сложившимися в культуре античности – Древней Греции и Древнего Рима, омичей знакомил чешский скульптор Франтишек (Владимир) Винклер. В барельефах и лепнине Коммерческого училища он зрительно оживил сюжеты, связанные с образом Гермеса-Меркурия.

Представленный в нашей работе материал может быть использован для подготовки поликультурной экскурсии, в нем продемонстрирована «цитата» европейской (чешской, античной) культуры в городском пространстве Омска. Как оказалось, чтобы правильно «прочесть» барельефные и скульптурные тексты, оставленные скульптором Ф. Винклером, нужно погрузиться в мифологию, только тогда архитектура «заговорит».


Библиографический список
  1. Кун Н.А. Легенды и мифы Древней Греции. – Новосибирск, 1992.
  2. Кочедамов В. И. Омск. Как рос и строился город. – Омск, 1960.
  3. Грейвс Р. Мифы Древней Греции. – М., 1992.
  4. Фонтан Меркурия. URL: https://www.votpusk.ru/country/dostoprim_info.asp?CT=CZ20&ID=19529 (дата обращения: 01.11.2021).


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Проданик Степан Сергеевич»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация