ЛИБЕРАЛИЗАЦИЯ ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ НА ПУТИ К МНОГОПАРТИЙНОСТИ: ПРИМЕР КАЗАХСТАНА

Абишев Газиз Серикович
Информационное агентство "Turan Times" (Казахстан)
главный редактор

Аннотация
В статье рассмотрены политические реформы в Казахстане, направленные на формирование условий для возникновения многопартийного парламента. Проанализированы причины отмены семипроцентного барьера для прохождения в национальный парламент в условиях пропорциональной избирательной системы.

Ключевые слова: , ,


Рубрика: 23.00.00 ПОЛИТИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Абишев Г.С. Либерализация избирательной системы на пути к многопартийности: пример Казахстана // Современные научные исследования и инновации. 2021. № 11 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2021/11/96854 (дата обращения: 23.04.2024).

В мае 2007 года в Казахстане были приняты поправки в выборное законодательство, изменившие систему выборов в нижнюю Палату Парламента – Мажилис. В соответствие с ними, в Мажилисе заседает 107 депутатов, 98 из которых избираются полностью по пропорциональной системе, и 9 определяются путём голосования в Ассамблее народа Казахстана. Таким образом, в 2007 году Казахстан полностью отказался от одномандатных округов на выборах в Мажилис. Для политических партий, участвующих в парламентских выборах, был установлен порог в 7%, преодоление которого предоставляло возможность получения депутатских мандатов.

18 августа 2007 года прошли первые парламентские выборы с доминированием пропорциональной системы. При явке 64,5% избирателей правящая партия Нур-Отан получила 88,41% голосов, Общенациональная социал-демократическая партия (ОСДП) – 4,54% голосов, Демократическая партия «Ак Жол» – 3,09% голосов, казахстанская социал-демократическая партия «Ауыл» – 1,51% голосов, Коммунистическая народная партия Казахстана – 1,29% голосов, Партия патриотов Казахстана – 0,78% голосов, партия «Руханият» – 0,37% голосов. Таким образом, семипроцентный барьер преодолела лишь партия Нур-Отан, что позволило ей забрать все 98 мандатов. Получился однопартийный Мажилис. Международные наблюдатели ОБСЕ в критической части своего отчёта отметили «высокий семипроцентный барьер для прохождения в Мажилис» [1, с. 2].

2 сентября 2008 года на открытии очередной парламентской сессии президент Н.А. Назарбаев заявил о необходимости разработать правовой механизм, позволяющий формировать двухпартийный парламент с участием не менее двух партий, даже если вторая партия не проходит семипроцентный барьер. 9 февраля 2009 года были утверждены поправки в Конституционный закон о выборах, в соответствие с которым «если семь процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании, получено только одной политической партией, то к распределению депутатских мандатов допускается список указанной политической партии, а также партийный список партии, набравшей следующее наибольшее число голосов избирателей, принявших участие в голосовании». Таким образом, исключалась возможность однопартийного состава Мажилиса (без учёта депутатов от Ассамблеи народа Казахстана).

Как справедливо заметила С.Ш. Исраилова, «принципиальным новшеством, обусловившим коренную трансформацию всей избирательной системы и роли политических партий в процессе принятия решений, стал переход в 2007 г. к выборам в нижнюю палату Парламента на основе сугубо партийных списков, предусматривающих создание единого избирательного округа, расширение прав политических партий, усиление их статуса и др.» [2, с. 91].

15 января 2012 года прошли внеочередные парламентские выборы. При явке 75,45% избирателей правящая партия Нур-Отан получила 80,99% голосов, Демократическая партия «Ак Жол» – 7,47% голосов, Коммунистическая народная партия Казахстана – 7,19% голосов, Общенациональная социал-демократическая партия – 1,68% голосов, Казахстанская социал-демократическая партия – 1,19% голосов, Партия патриотов Казахстана – 0,83% голосов, Демократическая партия «Адилет» – 0,66% голосов. Таким образом, семипроцентный барьер преодолели сразу три партии – Нур-Отан, «Ак Жол» и КНПК, они получили соответственно 83, 8 и 7 депутатских мандатов.

БДИПЧ ОБСЕ в своём Заявлении по итогам выбором назвала норму о двухпартийном парламенте «некоторыми позитивными изменениями», однако вновь подвергла критике семипроцентный барьер [1, стр. 2].

20 марта 2016 года прошли внеочередные парламентские выборы. При явке 77,1% избирателей правящая партия Нур-Отан получила 82,15% голосов, Демократическая партия Казахстана «Ак Жол» – 7,18% голосов, Коммунистическая народная партия Казахстана – 7,14% голосов, Народно-демократическая патриотическая партия «Ауыл» – 2% голосов, Общенациональная социал-демократическая партия – 1,18% голосов, партия «Бірлік» – 0,29% голосов. Таким образом, семипроцентный барьер преодолели три партии – Нур-Отан, «Ак Жол» и КНПК, они получили соответственно 84, 7 и 7 депутатских мандатов.

В период парламентских выборов 2016 года и после них началась дискуссия о необходимости снижения порога для прохождения партий в Мажилис. В январе 206 года бывший кандидат в президенты, бывший депутат Г.Е. Касымов предложил пересмотреть порог: «Надо снизить порог до 3%. Пусть в Мажилисе будет больше партий. Необходимо поставить ограничения на монополию. То есть, чтобы больше 51% голосов одна партия не имела в Мажилисе» [3].

Непосредственно перед выборами 2021 года на съезде оппозиционной парламентской партии «Ак Жол» её лидер А.Т. Перуашев предложил «снизить порог прохождения партий в Мажилис с 7% до 5%», что было записано и в предвыборной платформе партии [4]. Однако, учитывая, что выборы были уже объявлены, воплотить в жизнь инициативу в рамках текущей избирательной кампании представлялось невозможным.

Показательной стала ситуация с парламентскими выборами в Кыргызстане осенью 2020 года на выборах в Жогорку Кенеш. Тогда приняли участие 16 зарегистрированных политических партий. Порог прохождения в парламент Кыргызстана по единому общенациональному округу был такой же, как в Казахстане – 7%. По предварительным данным ЦИКа КР проходившие в Жогорку Кенеш партии набирали: Биримдик – 24,53%, «Мекеним Кыргызстан» – 23,9%, «Кыргызстан» – 8,74%, «Бутун Кыргызстан» – 7,09%. Вместе эти четыре партии набрали 64,2%, то есть менее двух третей всех голосов. Но проходили в Парламент только они. То есть треть избирателей, пришедших к урнам, оказались непредставленными в национальном парламенте. Их голоса себе забирали бы самые большие партии. Если бы порог был понижен до 5%, то в парламент проходило бы не 4, а 6 партий, представляющих 76% голосов. Если порог был бы на уровне 3%, то парламентских партий было бы уже 9, и представляли бы они 87% голосов. В результате политические партии, не прошедшие по итогам выборов в Жогорку Кенеш, начали организовывать массовые митинги, что в итоге стало одной из причин отмены итогов голосования и смены власти в стране, на что прямо указывают эксперты. Так, руководитель Аналитического центра «Полис Азия» Э. Ногайбаева приходит к выводу о том, что «выборы в парламент Кыргызстана уже не первый электоральный цикл проявляют себя не просто как очередной избирательный процесс, но и как некоторая предтеча для будущих активизаций не только на легитимном поле, но и за его пределами, например – площадях» [5].

Высокий барьер прохождения в Парламент в Казахстане, помимо прочего, создает неравные условия для участников выборов и снижает вероятность участия политических партий в выборах по финансовым соображениям. Согласно конституционному закону о выборах, партии, преодолевшие 7%-й барьер на предыдущих выборах, освобождаются от уплаты избирательного взноса. Остальные партии обязаны вносить на счёт Центральной избирательной комиссии избирательный взнос в размере 15 минимальных заработных плат за каждого кандидата в списке. На выборах 2021 года эта сумма составляла 637,5 тыс. тенге (примерно $1520 по курсу на день голосования). Таким образом, за список из 20 кандидатов необходимо внести $30 тыс., при этом избирательный взнос возвращается лишь партиям, преодолевшим семипроцентный барьер. Фактически, партии демотивированы формировать большие разноообразные предвыборные списки при невысоких шансах преодоления семипроцентного барьера.

Несмотря на все высказанные в публичном поле соображения, очередные выборы в Мажилис в 2021 году прошли по старой системе, с сохранением семипроцентного барьера. По данным ЦИК РК, при явке 63,3% результаты оказались следующими:

Партия Nur Otan: 71,09% голосов.

Партия «Ак Жол»: 10,95% голосов.

Народная партия Казахстана: 9,10% голосов.

Партия «Ауыл»: 5,29% голосов.

Партия «Адал»: 3,57% голосов.

 

Исходя из опубликованных ЦИК РК результатов, мандаты, согласно статье 97-1 Конституционного закона «О выборах в РК» были распределены следующим образом:

Nur Otan – 76 мандатов

Ак Жол – 12 мандатов

НПК – 10 мандатов.

При этом в Мажилисе представлены 91,1% проголосовавших избирателей.

Для того, чтобы взглянуть на результаты выборов с альтернативной точки, транспонируем их в модель мажоритарной системы. Предполагаем, что явка и партийные предпочтения избирателей оказались бы такими же, как при пропорциональной системе. Если бы в Казахстане была не пропорциональная, а мажоритарная избирательная система, то 11,9 млн избирателей были бы разделены на 98 одномандатных округов по 121 тыс. избирателей в каждом округе. При средней явке в 63% (что по мировым стандартам – много) к урнам явилось бы 76 тыс. избирателей в каждом округе. При такой явке, для победы в округе достаточно было бы 39 тыс. голосов. То есть, 39 тыс. голосов в одном условно-усреднённом округе дали бы партии возможность быть представленной в Мажилисе хотя бы одним мандатом. Партии Ауыл и Adal набрали по 383 тыс. и 258 тыс. голосов соответственно, но не получили ни одного мандата, ведь в рамках пропорциональной системы им было невыгодно концентрироваться на одном округе, но приходилось распыляться на всю страну. Таким образом, в условиях существования семипроцентного барьера даже большое количество голосов, интуитивно подтверждающее право партии на несколько мандатов, не гарантирует ей ни одного мандата.

Если применить статью 97-1 Конституционного закона «О выборах», предполагая, что порог был бы установлен на уровне 5%, то прошли бы не три, а четыре партии со следующим раскладом:

Nur Otan – 72 мандатов.

Ак Жол – 11 мандатов.

НПК – 9 мандатов.

Ауыл – 6 мандатов.

То есть, Мажилис стал бы четырёхпартийным, в нём были бы представлены 96,4% проголосовавших избирателей.

Если же порог прохождения составлял бы 3%, то в Мажилис прошли бы все пять партий со следующим раскладом:

Nur Otan – 70 мандатов.

Ак Жол – 11 мандатов.

НПК – 9 мандатов.

Ауыл – 5 мандатов.

Адал – 3 мандата.

То есть, Мажилис стал бы пятипартийным, в нём были бы представлены 100% проголосовавших избирателей.

Сразу после выборов, выступая 15 января 2021 года в Мажилисе, президент Касым-Жомарт Токаев предложил снизить порог прохождения в Мажилис на парламентских выборах с 7% до 5%. 24 мая 2021 года Парламент утвердил снижение, 25 мая 2021 года президент Токаев подписал утвержденные Парламентом поправки.

Следующие парламентские выборы в Казахстане, намеченные на ноябрь 2025 года, пройдут с применением порога в 5% для прохождения в Мажилис.

Оценивая значимость парламентских электоральных кампаний для политической жизни страны, а также важности их либерализации, согласимся с Ж.Х. Джунусовой, которая отмечает, что «только правильное использование консенсусного, терпимого и приспосабливающегося политического стиля нашей политической культуры, склонной к ненасильственному политическому действию и мирному разрешению конфликтов, будет способствует активной мобилизации и поддержке масс» [6, с. 121].


Библиографический список
  1. Международная миссия по наблюдения за выборами (ПА ОБСЕ). Республика Казахстан – Выборы в Парламент-2007. Отчёт о предварительных результатах и заключениях [Электронный ресурс] // ОБСЕ: официальный сайт международной организации. URL: https://www.osce.org/files/f/documents/6/9/26417.pdf (дата обращения: 05.11.2021).
  2. Исраилова С.Ш. Парламентские выборы и усиление политических партий Республики Казахстан // Вестник Кыргызско-Российского славянского университета. – 2016. – Т. 16. – № 10. – С. 88–91.
  3. Даркеев Б. Гани Касымов выступает за отмену монополии одной партии в Мажилисе [Электронный ресурс] // «ИнформБюро»: сайт информационного агентства. URL: https://informburo.kz/novosti/gani-kasymov-vystupaet-za-otmenu-monopolii-odnoy-partii-v-mazhilise.html (дата обращения: 05.11.2021).
  4. Предвыборная платформа партии «Ак Жол» «Перемены неизбежны» [Электронный ресурс] // «Ак жол»: сайт политической партии. URL: https://akzhol.kz/ru/partija/predvybornye-platformy/peremeny-neizbezhny/ (дата обращения: 05.11.2021).
  5. Ногойбаева Э. Выборы-2020 в Кыргызстане: контекст и тенденции [Электронный ресурс] // «CABAR.asia»: сайт Центральноазиатского бюро аналитической журналистики, проект Института по освещению войны и мира (IWPR). URL: https://cabar.asia/ru/vybory-2020-v-kyrgyzstane-kontekst-i-tendentsii (дата обращения: 05.11.2021).
  6. Джунусова С.Х. Выборы как инструмент политического участия в Республике Казахстан / В сб. Политические партии и выборы: проблемы современности: Сборник научных статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции (с международным участием), г.Оренбург, 25 мая 2016 года. – Оренбург: Оренбургский государственный университет, 2016. – С. 115–121.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Абишев Газиз Серикович»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация