Помимо педагогического состава и управленческого персонала в современной общеобразовательной организации есть и иная должность – социальный педагог. Данная профессия крайне значима в современных реалиях, она объединяет в себе множество различных функций и компетенций.
Так, исследователь Л.С. Черноглазова отмечает, что социальный педагог является педагогом, непосредственным образом организующим координацию и взаимодействие работников школы с целью помощи в организации учебно-воспитательного процесса, обеспечении необходимых условий для развития детей [1].
Е.Д. Балашова, анализируя проблематику функций социального педагога в контексте модернизации современного образования, пишет о том, что его ключевая деятельность состоит во взаимодействии с учениками школы, изучении их физиологических и психологических особенностей, социальной поддержке детей и семейных ценностей, помощи родителям, и при необходимости юридической защиты учащихся [2].
Профессиональная деятельность социального педагога напрямую связана с работой школьных кружков, секций и клубов. Внеучебная практика даёт возможность социальному педагогу наиболее пристально изучить особенности поведения отдельных учеников. Одна из функций социального педагога в этой связи – это выявление учащихся, у которых возникает трудности с адаптацией в социуме. Он проводит анализ их психики, характера, личностных качеств и оказывает непосредственную помощь. Можно сказать, что социальный педагог осуществляет деятельность по предупреждению девиантного и антисоциального поведения в школе.
Исследователь Е.В. Варецкая выделяет цели деятельности социального педагога в общеобразовательной организации:
- оказание учащимся комплексной поддержки в аспектах самореализации и саморазвития;
- создание необходимых благоприятных условий для формирования и развития личности ребёнка;
- защита ребёнка в пределах общеобразовательной организации [3].
Обобщив вышеприведённую информацию, а также проанализировав научную литературу в рамках данной проблематики, можно выделить перечень функций социального педагога.
Во-первых, это функция координации и организации, которая выражается в том, что социальный педагог старается улучшать социальное положение и социальный статус учащихся. Это проявляется в непосредственной помощи детям с учёбой, а также в вовлечении в процесс познавательной деятельности.
Во-вторых, это функция воспитания и образования. В данном случае социальный педагог выполняет педагогическую функцию.
В-третьих, это функция коррекции и терапии, которая заключается в том, что педагог осуществляет психологическую реабилитацию детей.
В-четвёртых, это функция взаимодействия и коммуникации. Педагог общается с детьми и непосредственно взаимодействует с ними.
И наконец, это функция защиты. Педагог защищает детей от различных неблагоприятных последствий, охраняет их.
Библиографический список
- Черноглазова, Л.С. Деятельность социального педагога в современной образовательной школе / Л.С. Черноглазова // Сборник научных трудов SWorld. – 2011. – Т. 16. – № 4. – С. 52-53.
- Балашова, Е.Д. Функции социального педагога в контексте модернизации современного образования / Е.Д. Балашова // Социально-педагогическая деятельность в социуме: теория, практика, перспективы : материалы VI Международных социально-педагогических чтений им. Б.И. Лившица, Екатеринбург, 14 ноября 2014 года. – Екатеринбург: Уральский государственный педагогический университет, 2014. – С. 104-108.
- Варецкая, Е.В. Функции социальной компетентности учителя начальной школы / Е.В. Варецкая // Молодий вчений. – 2015. – № 2-4(17). – С. 26-29.