Следует отметить, что летние каникулы – это достаточно длительный период в рамках свободного времени школьников. В настоящее время не все родители могут предоставить своим детям полноценный, а также правильно
организованный отдых в летние каникулы. Каждому ребёнку необходим отдых для восстановления здоровья и сил после учёбы, а также эмоциональной разрядки. Одним из способов организации отдыха детей в летние каникулы является летний оздоровительный лагерь.
Исследователь А.Д. Манылов отмечает, что ключевые особенности организации воспитательной работы в летнем оздоровительном лагере состоят в первую очередь в месте и времени её осуществления. Педагоги в рамках лагеря несут ответственность за жизнь ребёнка, его нравственное, физическое и психологическое состояние. Большое значение имеет деятельность вожатых, которые должна обладать навыками воспитательной работы и педагогического общения [1].
Особенностью воспитательной работы в летнем оздоровительном лагере является то, что досуговая деятельность детей проходит в рамках лагерной обстановке с отсутствием родителей, чёткого режима и необычного уклада жизнедеятельности. Дети наиболее самостоятельны в лагере, чем дома. Лагерь предоставляет новые интенсивные формы и виды осуществления деятельности. Время в лагере насыщенно и включает в себя много интересных событий.
Если говорить о лагерной смене, то она представляет собой определённый период работы летнего оздоровительного лагеря, в рамках которого педагоги и вожатые непосредственным образом осуществляют организацию жизнедеятельности и быта детей, совместную деятельностью с целью оздоровления и воспитания.
В свою очередь, О.С. Кольцова выделяет следующие особенности воспитательной работы в летнем оздоровительном лагере:
- возможность применения возможностей специфической территориальной обстановки летнего оздоровительного лагеря с целью приобщения ребёнка к определённым социокультурным ценностям;
- осуществление развития личности ребёнка в условиях временного коллектива;
- высокий уровень монопольности и интенсивности характера воспитательного воздействия;
- замещение социального окружения ребёнка специально созданным воспитательным пространством [2].
Исследователь Д.А. Богданов считает, что специфика смены в летнем оздоровительном лагере состоит в следующих аспектах:
- высокая динамичная событийность;
- функционирование отрядов, как временных детских коллективов;
- интенсивная коммуникация и взаимодействие;
- неповторимость социокультурного пространства каждого отдельно взятого детского лагеря [3].
Библиографический список
- Манылов, А.Д. Особенности воспитательной работы в летнем оздоровительном лагере / А.Д. Манылов, В.В. Утемов // Научно-методический электронный журнал Концепт. – 2013. – № T8. – С. 149-153.
- Кольцова, О.С. Некоторые аспекты воспитательной работы педагогов-организаторов в условиях оздоровительного лагеря / О.С. Кольцова // Педагогика, психология и медико-биологические проблемы физического воспитания и спорта. – 2009. – № 5. – С. 131-134.
- Богданов, Д.А. Детский оздоровительный лагерь – как массовая форма организации отдыха детей / Д.А. Богданов // Colloquium-journal. – 2019. – № 17-4(41). – С. 8-10