Превентивное обучение представляет собой достаточно новую область в рамках педагогической деятельности. Превентивное обучение является качественным обновлением образовательного процесса, возможным только при организации оптимальной системы повышения квалификации педагогов.
Исследователь О.В. Петрова отмечает, что роль педагога в рамках превентивного обучения достаточно не традиционная. Необходимо, чтобы учитель не считал свою точку зрения единственно верной и уважал права детей на собственное мнение. Педагог должен научить ребёнка взаимодействию с другими участниками образовательного процесса, рефлексии, взаимопониманию, преодолению барьеров коммуникации. Педагог открыт к общению с ребёнком, он сам многому учиться у него: педагогическому такту, умению слышать и слушать [1].
Превентивное обучение даёт возможность установить в классе атмосферу подлинного диалога и доверия между педагогом и учащимися, создаёт условия для позитивного формирования и развития личности, благоприятную психологическую атмосферу. Л.М. Костина отмечает, что овладение технологией превентивного обучения – это процесс, который требует от учителя постоянного самоанализа в реальных педагогических условиях [2].
Исследователь Н.Л. Николаева выделяет особенности, которые непосредственно отличают превентивное обучение от традиционного обучения.
Так, цель превентивного обучения заключается в развитии личностного потенциала каждого ребёнка. В этой связи задачей учителя – создать условия для раскрытия способностей и возможностей детей, появлению у них уверенности в себе и собственных силах. Для этого педагог может побуждать детей делиться своими пожеланиями, знаниями и точками зрений, организует групповые дискуссии, задаёт открытые вопросы.
Следующая особенность превентивного обучения состоит в том, что в рамках такого обучения важно в первую очередь то, как поступает учитель, а не то, что он непосредственно говорит. Учитель предоставляет ребёнку некоторую ролевую модель в отношении построения взаимодействия с окружающей действительностью
Также особенность состоит в том, что предмет превентивного обучения достаточно специфичен и не позволяет учителю чувствовать себя экспертом. Конечно, педагог может лучше, чем ученики разбираться в преподаваемых им дисциплинах, но он не может до конца разбираться в чувствах и эмоциях каждого ребёнка.
И наконец, учитель должен помнить, что какие-то темы могут оказаться чересчур трудными для восприятия и понимая детьми. Педагог при проведении занятий должен быть готов к получению достаточно откровенной информации, которая выходит за рамки его непосредственной профессиональной компетентности [3].
Библиографический список
- Петрова, О.В. Роль превентивного обучения в физическом воспитании школьников-спортсменов / О.В. Петрова, М.А. Демешкина // Зауралье спортивное : Сборник трудов II региональной научно-практической конференции, Курган, 22 апреля 2013 года. – Курган: Курганский государственный университет, 2013. – С. 53-54.
- Костина, Л.М. Превентивная адаптация учащихся к школьному обучению / Л.М. Костина // Ученые записки Санкт-Петербургского государственного института психологии и социальной работы. – 2010. – Т. 13. – № 1. – С. 80-85.
- Николаева, Н.Л. Использование технологии превентивного обучения на уроках производственного обучения / Н.Л. Николаева // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. – 2010. – № 11-2. – С. 63-67.