ОЦЕНКА ДОСТУПНОСТИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ В РОССИИ

Зельдович Яков Игоревич
Уральский государственный экономический университет
магистрант

Аннотация
Статья посвящена анализу доступности дополнительного образования детей. Оценка статистических данных позволила отметить дифференциацию сельских и городских территорий по данному показателю.

Ключевые слова: , ,


Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Зельдович Я.И. Оценка доступности дополнительного образования детей в России // Современные научные исследования и инновации. 2021. № 10 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2021/10/96923 (дата обращения: 21.04.2024).

В настоящее время система дополнительного образования детей становится все более многозадачной и междисциплинарной. Роль дополнительного образования неуклонно растет, обуславливая включение в его спектр все более широкого круга функций.

Следует отметить что система дополнительного образования в настоящее время активно эволюционирует, приобретаю новую архитектуру и воплощая новые организационные модели.

В качестве современной проблемы изучаемой сферы укажем на существующую незавершенность формализации указанных процессов и недостаточную изученность всего спектра моделей организации дополнительного образования детей в России.

Согласимся с Галуцких З. В., Краснояружской Н. Г., Хорошиловой А. В. [1] в том, что определяющей целью современного дополнительного образования для детей является не столько передача знаний, сколько выявление и развитие опыта, включение в сотрудничество, обучение поиску и формированию знаний. Дополнительное образование детей обычно характеризуют как сферу неформального образования, связанного с индивидуальным развитием ребенка, которое он выбирает самостоятельно в соответствии со своими интересами, желаниями, потребностями.

В настоящее время государственная политика в сфере дополнительного образования трансформируется, обеспечивая не только его качество, но и доступность. Система дополнительного образования в России существенно отличается от других видов образования, а также обладает уникальными особенностями в сравнении с секторами образования, решающими сходные задачи в зарубежных странах. Это делает ее крайне интересным и одновременно сложным объектом для изучения [1].

Формально дополнительное образование детей в Российской Федерации обрело статус неотъемлемой части системы образования в 1992 г. в Законе «Об образовании». В Федеральном законе от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» впервые появилось определение дополнительного образования как вида образования, который направлен на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании и не сопровождается повышением уровня образования. В законе проведено содержательное различие между «основным» и дополнительным образованием — последнее является по своей сути добровольным, инициативным.

Структуру системы дополнительного образования детей можно представить в виде диаграммы (рисунок 1), на которой видно, что наиболее распространенным типом организации дополнительного образования являются школы, большинство из которых расположены в городской местности (рисунок 2).


Рисунок 1 – Структура организации дополнительного образования детей [3]


Рисунок 2 – Расположение организаций дополнительного образования детей [3]

Следует отметить, что в условиях необходимости пространственного развития территории России особое внимание следует уделять доступности дополнительного образования для детей в сельской местности. Анализ статистических данных (рисунок 2 и таблица 1) позволяет сделать вывод о дисбалансе количества учреждений данного типа, а соответственно о более низкой доступности анализируемого образования.

Таблица 1 – Численность учреждений и учащихся дополнительного образования по состоянию на конец 2020 года в России [3]

Численность учреждений

Численность обучающихся

Всего Из них расположенные в сельской местности Всего В сельской местности
Работающие по всем видам образовательной деятельности

3 401

898

5 413 149

1 020 531

Художественная

4 563

1 426

2 083 696

364 531

Эколого-биологическая

157

20

160 820

32 501

Техническая

202

29

258 275

34 664

Туристско-краеведческая

148

34

137 489

33 503

Спортивная

1 845

674

1 262 316

474 704

Военно-патриотическая

18

0

28 564

1 827

Спортивно-техническая

17

3

11 909

1 591

Другие

679

193

379 753

50 145

По данным статистики, в городских поселениях дети в возрасте от 5 до 18 лет получают 20,7 млн дополнительных образовательных услуг (145,5% от численности городского населения соответствующего возраста); в сельской местности — 4,2 млн услуг (73,1%). Опрос родителей школьников показывает, что масштаб участия детей в дополнительном образовании на базе школ — несколько больше в поселках городского типа и селах, по сравнению с теми детьми, которые проживают в городах, за исключением Москвы. При этом инфраструктура для занятий (наличие специализированных помещений и оборудования) в большинстве случаев уступает по качеству городским школам [2].

Подводя итог проведенному анализу сделаем ряд выводов:

Исходя из приведенных данных доступность дополнительного образования для детей в сельской местности существенно ниже;

Углубленная подготовка по специализированным направлениям менее развита и практически не доступна;

Снижает уровень доступности менее развитая культурная среда и транспортная доступность [2].


Библиографический список
  1. Галуцких З. В., Краснояружская Н. Г., Хорошилова А. В. Дополнительное образование детей дошкольного возраста //Рецензенты: Антонова Людмила Виталиевна, канд. пед. наук, заведую. – 2021. – С. 41.
  2. Дополнительное образование детей в России: единое и многообразное [Текст] / С. Г. Косарецкий, М. Е. Гошин, А. А. Беликов и др. ; под ред. С. Г. Косарецкого, И. Д. Фрумина ; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики», Ин-т образования. — М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2019. — 277 с.
  3. Министерство просвещения Российской Федерации [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://docs.edu.gov.ru/document/88e945cba


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «kafedranacha»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация