В настоящее время система дополнительного образования детей становится все более многозадачной и междисциплинарной. Роль дополнительного образования неуклонно растет, обуславливая включение в его спектр все более широкого круга функций.
Следует отметить что система дополнительного образования в настоящее время активно эволюционирует, приобретаю новую архитектуру и воплощая новые организационные модели.
В качестве современной проблемы изучаемой сферы укажем на существующую незавершенность формализации указанных процессов и недостаточную изученность всего спектра моделей организации дополнительного образования детей в России.
Согласимся с Галуцких З. В., Краснояружской Н. Г., Хорошиловой А. В. [1] в том, что определяющей целью современного дополнительного образования для детей является не столько передача знаний, сколько выявление и развитие опыта, включение в сотрудничество, обучение поиску и формированию знаний. Дополнительное образование детей обычно характеризуют как сферу неформального образования, связанного с индивидуальным развитием ребенка, которое он выбирает самостоятельно в соответствии со своими интересами, желаниями, потребностями.
В настоящее время государственная политика в сфере дополнительного образования трансформируется, обеспечивая не только его качество, но и доступность. Система дополнительного образования в России существенно отличается от других видов образования, а также обладает уникальными особенностями в сравнении с секторами образования, решающими сходные задачи в зарубежных странах. Это делает ее крайне интересным и одновременно сложным объектом для изучения [1].
Формально дополнительное образование детей в Российской Федерации обрело статус неотъемлемой части системы образования в 1992 г. в Законе «Об образовании». В Федеральном законе от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» впервые появилось определение дополнительного образования как вида образования, который направлен на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании и не сопровождается повышением уровня образования. В законе проведено содержательное различие между «основным» и дополнительным образованием — последнее является по своей сути добровольным, инициативным.
Структуру системы дополнительного образования детей можно представить в виде диаграммы (рисунок 1), на которой видно, что наиболее распространенным типом организации дополнительного образования являются школы, большинство из которых расположены в городской местности (рисунок 2).
Рисунок 1 – Структура организации дополнительного образования детей [3]
Рисунок 2 – Расположение организаций дополнительного образования детей [3]
Следует отметить, что в условиях необходимости пространственного развития территории России особое внимание следует уделять доступности дополнительного образования для детей в сельской местности. Анализ статистических данных (рисунок 2 и таблица 1) позволяет сделать вывод о дисбалансе количества учреждений данного типа, а соответственно о более низкой доступности анализируемого образования.
Таблица 1 – Численность учреждений и учащихся дополнительного образования по состоянию на конец 2020 года в России [3]
Численность учреждений |
Численность обучающихся |
|||
Всего | Из них расположенные в сельской местности | Всего | В сельской местности | |
Работающие по всем видам образовательной деятельности |
3 401 |
898 |
5 413 149 |
1 020 531 |
Художественная |
4 563 |
1 426 |
2 083 696 |
364 531 |
Эколого-биологическая |
157 |
20 |
160 820 |
32 501 |
Техническая |
202 |
29 |
258 275 |
34 664 |
Туристско-краеведческая |
148 |
34 |
137 489 |
33 503 |
Спортивная |
1 845 |
674 |
1 262 316 |
474 704 |
Военно-патриотическая |
18 |
0 |
28 564 |
1 827 |
Спортивно-техническая |
17 |
3 |
11 909 |
1 591 |
Другие |
679 |
193 |
379 753 |
50 145 |
По данным статистики, в городских поселениях дети в возрасте от 5 до 18 лет получают 20,7 млн дополнительных образовательных услуг (145,5% от численности городского населения соответствующего возраста); в сельской местности — 4,2 млн услуг (73,1%). Опрос родителей школьников показывает, что масштаб участия детей в дополнительном образовании на базе школ — несколько больше в поселках городского типа и селах, по сравнению с теми детьми, которые проживают в городах, за исключением Москвы. При этом инфраструктура для занятий (наличие специализированных помещений и оборудования) в большинстве случаев уступает по качеству городским школам [2].
Подводя итог проведенному анализу сделаем ряд выводов:
Исходя из приведенных данных доступность дополнительного образования для детей в сельской местности существенно ниже;
Углубленная подготовка по специализированным направлениям менее развита и практически не доступна;
Снижает уровень доступности менее развитая культурная среда и транспортная доступность [2].
Библиографический список
-
Галуцких З. В., Краснояружская Н. Г., Хорошилова А. В. Дополнительное образование детей дошкольного возраста //Рецензенты: Антонова Людмила Виталиевна, канд. пед. наук, заведую. – 2021. – С. 41.
-
Дополнительное образование детей в России: единое и многообразное [Текст] / С. Г. Косарецкий, М. Е. Гошин, А. А. Беликов и др. ; под ред. С. Г. Косарецкого, И. Д. Фрумина ; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики», Ин-т образования. — М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2019. — 277 с.
-
Министерство просвещения Российской Федерации [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://docs.edu.gov.ru/document/88e945cba