ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РЕШЕНИЯ РАЗВИТИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Новокрещенова Оксана Сергеевна
Уральский государственный экономический университет
магистрант

Аннотация
Современное высшее образование развивается в эпоху стремительной трансформации общественных отношений, обусловленной глобализацией экономики, цифровизацией взаимодействий акторов, растущей конкуренции образовательных рынков и систематических реформ, проводимых государством.
В настоящее время в системе высшего образования сформировался целый спектр проблем, обострившихся в условиях новой пандемии коронавирусной инфекции. В данном исследовании проведем систематизацию существующих проблем и наметим направления их решения.

Ключевые слова: , , ,


Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Новокрещенова О.С. Проблемы и пути решения развития высшего образования // Современные научные исследования и инновации. 2021. № 10 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2021/10/96846 (дата обращения: 18.04.2024).

В 2020 году система высшего образования прошла через испытание пандемией, в контексте которой вузы были вынуждены изменить устоявшуюся веками модель поведения. Эта ситуация стала настоящим «стресс-тестом» для системы высшего образования [3]. По результатам многочисленных исследований, большинство авторов признают, что российская высшая школа прошла испытание и с достоинством адаптировалась к чрезвычайной ситуации. Однако, случившееся позволяет еще раз взглянуть на проблемы российского высшего образования, обострившиеся и ставшими виднее в период преодоления пандемии.

В частности, сегрегация вузов по финансированию, качеству преподавательских кадров, уровню абитуриентов и студентов, сложившаяся в допандемийный период с ясностью показала необходимость решения данной проблемы. По словам ученых НИУ ВШЭ, необходимо было в короткое время перевести в дистанционный формат более миллиона учебных курсов. При этом, у администрации вузов было ясное понимание, что готовность образовательной организации мобилизоваться и работать в новом режиме способна обеспечить чувство стабильности для студентов и преподавателей [3].

Однако, анализ механизмов реализации процедуры перехода на дистант и собственно дистанционное обучение показало, что в силу ресурсных различий, вузы смогли обеспечить данный процесс по-разному.

В частности, различия в компетенциях преподавателей и неспособность вуза организовать им профессиональную поддержку спровоцировали повсеместные срывы занятий на начальном этапе развития чрезвычайной ситуации. Наиболее часто такая ситуация повторялась в региональных вузах, не имеющих должного и достаточного материально-технического обеспечения цифровизации всего процесса обучения.

Второй проблемой стало отсутствие технической возможности получения образования в дистанционном формате у многочисленных жителей населенных пунктов со слабым интернетом или отсутствием доступа к нему. Также в ряде случаев отсутствовало достаточное количество компьютеров или других устройств для реализации учебного процесса из дома. К началу пандемии более 10% студентов не имели техники, которая бы отвечала необходимым требованиям участия в освоении образовательной программы. При этом более чем в 15% вузов не существовало системы электронной коммуникации со студентами, что существенно затруднило возможность их организации и ознакомления с новыми правилами ведения образовательного процесса [4].

Еще одной проблемой, не менее значительной, стало понимание, что ряд важнейших процессов в сфере образования и вовсе не поддается цифровизации, что потребовало выработки новейших педагогических технологий взаимодействия со студентами в виртуальном пространстве, к которым, как оказалось готовы овладеть далеко не все преподаватели. В российской системе высшего образования более 19% преподавателей имеют возраст более 65 лет, что существенно затруднило реализацию учебной деятельности, поставив на повестку дня вопрос о цифровой грамотности преподавателя высшей школы. Обострив при этом проблему обновления кадров и низкой заработной платы молодых преподавателей [3].

В конце марта 2020 года исследование, проведенное РАНХиГС показало [5]:

– 96% преподавателей перешли в онлайн-режим работы;

– 88% скептически относятся к формату дистанционного обучения;

– 88% считают, что занятия лучше проводить в очном формате.

Из приведенных выше цифр понятно, что ключевым дефицитом в условиях чрезвычайной ситуации является не технологический, а методико-педагогический ресурс. В частности, констатируем отсутствие у профессорско-преподавательского состава компетенций в сфере управления вниманием, организации обратной связи. По оценкам ученых из НИУ ВШЭ около 60% преподавателей отметили недостаточность компетенций в сфере использования цифровых платформ университетов, организации онлайн-пространства и др [4].

Третьей проблемой, обострившейся в условиях пандемии стало качество абитуриентов и студентов современных вузов. В настоящее время в образовательные организации приходит новый клиент, обладающий другими требованиями и запросами. В частности, в условиях дистанционной работы обострилась проблема вовлечения слушателей в образовательный процесс, отсутствие навыков самостоятельной работы, неспособность к диалогу, нежелание включаться в интерактивную деятельность и неспособность к самоорганизации, что существенно снизило качество обучения.

Исходя из сказанного, целесообразно, используя инструментарий стратегического планирования организовать управление высшей школой с учетом обострившихся в условиях пандемии проблем.

В частности, следует организовать массовое обучение преподавателей высшего образования цифровым компетенциям с обязательным акцентированием на методический и педагогический аппарат реализации образовательных программ.

В настоящее время существует необходимость формирования системы мотивации преподавателей на освоение, разработку и реализацию новых методических подходов к обучению с использованием цифровых ресурсов, а также цифровую дидактику.

Рост спроса со стороны студентов на гибкие образовательные траектории требует учета в процессе реализации образовательных программ возможностей индивидуализации обучения с учетом потенциала цифровизации.

Следует развивать материально-техническую базу университетов в контексте необходимости использования цифровых технологий. Важно переосмыслить финансирование вузовской цифровой инфраструктуры.

Необходимо уделить внимание развитию навыков самоорганизации студентов и формированию компетенций способности к обучению.

Целесообразно формирование и продвижение единого набора цифровых инструментов, разработанных с учетом методологии педагогической деятельности, централизация и координация их применения всеми вузами. Также актуально быстрое масштабирование и внедрение в учебный процесс информационных систем и сервисов, уже имеющихся в университетах, но работающих в отдельных подразделениях или в тестовом режиме. Необходимо наращивание производительности используемых облачных сервисов для массовой организации обучения в дистанционной форме (переход на более высокие тарифы, приобретение дополнительных лицензий). Реализация сказанного позволит снизить региональную образовательную дифференциацию.

Таким образом, в настоящее время стала очевидной необходимость формирования новой модели образовательного процесса.

Чрезмерная негибкость и отсутствие навыков адаптации к изменяющимся условиям существенно снизили качество высшего образования в условиях пандемии. Новая реальность сформировала запрос общества на трансформацию управления образованием, акцентировав новые цели и приоритеты.

В таких условиях, актуальной видится скорейшая разработка и принятие стратегии развития высшего образования. Данная отраслевая стратегия в отличие от общих стратегических документов (например, Национальный проект «Образование» [2]) смогла бы сконцентрировать критически важные императивы развития российской высшей школы.


Библиографический список
  1. О стратегическом планировании в Российской Федерации [Электронный ресурс]: федер. закон от 28.06.2014 № 172-ФЗ – Режим доступа: http://www.consultant.ru, свободный.
  2. Образование: Паспорт национального проекта (утв. президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24.12.2018 N 16) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.pravo.gov.ru
  3. Российское высшее образование: уроки пандемии и меры по развитию системы. – Томск: Изд-во Том. гос. ун-та, 2020. – 200 с.
  4. Суханова Е. А. и др. Российское высшее образование: уроки пандемии и меры по развитию системы. – 2020.
  5. Бортникова А. О. Использование информационно-коммуникационных технологий в процессе индивидуализации образовательной деятельности обучающихся вузов. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://yspu.org/images/7/76/Бортникова_О.А._Томск.pdf


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Новокрещенова Оксана Сергеевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация