Для начала необходимо заметить, что социальное развитие ребёнка по своей сущности представляет собой процесс усвоения им культуры, правил, норм и традиций, господствующих в определённом социуме. Для протекания социального развития необходимо присутствие некоторых социальных факторов. В качестве социальных факторов в развитии ребёнка могут выступать различные объекты окружающей социальной действительности.
Ф.А. Туракулова отмечает, что социализация ребёнка является процессом постепенного становления личности, усвоения общественных требований норм, являющихся социально значимыми. Социализация начинается с малых лет и может продолжаться до конца жизни [1].
Исследователь Л.Н. Антилогова проводит классификацию социальных факторов в развитии ребёнка, которая выглядит следующим образом:
- макрофакторы, которые включают в себя объективные процессы в мировом масштабе. К ним можно процессы, происходящие в экономике, государстве, демографии, экологии и т.д.;
- мезофакторы, подразумевающие условия, в рамках которых развивается ребёнок. Сюда можно отнести влияние СМИ, особенности жизни в определённом регионе;
- микрофакторы, которые включают в себя образовательное учреждение, ближайшее окружение и непосредственно семью [2].
Конечно, семья – это один из главных социальных факторов в развитии ребёнка. Первые сведения о мире ребёнок получает в семье, в ней же у ребёнка формируется сознание, поведенческие основы личности. Следует отметить, что ценность семьи как общественного института в прошлом недостаточно серьёзно воспринималась. В некоторые исторические периоды ответственность за воспитание будущего гражданина наша страна старалась снять с семьи, переложив на различные социальные организации, школу, трудовые коллективы. Это, в свою очередь, принесло крупные нравственные потери, впоследствии обернувшиеся серьёзными проблемами в социально-политической и трудовой жизни.
Необходимо также заметить, что социализация ребёнка достаточно органично включает в себя передачу общественного опыта человечества. Вследствие этого преемственность, сохранение и усвоение традиций находятся в непосредственной связи от повседневной жизнедеятельности людей.
Обобщая вышесказанное, можно сказать, что социализация ребёнка по своей сущности представляет собой определённую специфическую форму освоения индивидом общественных отношений. В рамках статьи были рассмотрены социальные факторы, которые непосредственным образом влияют на развитие ребёнка.
Библиографический список
- Туракулова, Ф.А. Биологические и социальные факторы развития ребенка / Ф.А. Туракулова, М.Ш. Хушназарова // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. – 2015. – № 2(7). – С. 259-261.
- Антилогова, Л.Н. Социально-психологические факторы развития личности ребенка / Л.Н. Антилогова // Семья и дети в современном мире : Сборник материалов Международной научно-практической конференции, Санкт-Петербург, 22–23 апреля 2019 года / Под общей и научной редакцией В.Л. Ситникова. – Санкт-Петербург: Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, 2019. – С. 34-38.