ОСОБЕННОСТИ ВНЕДРЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИННОВАЦИЙ В ОБРАЗОВАНИИ

Галуцкая Мария Юрьевна1, Чехлыстова Татьяна Юрьевна1, Телепнева Наталья Александровна1
1Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №15 п.Разумное «Тропинка детства» Белгородского района Белгородской области

Аннотация
В данной статье рассматриваются особенности внедрения инноваций в педагогическую деятельность. Определены основные способы реализации педагогических инноваций. Выявлены проблемы внедрения педагогических инноваций в образовательную среду. Сформулированы основные условия успешной реализации инновационной деятельности педагога. Рассмотрены этапы реализации педагогических инноваций в образовательном процессе.

Ключевые слова: , , , , , , , ,


Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Галуцкая М.Ю., Чехлыстова Т.Ю., Телепнева Н.А. Особенности внедрения педагогических инноваций в образовании // Современные научные исследования и инновации. 2021. № 10 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2021/10/96760 (дата обращения: 13.03.2024).

Образовательная система – это открытая система, которая встроена во внешнее окружение. Так как в современном мире идет бурное развитие науки и техники, формируется новое информационное пространство, система образования не может быть и не должна находиться в стороне от этих происходящих изменений. Нынешнее образование должно быть ориентировано на поступающие потребности «социальных заказчиков», оно должно работать на опережение и видеть перспективу. Когда-то Джон Дьюи сказал, что «если мы будем учить сегодня так, как мы учили вчера, мы украдем у детей завтра».

Стоять на месте образование не может и не должно. Система образования должна бок о бок со временем, в котором мы живем. Так как сегодняшние дети – это люди другого, нового поколения, которым необходимы новые навыки и умения. Способ, который поможет нам реализовать данный подход, может быть внедрение инноваций в педагогическую деятельность, смысл которого заключается в развитии и воспитании таких качеств личности, которые бы отвечали запросам современного информационного общества.

Внедряя инновационные идеи в педагогическую деятельность учителя, мы сталкиваемся с рядом сложностей и проблем. Актуальность данных проблем заключается не только в обнаружении этих трудностей, но и в определении различных вариантов их решения.

Инновационная деятельность педагога – это различные нововведения, которые направлены на повышение качественного уровня образования, а также внедрение новшеств, с помощью которых можно изменить технологии воспитания и обучения для увеличения их эффективности.

Современный Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования (10-11 кл.) направлен на становление личностных характеристик выпускника [8].

В нём описан «Портрет выпускника школы», где выпускник описывается как «…креативный и критически мыслящий, активно и целенаправленно познающий мир, осознающий ценность образования и науки, труда и творчества для человека и общества; владеющий основами научных методов познания окружающего мира; мотивированный на творчество и инновационную деятельность; готовый к сотрудничеству, способный осуществлять учебно-исследовательскую, проектную и информационно-познавательную деятельность…» [8]. Самый главный желаемый результат записан как подготовка молодого поколения, обладающего следующими качествами:

  • Способностью к самоопределению и самообучению;
  • Способностью с инновационной деятельности.
  • Способностью к моделированию «своего» знания, которое необходимо для решения поступающих задач;

В системе образования инновационные изменения на данный момент идут по таким векторам, как разработка и реализация новых технологий обучения; формирование нового содержания образования; создание комфортных условий для самоопределения и развития личности в процессе обучения; изменение в образе деятельности м мышления как преподавателей, так и учащихся, изменение взаимоотношений между ними, развитие творческих инновационных коллективов и отдельных личностей [7].

Проведя анализ современных исследований, которые затрагивают проблемы педагогических инноваций, можно сделать вывод, что вопрос об их внедрении и реализации в современном научном сообществе остаётся актуальным

Сущность инновационной педагогической деятельности, её классификация и структура рассматривались в трудах Л.С. Подымовой, А.И. Пригожина, В.А. Сластенина, С.Д. Полякова, К. Ангеловски, М.В. Кларини, М.М. Поташник и др; вопросы, касающиеся механизмов внедрения педагогических новшеств изучали И.Ф.Исаев, С.А. Безгородько, А.А.Орлов, C.Д. Поляков А.Г.Кругликов, и др.

Данный теоретический анализ показывает, что в большей степени исследованиям подвергается педагогическая инновационная деятельность, а психологическая сторона формирования инновационной деятельности обучающихся изучены плохо. Большинство работ посвящены вопросам подготовки студентов институтов к инновационной деятельности, применению инновационных технологий обучения в школе (С.Д.Поляков, Н.М. Анисимов, В.Э.Тамарин, В.С. Пылаева, И.В. Штых, Е.П. Морозов, и др.). Актуальной на сегодня становится проблема современной системы образования, которая требует от учеников школ и выпускников реализацию инновационной деятельности, в то время как специальных методов и приёмов формирования готовности к инновационной деятельности, личностной подготовки обучающихся к инновационной деятельности нет.

В связи с этим, обнаруживается противоречие межу отсутствием программы формирования готовности к инновационной деятельности учащихся еще на уровне школьного образования и растущими потребностями общества в её совершенствовании на уровне обучения в ВУЗе.

Введение новых образовательных стандартов требует от учителя повышения качества образования, внедрения современных методов воспитания и обучения нового поколения.

По мнению Крутых А.В. [2] инновации в образованной сфере предполагают опережающую подготовку высококвалифицированных специалистов для научно-технической сферы и наукоемких отраслей промышленности, и дальнейшей их реализации в жизнь.

И.К. Мищенко говорит, что внедрение и применение педагогических инноваций является главным условием возрастания качества обучения и конкурентоспособности [4]. Нестерова И.А. сгруппировала и охарактеризовала такие инновационные технологии обучения, с которыми сталкивать на личном опыте: дискуссии, кейс-стади, общение по электронной почте, коллоквиумы и т.д. [5].

Авторы Гафарова Г.И. и Яковлев Б.П. отмечают такие инновационные подходы к осуществлению учебного и воспитательного процесса, как обучение в сотрудничестве, принцип педагогической поддержки в обучении и т.д. [9].

Ретивых М.В. считает, [6] что преподавателям нужно изучить теоретические стороны, использовать различные образовательные методики и технологии в учебном процессе. Ученый говорит о необходимость использования образовательных технологий, которые основаны на методологических подходах: аксиологическом, системном, личностно-деятельностном гуманистическом, и др. Макарова С.Э. [3] в своей работе говорит, что главным направлением инновационного подхода к обучению является личностно-ориентированное сотрудничество преподавателя и обучающегося.

В данных условиях внедрение инноваций становится более оптимальным средством увеличения эффективности образовательного процесса.

Все вышеизложенные мнения в сфере педагогики является «образовательным апгрейдом» (с англ. – повышением класса) – повышением качества образования, при помощи внедрения инновационных технологий во всей образовательной системе.

Все инновации (нововведения) в педагогике реализовываются по строгому плану и можно сформулировать следующие этапы:

- первый этап говорит о потребности в нововведениях, формированию понятийного аппарата и пониманию состояния педагогической системы, которая подлежит преобразованию;

- на втором этапе осуществляется комплексная проверка и оценка качества всей педагогической системы; проверке подвергаются все составляющие педагогической системы. В итоге определяется, что конкретно нужно изменить в данной системе, что неэффективно;

- на третьем и четвертом этапах происходит поиск примеров педагогических решений, использованных для моделирования нововведений;

- пятый этап – проектирование инновационной модели педагогической системы в общем или ее отдельных составляющих;

- шестой этап реализации интегрирования реформы;

- в седьмом этапе идет прочитывание теоретического и фактического применения известного закона перемены труда. Перед тем как внести нововведения в педагогическую деятельность необходимо просчитать его практическую значимость и эффективность;

- восьмой этап – это включение в педагогический лексический словарь новых понятий или переформулирование прежней лексики

- и заключительный, девятый этап заключается в защите педагогических нововведений от лженоваторов. Тут особое значение преобретают принципы оправданности и целесообразности инноваций.

Необходимо отметить то, что внедряя инновации, можно столкнуться с некоторыми барьерами. Разберем некоторые из них:

- преданность некоторых работников образовательных организаций устоявшимся правилам и ценностям. Опасно, когда данных взглядов придерживается администрация учебных заведений;

- неосознанное применения правила: «Нас и так всё устраивает»;

- нехватка материальной базы и необходимых педагогических работников для помощи и поощрения при работе с нововведениями в педагогике и другие.

Для благополучного развития педагогических инноваций, можно выделить главные условия для благополучной реализации инновационной деятельности преподавателя, учителя, а именно:

- способность принимать инновационное решение;

- уметь рисковать;

- благополучно разрешать складывающиеся конфликтные ситуации, которые могут возникнуть при реализации новшеств;

- избавляться от инновационных барьеров;

- включать инновационные модели обучения в образовании.

Итак, в данный момент необходимость в педагогических инновациях в образовании явно очевидна, но есть причины, которые мешают их внедрению в образовательную среду. Этот факт, приводит к уменьшению эффективности преподавательской деятельности. Поэтому инновационные технологии и направлены на введение и применение чего-то нового с целью увеличения эффективной деятельности преподавателя.


Библиографический список
  1. Инновация педагогическая [Электронный ресурс] – http://didacts.ru/termin/ pedagogicheskaja-innovacija.html (дата обращения: 08.04.19).
  2. Крутых А.В. Внедрение инноваций в систему высшего образования России// Международный научно-исследовательский журнал. 2017. № 02 (56). Часть 3. Февраль с.28-30.
  3. Макарова С.Э. Инновации в образовании // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 1. Ч. 3 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/ issues/ 2015/01/45538 (дата обращения: 25.03.2019).
  4. Мищенко И.К. О сопротивлении педагогическим инновациям в образовательной среде вуза В сборнике: Модернизация профессионально-педагогического образования: тенденции, стратегия, зарубежный опыт материалы международной научнопрактической конференции. Алтайская государственная педагогическая академия. 2014. С. 93-95.
  5. Нестерова И.А. Инновационные технологии в преподавании [Электронный ресурс] // Образовательная энциклопедия ODiplom.ru – Режим доступа: http://odiplom.ru/lab/innovacionnye-tehnologii-v-prepodavanii.html – (Дата обращения: 06.04.2019).
  6. Ретивых М.В. Инновационные технологии обучения в вузе: концептуальные основы, педагогические средства, формы и виды// Вестник Брянского государственного университета. 2015. № 1. С. 61-65.
  7. Слободчиков, В. Инновации в образовании [Текст] / В.И. Слободчиков [и др.] // Учитель. – 2011. – № 3. – С. 18-22.
  8. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования (10-11 кл.) [Электронный ресурс] // Министерство образования и науки Российской Федерации : офиц. сайт. – Режим доступа: минобрнауки.рф/documents/2365. – 01.09.2017.
  9. Яковлев Б.П., Гафарова Г.И. Педагогические инновации в реализации оптимально построенного педагогического процесса основных субъектов учебной деятельности в вузе// Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 4; URL: http://scienceeducation.ru/ru/article/view?id=21410 (дата обращения: 06.04.2019).


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Галуцкая Мария Юрьевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация