УДК 338

ФОРМИРОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ В ПЕРИОД РАЗВИТИЯ ВОСЬМОГО ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО УКЛАДА

Глущенко Валерий Владимирович
доктор технических наук

Аннотация
Предметом статьи является формирование инновационных проектов в период развития восьмого технологического уклада; объектом статьи выступает инновационная деятельность организаций; целью работы является повышение эффективности инновационной деятельности организаций в период восьмого технологического уклада; для достижения поставленной цели решаются такие задачи: исследования факторов и методов синтеза инновационной идеи в процессе развития нового технологического уклада; описание методов моделирования инновационных проектов; проведение сравнительного анализа методов моделирования инновационных проектов; научными методами в статье являются теория технологических укладов, теория моделирования, структурный анализ проектов, эвристический синтез, экспертные оценки; научная новизна статьи определяется формированием методики синтеза инновационных проектов в условиях развития восьмого технологического уклада.

Ключевые слова: , , , , , , , , , , ,


Рубрика: 08.00.00 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Глущенко В.В. Формирование инновационных проектов в период развития восьмого технологического уклада // Современные научные исследования и инновации. 2021. № 10 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2021/10/96750 (дата обращения: 16.09.2022).

Введение. Актуальность исследования определяется важностью формирования высокоэффективных инновационных проектов в период развития восьмого технологического уклада. Дополнительную актуальность этой работе может придавать то, что наблюдается развитие клипового мышления у людей, относимых к поколению Z (постмиллениалы).

Гипотезой настоящего исследования являются предположения о том, что: исследование и анализ методов синтеза идей и формирование инновационных проектов в период развития восьмого технологического уклада будет способствовать повышению эффективности инновационной деятельности организаций и физических лиц в этот период.

Целью работы является повышение эффективности инновационной деятельности организаций в период восьмого технологического уклада.

Для достижения поставленной цели решаются такие задачи:

- исследования факторов и методов синтеза инновационной идеи в процессе развития нового технологического уклада;

- описание методов моделирования инновационных проектов;

- проведение сравнительного анализа и оценки эффективности методов моделирования инновационных проектов.

Объектом статьи выступает инновационная деятельность организаций.

Предметом статьи является формирование инновационных проектов в период развития восьмого технологического уклада.

Анализ научных публикаций по теме настоящей статьи показывает следующее. Поиском методов синтеза идей для инновационных проектов занимается теория решения изобретательских задач [1, с. 2; 2, с. 2] и другие направления исследований [3, с. 2; 4, с. 2]. В интересах синтеза инновационных проектов развивается новое научное направление, получившее название системного инжиниринга [5, с. 207-210; 6, с. 17-22; 7,с. 430-439]. Важным элементом синтеза и отбора инновационных проектов являются процедуры: выполнения предынвестиционного исследования при осуществлении инновационных проектов [8, с. 99-103]; использование моделей для системного ранжирования таких проектов [9, с. 114-118]. Большие организационные возможности в инновационной деятельности связывают с формированием в экономике кластеров и технологических платформ [10, с.2]. Дополнительные возможности для развития новых инновационных идей создает формирование новых концептуальных теорий и разработок [10, с.2; 11, с.2; 12,с.2].

В 2021 году в качестве одного из перспективных направлений развития инноваций выступают конвергентные (природоподобные) технологии и  синтез экосистем [13; 14; 15, с. 23-24].

При этом эксперты отмечают, что для успешной реализации инновационного проекта требуется не только продуктивная идея, но и сильная команда проекта [16; с. 272-287]. В процессе развития нового (восьмого) технологического уклада происходят серьезные изменения в сфере организации инновационной деятельности, в частности, наблюдается переход к проектной модели деятельности организаций  [17; с. 54- 63; 18,с. 15- 33; 19, с. 63-75]. Развиваются экономика труда и системы мотивации инновационной деятельности персонала организаций [20; с. 2; 21,с. 2]. Обосновывается, что результаты оценки конкурентоспособности продуктов инновационной деятельности создают возможность для эффективностного подхода к определению уровня компетентности персонала организаций [22; с. 7-16; 23, с. 18-24]. Это открывает возможность для объективной оценки качества персонала организаций, в частности, с использованием процедур конкурсного отбора сотрудников [24; 25, с. 27-40]. При этом фактором риска для развития инновационной деятельности могут стать ментальные конфликты между сторонниками развития новых технологий и алармистами (явными или латентными) [26, с. 12-26]. При этом активизации инновационной деятельности и повышению ее эффективности будет способствовать развитие институтов нового технологического уклада [27, с. 5-21]. В целом выполненный в этой статье анализ литературных источников показывает актуальность выбранной темы исследования.

Метод. Как известно, под инновацией понимается нововведение в сфере создания товаров и услуг, объектов техники, технологий, организации труда или управления, использующее передовые достижения глобальной науки и передовой практики (опыта). Отправной точкой и основой любого инновационного проекта выступает инновационная идея, которая ложится в основу этого проекта.

Большая энциклопедия Нефти и Газа так определяет понятие «инновационная идея». Инновационная идея представляет собой реально существующую возможность изготовления оригинального товара, продукта, оказания услуги или же их улучшенных модификаций или вариантов, а кроме того, и новых марок. Анализ этого определения показывает, что в этом определении упор сделан на существование возможности реализации идеи, а не на  саму инновационную идею?

Другие авторы под инновационной идеей подразумевают отличающуюся новизной мысль, которая характеризуется определенной целевой направленностью и имеющую потенциальную общественную и/или экономическую полезность (ценность). Это определение идеи имеет нематериальный характер, а поэтому может быть признано более верным?

Можно заключить, что для инновационной идеи характерны: нематериальный характер; связь с менталитетом и мыслительным процессом человека; соответствие общей и профессиональной культуре; потенциальная полезность для общества и/или экономики и другое.

Инновационно активными субъектами (акторами) могут быть юридические лица и физические лица (ученные; изобретатели; бизнесмены; инженеры и другие). Сфера деятельности субъекта инноваций влияет на характер выдвигаемых им инновационных идей.

Считается, что для инновационно активного субъекта (бизнесмена, инженера) важно выявить для себя определенные информационные источники, которые позволят ему изыскать определенную инновационную идею. Такими информационными источниками поиска идей проектов по развитию бизнеса могут быть определенные виды знаний: о потребностях клиентов; о рынке; о разработке новых технологий, способов производства материалов; о имеющихся географических или структурных разрывах в системах удовлетворения потребностей населения.

Информационными источниками для поиска инновационных бизнес-идей могут выступать:  метод аналогии; морфологический ящик; оператор РВС «размер-время-стоимость»; мозговая атака; коллективная генерация идей; Теория Решения Изобретательских Задач (ТРИЗ); использование концептуальных разработок; использование банков идей; информация в интернете; анализ передовых достижений науки и техники; анализ отзывов покупателей; анализ патентной информации и другие.

Рекомендуют изучать инновационную идею с таких точек зрения: реализуемости на данном уровне развития науки и техники; полезности идеи для клиентов или возможности удовлетворения клиентских потребностей; место удовлетворяемой (или создаваемой) потребности в системе потребностей и ценностей клиентов; оценки уровня удовлетворенности данного вида потребности клиента на момент появления продукта; каковы временные и количественные характеристики потребностей клиентов в этой области; потребность в дополнительном развитии сферы сервиса и другое.

В качестве ключевых характеристик инновационной идеи могут быть названы: возможность оценки потенциальной полезности идеи для общества и/или экономики; соответствие этой идеи тренду развития науки и практики; использование передовых научных достижений; возможность ее реализации при современном уровне развития науки и техники; соответствие этой идеи ключевым общественным институтам (системам отношений) и другое.

Общим методом формирования инновационных идей и проектов может быть признан системный инжиниринг. Такой системный инжиниринг представляет собой область знаний, системное объединение которых обеспечивает формирование и успешную реализацию инновационных проектов.

Дополнительную актуальность теме настоящей статьи придает то, что в настоящее время наблюдается глобальный системный кризис. Этот кризис связан с несоответствием институтов новым технологиям восьмого технологического уклада. Поэтому процесс формирования нового технологического уклада затрагивает экономику, общество, институты, общественное и индивидуальное сознание [26, с. 12-26].

При этом процесс развития восьмого технологического уклада, реализация успешных инновационных проектов и есть сам процесс выхода из кризиса.

Можно прогнозировать, что в области науки, образования и инноваций новый технологический уклад будет характеризоваться такими особенностями: наука, инновации и образования признаются ключевыми ресурсами развития общества; будет продолжен процесс децентрализации в науке и управлении этой сферой; центр тяжести переместиться в небольшие лаборатории; деление на фундаментальную и прикладную науку станет все более условным (сейчас эта тенденция наиболее ярко проявляется в сфере развития природно-подобных технологий и экосистем); основной организационной формой развития науки и образования станут проекты (проектный подход).

С содержательной точки зрения дальнейшее развитие науки и технологий будет связано: во-первых, все более глубоким проникновением в природу материального мира (нанотехнологии, экологически чистые технологии и ресурсосберегающие технологии); более всесторонним и глубоким познанием свойств мозга и психики человека (нейротехнологии, информационные технологии, цифровые технологии), другое.

Что касается концептуального подхода, то важно отметить, что в настоящее время нет единой концепции исчисления технологических укладов. Некоторые авторы считают, что уклад, который формируется в период с 2010 по 2040 будет 6 укладом. Однако, они же отмечают, что эта периодизация охватывает  только период капиталистического развития. Если же говорить о периодизации за весь период развития человеческой цивилизации, то этот текущий  техуклад может быть признан 8 (восьмым) технологическим укладом. Первым техукладом можно считать использование человеком гужевой тяги. Этот техуклад охватывает период от 2000 д.н.э до 9 века нашей эры.

Второй технологический уклад в процессе развития современной цивилизации был связан с появлением ветряных и водных мельниц как двигательных установок. Он охватывает период с 9-го века до 1770 года.

С 1770-года и далее может использоваться известная классификация технологических укладов. Третий техуклад назван по текстильным машинам (1770-1830). Четвертый техуклад определяется паровой машиной (1830-1880) как движителем. Пятый технологический уклад связан с появлением электрического двигателя и двигателя внутреннего сгорания (1880-1930). Шестой техуклад продолжался в период 1930-1970 [26, с. 12-26]. Седьмой технологический уклад посвящен развитию микроэлектроники и продолжался в период с 1970 по 2010 годы.

Однако, анализ показал, что двигатель внутреннего сгорания, с которым ранее связывали 6 техуклад, длившийся от 1930-го до 1970-х годов появился намного раньше, а именно в период 1900-1910 годы. Это подтверждается тем, что самолет братьев Райт и серийный автомобиль «Форд Т» имели надежные двигатели внутреннего сгорания. Одновременно, при этом составители ранее известной периодизации укладов не учли такое крупнейшее цивилизационное явление как появление компьютеров, которое приходится на тот же самый период от 1930-го до 1970-х годов. История подтверждает, что первый достаточно полный прототип компьютера появился в 1941 году.

Поэтому автором данной статьи (Глущенко В.В.) этот 6 (по уточненной периодизации) уклад был переименован и назван «компьютеры и средства автоматизации». Средства автоматизации относятся к созданию атомных бомб, которые имели сложную автоматику и создание которых приходится на 1940-1950-тые годы. В свою очередь создание атомной бомбы влияет на существующий весь последующий период истории мировой порядок.

В процессе формирования и реализации инновационных проектов важно учитывать, что формирование нового техуклада сопровождается и формированием новых социальных и профессиональных институтов [26, с. 12-26] и новой организационной культуры проектных команд.

Для восьмого технологического уклада (2010-2040 гг.) будет характерно развитие таких видов новых технологий: нанотехнологий; информационных технологий; интеллектуальных технологий; нейротехнологий; технологий цифровизации; ресурсосберегающих технологий, экологически чистых технологий. При этом эти технологии (нейротехнологии, информационные) могут использоваться для изменения способов мышления людей  [17, с. 54- 63].

Синтез идеи инновационного проекта может носить: во-первых, случайный, эвристический характер; во-вторых, результатом целенаправленного поиска такой идеи; в-третьих, результатом концептуального подхода.

В качестве методов целенаправленного поиска инновационных идей для реализации бизнес-проектов могут быть названы такие методы: аналогии, который может вытекать из системы наставничества и/или использования «рецептов» [3, с.2]; использование «морфологического ящика» [28, с. 214]; оператор РВС- «размер-время-стоимость»; мозговая атака; коллективная генерация идей; Теория Решения Изобретательских Задач (ТРИЗ) [1, с.2; 2, с.2]; использование концептуальных подходов и разработок и др.

Концептуальный подход может означать следующее:

- идея проекта либо должна вытекать их некоторой концепции (например, теории технологических укладов, теории решения изобретательских задач, др.);

- формирование проекта должно происходить на определенной концептуальной основе (философской концепции);

- идея инновационного проекта должна органично встраиваться в концепцию развития данного направления науки и техники.

Концепцией инновационного проекта станем называть наиболее общий системный взгляд на новый инновационный проект. В рамках 8 ТУ такой концептуальный подход может быть выражен в стремлении максимально использовать новые технологии этого уклада для повышения комфорта и безопасности деятельности клиентов.

Пример концептуального подхода к генерации инновационных проектов, направленных на развитие 8 ТУ в экономике приведен в таблице №1.

Таблица № 1 Таблица эффектов при реализации проектов тракторов при переходе к восьмому технологическому укладу (фрагмент)

 

п/п

Технологии восьмого уклада

/Названия

подсистем трактора

нанотехнологии

Нейротехно-

логии

Технологии цифровизации

Корпус трактора Повышение прочности деталей корпуса трактора, повышение износостойкости краски

Регистрация реакций человека и обозначение наиболее опасных частей корпуса

Запись вибраций корпуса, шума оптимизация режимов работы и отдыха трактористов с учетом нагрузок

Тракторный двигатель Увеличение  прочности и износостойкости деталей двигателя  трактора, его антикоррозийного покрытия

Регистрация психофизических реакций тракториста и окружающих на режимы вибрации и шума при работе

Фиксация и запись режимов работы, вибраций и шума двигателя трактора оптимизация режимов работы и отдыха трактористов

Ходовая часть трактора Приращение прочности и износостойкости деталей ходовой части трактора

Регистрация реакций организма тракториста на шум во время движения трактора

Запись показаний числа оборотов колес

Кабина трактора Повышение прочности и износостойкости материалов кабины трактора

Регистрация температурных режимов в кабине и их влияния на состояние водителя

Запись характеристик температурных режимов в кабине и показаний состояния тракториста

Подсистема омывания стекол кабины трактора Рост износостойкости и прочности деталей

Регистрация влияния загрязнения стекол на качество и безопасность

Регистрация показателей работы подсистемы, оптимизация расхода жидкости

Тракторная топливная система Обеспечение роста удельных характеристик топлива, повышение износостойкости, прочности деталей топливной системы

Предупреждение нелогичного или опасного поведения тракториста при нештатных ситуациях

Регистрация характеристик работы тракторной  топливной системы

Источник: разработано автором

 

В рамках концептуального подхода в формировании инновационных проектов применение технологий восьмого технологического уклада (8 ТУ), таких как нейротехнологии, нанотехнологии и другие к уже существующим технологиям и объектам предыдущих технологических укладов должно стать основным направлением развития инновационных идей на период до 2040 года.

Пример 1. Изучение возможности применения новых технологий 8 ТУ в проектах модернизации конструкции тракторов показало возможность применения информационных технологий для создания голосовых ассистентов тракториста. В частности, такой ассистент может выдавать голосовой сигнал в том, случае, когда уровень жидкости в баке (топливном или для жидкости омывателя стекла кабины) становится ниже обозначенного как критической. Внедрение таких голосовых ассистентов повысит безопасность работы тракторов и их коэффициент готовности к эксплуатации, исключит внезапные перерывы в работе.

Чем больше раз новая технология внедрена в новые и уже известные объекты, тем выше показатель ее мультипликации (умножения) с объектами предшествующих технологических укладов.

Чем выше уровень мультипликации новой технологии, тем больше раз она внедрена в практику и тем выше уровень ее экономической эффективности.

При этом сам процесс реализации инновационного проекта должен быть основан на некоторой парадигме, концепции инновационной деятельности, которая включает в качестве своих элементов: философию, идеологию, культуру, политику, стратегию и тактику реализации проекта [17, с. 54- 63].

При этом сама идея проекта становится частью его идеологии, а именно той ее (идеологии) части, которая определяет главную цель проекта. Как известно, вторая составляющая идеологии проекта обеспечивает распределение власти в инновационных процессах (лидер, команда, внешние стейкхолдеры).

Известный ученный, эксперт считает, что в период смены технологических укладов наиболее часто объектом инноваций является разработка новых технологий, а не отдельных продуктов (товаров и услуг). Им же предлагается концепция генерации природоподобных технологий [16, с. 272-287]. Как частное направление природоподобных технологий могут рассматриваться экосистемы и экосистемный подход в реализации бизнес-проектов [15, с. 23-24].

Экосистемный подход характеризуется такими особенностями (по сравнению с маркетинговым подходом): ориентация не на потребности, а на образ жизни клиента; стратегический подход; создание комплексных продуктов (товаров и услуг) для своей целевой аудитории; стремление избежать конкуренции путем создания пионерских (не имеющих аналогов) продуктов; минимизация  и компенсация ущерба окружающей среде и др.

В 2021 году ряд крупных организаций из различных отраслей экономики создают и рекламируют в средствах массовой информации свои экосистемы.

Субъектом формирования концепции инновационного проекта выступает команда проекта (проектная группа). Теоретические основы создания и работы проектных команд отражены в работе [16, с. 272-287 ].

В этой статье будем исходить из предположения о том, что проектная группа в процессе формирования идеи проекта действует: научно обосновано;  независимо; в собственных интересах; стремится к достижению максимального результата (сокращения срока окупаемости, увеличения чистого приведенного эффекта, индекса рентабельности инвестиций и др.).

Для повышения качества идей инновационных проектов может быть применен алгоритмизированный подход к решению вопроса синтеза этой идеи. Алгоритм формирования проекта – это однозначная последовательность выполнения операций, направленных на достижение определенной цели (извлечения прибыли из инновации).

Алгоритм синтеза инновационной бизнес-идеи включает:

1. Обнаружение бизнес-проблемы;

2. Анализ ситуации;

3. Генерация вариантов решения проблемы;

4. Формирование критерия эффективности;

5. Оценка реализуемости и эффективности проекта;

6. Принятие управленческого решения о разработке конкретного проекта.
7. Формирование команды проекта.

8. Разработку проекта как комплекта документации, определяющей облик         инновационного проекта;

9. Формирование плана реализации инновационного проекта.

10. Реализацию проекта.

11. Контроль эффективности проекта.

Часто в процессе реализации инновационной бизнес- идеи требуется ее доработка под реально складывающиеся условия. В этом процессе важную роль играет креативность команды проекта.  Под креативностью команды проекта можно понимать готовность этой команды синтезировать принципиально новые и/или модернизированные идеи проекта. Креативность команды проекта можно описать как совокупность таких ее качеств: чувствительность к проблемам проекта; осознание имеющегося дефицита решений; способность к поиску решений; способность выдвижения и проверки гипотез относительно качеств и характеристик проекта; прогнозное и фактическое описание результата инновационного проекта и другое.

Факторы формирования алгоритма синтеза инновационной бизнес-идеи, проекта включает такие элементы:

1) менталитет инновационно активного субъекта;

2) состав и организационная культура команды проекта;

3) технологический уклад сферы деятельности;

4) уровень «технологической пирамиды»;

3) тип рынка (производителя, потребителя);

5) вид инновации (индустриальный, постиндустриальный);

6) вид продукта: товар или услуга;

7) характер решаемой проблемы (функциональная, структурная, параметрическая);

8) объект инновационной деятельности (товар, услуга, технология, преобразование сознания человека и другое.

Рассмотрим эти факторы формирования идей инновационных проектов подробней. Менталитет инновационно активного субъекта как фактор формирования инновационной идеи проекта выступает как: психологическая и мыслительная основа синтеза идеи нового проекта; фактор формирования команды проекта; основа творческого процесса в команде конкретного проекта.

При этом словари не дают однозначного определения этого понятия.

Чаще всего под словом «менталите́т (от лат. … mens – ум, душа, дух, ум)» понимается склад ума, мировосприятие, комплекс умственных, эмоциональных, культурных характеристик, ценностных установок и ориентаций, присущих субъекту социальной или экономической деятельности.

Под «инновационным менталитетом» в данной статье предлагается понимать такие: мировосприятие, склад ума, шкалу ценностей инновационного активного индивида или команды проекта, которые мотивируют индивида участвовать в реализации инновационных проектов. Именно инновационный менталитет формирует внутреннюю мотивацию человека заниматься инновационной деятельностью, рассматривать инновации как источник средств к удовлетворению своих потребностей.

Будем исходить из того, что для развития инноваций в области, например,  нанотехнологий требуется один менталитет (который направлен на изучение материалов), а для исследования, в частности,  нейротехнологий требуется уже другой менталитет (который направлен на глубокое проникновение в деятельность мозга, мыслительного процесса и психики человека).

Состав и организационная культура команды проекта влияют сразу на несколько факторов, которые определяют: вероятность появления продуктивной бизнес-идеи (инновации) в этой команде; способы обнаружения и разрешения проблем проекта; морально-психологическую атмосферу в команде (может способствовать появлению идей или подавлять творчество) и другое.

Технологический уклад сферы деятельности определяет интеллектуальный уровень, способы и организацию инновационной деятельности. Например, инновации в области железнодорожного путевого хозяйства изначально относятся к четвертому технологическому укладу (паровая машина). Объектами такой инновационной деятельности являются шпалы, рельсы, болты, гайки, стрелки, и другое. Для такой инновационной деятельности существуют научно-исследовательские институты (НИИ) железнодорожного транспорта. При этом сам инновационный процесс распределен: за разработку (отвечает НИИ); за изготовление -заводы; за эксплуатацию-путевая служба.

А деятельность современных Тик-Токеров относится к восьмому технологическому укладу (нейротехнологии). Объектом их деятельности являются процесс мышления и эмоциональная сфера современного человека. Формой организации инновационной деятельности тик-токеров являются тик-ток дома. При этом одна команда тик-токеров обеспечивает выполнение всех работ в течении всего жизненного цикла своих инновационных идей и созданных на их основе информационных продуктов.

Уровень «технологической пирамиды» тоже влияет на вероятность синтеза продуктивной инновационной идеи. Рассматривая этот вопрос следует помнить, что каждый технологический уклад представляет собой пятиуровневую технологическую пирамиду. На первом (самом высоком) уровне этой пирамиды располагаются концептуальные разработки (концепции, идеи, философия). На втором уровне находятся разработчики новых технологий (основанных на результатах концепций). Далее идут разработчики средств производства. Потом следуют организации, эксплуатирующие эти средства производства. На пятом уровне располагаются сырьевые организации. Специфика деятельности на каждом их этих уровней технологической пирамиды предопределяет особенности синтезируемых инновационных идей и методов их внедрения.

Тип рынка (производителя, потребителя) тоже влияет на характер синтезируемых идей проектов. На рынке производителя основными являются идеи по поводу того, как больше произвести продукции. На рынке потребителя инновационные идеи концентрируются вокруг вопроса о том, как данной организации выиграть в конкурентной борьбе за своего потребителя.

Вид инновации (индустриальный, постиндустриальный) тоже может влиять на характер и сущность инновационной идеи и проекта. Инновационные идеи индустриального вида направлены на более разнообразное или более полное удовлетворение существующих потребностей покупателей. Поэтому они могут решать такие проблемы как создание новых: способов удовлетворения потребности; синтез новых инструментов удовлетворения потребностей; нового использования товаров, др. Если говорить о постиндустриальном походе в инновационной деятельности, то этот подход основан на: создании новых потребностей (идет новых потребностей);

6) вид продукта является фактором, влияющим на инновационные идеи: товар материален поэтому его производство в больше мере связано с материальными факторами (сырье, станки и т.п.), а услуга, которая нематериальна в большей мере ориентирована на интересы конкретного клиента;

7) характер решаемой проблемы (функциональная, структурная, параметрическая) воздействует на формирование и реализацию инновационной идеи и инновационного проекта и другое.

При синтезе инновационных идей и проектов используют моделирование.

Условиями эффективности процесса моделирования можно назвать:

1) быть   достаточно  детальными  того,  чтобы  обеспечить схожесть и  адекватность модели  с  исходными: технологией,   объектом  или  товаром. Выполнение этого условия  приводит к росту расходов на создание модели  и сам процесс  моделирования;

2)  быть  в определенной степени простой,  чтобы  расходы на исследование  с  применением моделей   были  значительно меньше затрат на такие же исследования с применением натурного объекта.

Для повышения эффективности и снижения рисков инновационных проектов применяется моделирование. Языком  моделирования являются   такие формы  выражения  информации  об  объекте  моделирования [28, с.155; 29]:

1) словесное  описание  рассматривается как простое и неформальное представление сведений о объекте моделирования (проекте);

2) графическое  изображение  в форме граф-дерева целей проекта, графиков изменения характеристик, чертежей, гистограмм, номограмм;

3) блок – схемы,  матрицы  решений позволяют отобразить структуру и/или  логические связи элементов объекта моделирования;

4) описание в виде системы уравнений, формул  с использованием переменных характеристик и другое.

Каждый из известных типов моделей основывается на своих формах  выражения   информации об  объекте  моделирования.

В качестве принципов разработки моделей могут быть названы следующие положения [28, с.182; 29]: 1.  принцип компромисса между сложностью модели и ожидаемой  точностью  результатов  моделирования; 2. соразмерность систематической и случайной ошибки моделирования  (баланс  точности); 3.  разнообразие  элементов  модели достаточное  для  исследования многофункциональных   и  многовариантных объектов; 4. наглядность   модели   для потребителя и исследователя; 5.  блочное   описание   модели; 6.   специализация  моделей.

К созданным с использованием этих принципов моделям предъявляется  такие требования [28, с.182; 29]: адаптивности,  полноты,  обеспечивать  возможность  реализации значительных изменений; модель  должна  быть  достаточно  абстрактной; удовлетворять  условиям и требованиям,  ограничивающим  время  решения  задачи; должна   ориентироваться   на   реализацию   с использованием существующих  технических  средств; обеспечивать  приращение полезной информации об объекте моделирования; должна разрабатываться на основе общепринятой терминологии; должна допускать проверку истинности (соответствия) ее оригиналу; модель  должна  характеризоваться свойством робастности (устойчивости  по  отношению  к  ошибкам  в  исходных   данных).

С использованием моделей в процессе формирования проекта как  комплекса согласованных действий могут выполняться такие управленческие задачи (последовательности  этапов):   «поисковый  прогноз – нормативный  прогноз – стратегическое  планирование – бизнес  планирование – перспективное  планирование – текущее  планирование – оперативное  планирование».

За рубежом для моделирования бизнес-процессов наиболее часто применяют такие виды моделей: бизнес-модель М.Джонсона, К.Кристенсена, Х.Кагерманн; модель Алекса Остервальдера.

Бизнес-модель М. Джонсона, К.Кристенсена, Х.Кагерманн состоит из четырех блоков. Первые три блока относятся ко внутренней среде организации. Первый блок включает такие показатели: персонал; технологии; продукция; оборудование; информация; каналы поставок; партнеры, альянсы. Второй блок этой модели включает: процессы; правила; нормы. Третий блок включает модель получения дохода: структура затрат; модель придельной прибыли; скорость обращения ресурсов. Четвертый блок модели (внешний и результирующий) отражает предложенную потребителям ценность, включает такие характеристики: ключевые потребители; потребность, нуждающаяся в удовлетворении; предложение компании.

Эта модель позволяет учитывать и обозревать факторы, влияющие на эффективность бизнес-процессов организации. Недостатком этой модели можно считать ее слабую структурированность, что может затруднять анализ влияния различных факторов на финансовые результаты деятельности организации.

Один из методов структуризации бизнес-модели был предложен Алексом Остервальдером и Ивом Пинье в их известной книге «Построение бизнес-моделей». Основная направленность их предложения заключается в том, что бы создать бизнес-модель, которая: была бы более понятной; была бы хорошо структурированной; размещалась на одном листе размера А4. Для этого А. Остервальдер стал структурировать бизнес-модель проекта в виде карты, включающей девять блоков. Блочное представление модели позволяет проводить анализ отдельно каждого из блоков, а также обеспечивает возможность системного анализа бизнес-процесса. Такой системный анализ позволяет отследить то, как изменения одного из элементов отражаются на всех остальных элементах и бизнес-процессе в целом.

А. Остервальдер высказал точку зрения, что бизнес-модель -это инструмент, который нужен для описания основных принципов учреждения (создания), развития и обеспечения успешной деятельности организации.

Перейдем к заполнению блоков модели А. Остервальдера. Можно выделить такие блоки модели А. Остервальдера.

Доходная часть модели, которая включает: 1. блок «Ценностное предложение» (value proposition); 2. блок «Сегменты клиентов» (customersegments); 3. блок «Отношения с клиентами» (customer relationships); 4. Блок «Каналы» (channels) взаимоотношений с клиентами; 5. «Потоки доходов» (revenue streams).

Расходная часть (левая)этой модели включает такие блоки: 6. блок «Ключевые ресурсы» (key resources); 7. блок характеристик «Ключевые виды деятельности» (key activities)- основные бизнес-процессы; 8. блок «Ключевые партнеры» (key partners) по бизнесу; 9. «Структура издержек» (cost structure) бизнеса.

Эта модель позволяет проводить анализ бизнес-процесса с учетом структуры и характеристик бизнес-процесса.

Еще более структурированная модель инновационного проекта была предложена Глущенко В.В. и Глущенко И.И. в работе [10, с.110-115]. За основу этой модели была принята трехуровневая модель товара Филлипа Котлера. В этой модели Котлер выделил такие уровни товара: 1-й уровень характеризует основное его назначение; 2-й уровень модели описывает товар в реальном исполнении (конкретные свойства товара); 3-й уровень представляет «товар с подкреплением» (кредит, гарантия, послепродажное обслуживание и т.п.) [4, с.265].  Для того, что бы отразить стратегическое и экологическое влияние товара было предложено дополнить эту модель четвертым уровнем (экологическим и стратегическим) [10, с.110-115]. В этой модели весь процесс выполнения инновационного проекта разбит на две группы управленческих решений: решения по преодолению внешних проблем проекта; решения по внутренним проблемам проекта. Содержание этих проектных решений, соответственно, было сделано в двух таблицах (см. таблицы № 2 и 3) [10, с.110-115; 30,с.2; 31].

Таблица № 2. Описание внешних факторов, влияющих на успешное осуществление инновационного проекта (фрагмент)

Внешние рисковые факторы инновационного проекта
Источник

рискового

фактора

Наименование рискового

фактора

Содержание

рискового

фактора

Вероятность преодоления рискового

фактора

Вероятность реализации рискового

фактора

(1) (2) (3) (4) (5) (6)
1. глобальный научно-технический прогресс (НТП) недоступность передовых технологий недостаточный уровень используемых в инновационном проекте технологий и технических решений Рнтп, (1-Рнтп)
2. глобальный научно-технический прогресс (НТП) скачкообразное развитие НТП появление новых опережающих проект технологий и решений Рср, (1-Рср)
3. глобальный рынок изменения структуры рынка и классификации товара изменение и трансформация подхода и самого деления на торгуемые и неторгуемые товары Ркт (1-Ркт)
4. глобальный рынок неопределенность состава участников конкурентных отношений

 

трудно заранее определить состав конкурирующих сторон Рор

 

(1 – Рор)
5. глобальный рынок унификация социальных стандартов потребления связанный с глобальным рынком риск неправильного определения потребностей покупателей Рорг (1-Рорг)
6. глобальная конкуренция появление на рынке конкурирующих товаров опережающее появление на рынке аналогичного товара конкурентов Ркт (1-Ркт)
7. глобальная конкуренция появление на рынке товаров – заменителей создание конкурентами товаров – заменителей Ртз (1-Ртз)

 

Источник: Глущенко В.В., Глущенко И.И. Наукология: задача модернизации науки и инновационной деятельности, – М.: Глущенко Ирина Ивановна, 2015; с. 110-112.

 

Таблица 3. Описание внутренних факторов успешной реализации  инновационного проекта (фрагмент).

Внутренние рисковые факторы инновационного проекта
Источник

рискового

фактора

Наименование рискового

фактора

Содержание

рискового

фактора

Вероятность преодоления рискового

фактора

Вероятность реализации рискового

фактора

(1) (2) (3) (4) (5) (6)
1. Товар.

Первый уровень

определение облика потенциального покупателя правильное сегментирование рынка Роп. (1- Роп)
2. Товар.

Первый уровень

определение существа потребности покупателя определение существа и важности этой потребности в иерархии потребностей (физические, в безопасности, социальные, в уважении, в самовыражении) Рпп (1-Рпп)
3. Товар.

Первый уровень

определение емкости сегмента рынка правильное определение количества потенциальных покупателей по годам реализации маркетинговой стратегии Ре, (1-Ре)
4. Товар.

Второй уровень

определение набора функций определенного набора функций для удовлетворения некоторого набора потребностей или реализации нескольких способов удовлетворения одной потребности Рмф

 

(1 – Рмф)
5. Товар.

Второй уровень

индикация состояния товара удобства индикации и технической диагностики состояния товара, своевременного предупреждения о возникновении опасных состояний товара Ртд (1 – Ртд);
6. Товар.

Второй уровень

ремонтопригодность удобства технического обслуживания и ремонта товара Рто (1 – Рто)
7. Товар.

Второй уровень

достоверность заявленных

характеристик

полнотой и достоверностью оценки качества товара в процессе испытаний Рди (1-Рди)
8. Товар.

Второй уровень

оргономические характеристики удобство расположения органов управления, контроля и эксплуатации товара Рорг (1-Рорг)
9. Товар.

Второй уровень

удачный дизайн выигрышный, то есть привлекательный, модный, узнаваемый дизайн Рд (1- Рд)

 

Источник: Глущенко В.В., Глущенко И.И. Наукология: задача модернизации науки и инновационной деятельности, – М.: Глущенко Ирина Ивановна, 2015; с. 112-114.

 

Дальше нужно произвести трансформацию инновационной бизнес-модели в определенный бизнес-план инновационного проекта. Такая трансформация базируется на результатах моделирования бизнес-процессов. Поэтому после проведения моделирования бизнес-процессов можно составлять бизнес-план инновационного проекта. Такой бизнес-план представляет собой управленческое решение руководства организации по вопросу реализации конкретного инновационного проекта,  инновационного развития бизнеса этой организации. К функциям бизнес-планирования в процессе инновационной деятельности можно отнести:

1) обоснование  реализуемости и эффективности  проекта;

2) определение облика проекта: продукт, клиенты, емкость рынка, объем  продаж, бренд, программа маркетинга и др.;

3) описание производственной системы (площадка, технологии, оборудование, сырье, персонал и др.);

4) определение  источников  и  порядка  финансирования проекта;

5) определение  основных  требований  к  персоналу проекта;

6) анализ рисков проекта и управление этими рисками;

7) расчет  ожидаемых  финансовых  результатов проекта.

Ролями бизнес-плана можно назвать: повышение уровня готовности команды проекта к его реализации; снижение рисков при реализации проекта.

Согласно  методике ЮНИДО содержание бизнес-плана должно включать:

1. Обобщенные  условия  реализации инновационного проекта и его  исходные данные,  включая описание членов команды и реализованных членами команды исследований и проектов.

2. Описание рынка  и характеристика мощности организации (предприятия). В данном разделе бизнес-плана инновационного проекта исследуют: тип рынка и спрос, делают прогноз  продаж,  отражают характеристики  производственной  программы,  в том числе описывают побочную продукцию и расходы на утилизацию  отходов, характеризуют достаточность и возможность дополнительного повышения  производственной программы организации (предприятия).

3. Отражают материальные  факторы  производства, включая:  основные  материалы, сырье, вспомогательные материалы, топливо, энергетические  ресурсы, положение с поставками в настоящее время и в будущем и т.п.

4. Характеризуют места нахождения  и  площадка:  факторы  и  результаты  предварительного  отбора производственной площадки, оценку стоимости участка и  дополнительных затрат на приведение этого участка в состояние пригодное для использования в данном проекте.

5. Приводится проектно-конструкторская  документация, которая охватывает предварительное описание рамок инновационного проекта,  описание  необходимых технологий и оборудования,  варианты  размещения этого оборудования на производственных площадях, оценку инвестиционных затрат на это оборудование,   строительство  необходимых зданий и сооружений,   описание применяемых строительных материалов, другое.

6. Описание организации предприятия и оценка его накладных  расходов, включая такие разделы:  сбыт,  производство, управление администрация;  ориентировочная организационная структура; сметные накладные расходы:  заводские,  финансовые, административные.

7. Характеристика необходимых для реализации проекта трудовых  ресурсов:  прогнозная потребность в персонале с разделением по категориям персонала и оценка затрат на персонал (трудовые  ресурсы).

8. Описание прогнозируемых сроков реализации проекта.

9. Прогнозируемые финансовые и экономические результаты, включая информацию такого рода: источники финансирования проекта; структура капитала проекта, общие  инвестиционные  издержки,  расчетные   активы,  оборотные  средства,  период  окупаемости,  простая  норма  прибыли,  точка  безубыточности,  внутренняя  норма  прибыли  и  другие  характеристики.

10. Результаты анализа рисков при реализации инновационного проекта,   методы  их   снижения,  страхование  рисков [28, с.251; 30, с.22; 31].

Финансовые результаты проекта (срок окупаемости, чистый приведенный эффект, индекс рентабельности инвестиций и др.) могут быть получены по формулам, приведенным в работах [ 30, с.22; 31].

Обсуждение. При формировании инновационных проектов необходимо дополнительно учитывать существование: маркетинговой стратегии предприятия [28, с.140-141]; жизненного цикла продукции; рыночного цикла продукции; финансового цикла. Рекомендуется учитывать, что в маркетинге  принято  разделять  рыночный цикл товаров на такие этапы:  выведение товара на рынок,  рост  продаж,  зрелость,  насыщение,  спад,  уход  с  рынка [4, с.160;14].  Объективно  существующий  объем  информации  об  объекте инновационного проекта определяется и этапом этого проекта, цикла  разработки  товара.

Как известно, в теории проектирования изделий высокотехнологичного машиностроения  принято выделять  такие этапы жизненного цикла таких изделий (товаров): этап  разработки; этап  производства товара (изготовления); проведение (этап) пуско-наладочных работ и регулировки (юстировка); этап обращения на рынке; этап эксплуатации владельцем; этап утилизации или  модификации высокотехнологичного товара.

При  этом  этап  разработки  высокотехнологичных изделий машиностроения может выступать как самостоятельный цикл разработки товаров. Такой цикл разработки высокотехнологичных изделий (товаров) машиностроения в свою очередь также  подразделяется на такие этапы: аванпроекта или научно-исследовательской  работы  (НИР); эскизного проекта; технического проекта изделия; этап опытных образцов изделий.

В процессе  выполнения этапов разработки инновационного изделия снижается степень неопределенности, связанная с инновационным проектом, так увеличивается объем информации,  которой   располагает проектная команда о проекте как объекте инноваций и проекте как совокупности действий.

На  этапе  аванпроекта или научно-исследовательской  работы  (НИР) становится известной информация такого рода: совокупность условий эксплуатации товара; функции изделия; укрупненная модель объекта инноваций;  ключевые технологии производства и другое.  В связи с этим на данном этапе разработки возможно существование таких видов представлений изделия:  интуитивное (неявные знания команды проекта),  предметное  и  функционально-декомпозиционное  представление  инновационного объекта.

Напомним, что типовым представлением принято именовать минимальный объем информации, который позволяет осуществлять инновационный проект. Классификация типовых представлений сложных инновационных объектов отражена в работе [28, с.126-133].

На последующем этапе эскизного проекта изделия уточняют условия эксплуатации и описывают функции,  формируют этого модель изделия с  точностью  до  его блоков,  детально  проектируют  технологии производства таких изделий.  На  данном этапе  проектирования  возможно  использование  следующих типовых представлений  объекта инноваций:  интуитивного (неявные знания),  предметного,  функционально-декомпозиционного,  контурами  обслуживания,  агрегативно-декомпозиционного.

На  этапе  технического  проекта изделия  разрабатывается  вся  проектно-конструкторская документация на это изделие и процесс его производства,  проводятся  испытания  товара (изделия)  в  лабораторных  условиях.  В связи с этим на данном этапе (технического проекта) возможно использование в инновационном проекте таких типовых представлений объекта инноваций:  предметного, интуитивного,  функционально-декомпозиционного, контурами обслуживания, агрегативно-декомпозиционного, моделью       «параметр – поле  допуска», построенной с использованием поведения характеристик изделия.

На  этапе  опытных  образцов  изготовленное опытное изделие  подвергается  испытаниям  в  натурных (реальных, полевых)  условиях.  При этом возможно практическое применение всех ранее названных представлений.

В конце 20-го века по некоторым экспертным оценкам  трудоемкости  этапов разработки высокотехнологичных изделий машиностроения могут  находиться  в  следующих пропорциях: на этап аванпроекта и/или научно-исследовательской работы (НИР) приходилось около 10% всех затрат на проект;   на этап эскизного проекта приходилось около  15% всех затрат; на этап  технического проекта расходовалось 15-20 % всех средств проекта; на этап опытных  образцов изделия приходилось 55-60 % всей стоимости проекта.

При этом рекомендуется помнить, что уровень риска в инновационных проекта в области высокотехнологичного машиностроения выше, чем в сфере рутинной деятельности организаций. Это подтверждается информацией Филиппа Котлера, свидетельствующей о том, что на рынке товаров широкого потребления неудачными оказываются 40% всех предлагаемых инноваций; на рынке товаров промышленного назначения неудачными оказываются 20% всех новинок, а на рынке услуг неудачу терпят около 18% услуг [4, с. 288]. При этом ущерб для субъекта инновационной деятельности может быть довольно большим. Так известно, что  на своей неудачной модели «Эдзел» автомобильная компания «Форд» по экспертным оценкам (в 1950-е годы) имела ущерб около $350 млн. [4, с. 289-290]. Для более мелкой компании такой ущерб мог иметь катастрофический характер.

Заключение. В статье предложена методика формирования инновационных проектов в период развития восьмого технологического уклада и описаны результаты исследования процесса формирования и моделирования бизнес-проектов. Описаны подходы к синтезу идей инновационных проектов, методы моделирования бизнес-процессов, изучен и описан процесс составления бизнес-плана инновационного проекта. Результаты настоящей статье будут полезны при практической реализации инновационных проектов с учетом специфики процессов становления восьмого технологического уклада и другое.


Библиографический список
  1. Альтшуллер Г.С. Найти идею. Введение в теорию решения изобретательских задач. – Новосибирск: Наука, 1986. -209 с.
  2. Викентьев И.Л., Кайков И.К. Лестница идей: Основы теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) в примерах и задачах. – 1992. – 104 с.
  3. Как стать предприимчивым и богатым: Из американских рецептов /Сост. и предисл. Ю.В. Емельянова; Пер. с англ. Н.М. Емельяновой. – М.: Мол. гвардия, 1991. – 395 с.
  4. Котлер Ф. Основы маркетинга. Пер с англ./ Общ ред и вступ ст. Е.М. Пеньковой. – М.: Прогресс, 1990. – 736с.
  5. Потапов А.В. Использование методов системного анализа в системном инжиниринге и бизнесе//В сборнике: Бизнес-инжиниринг сложных систем: модели, технологии, инновации. Сборник материалов I международной научно-практической конференции. 2016. С. 207-210.
  6. Сычев В.А. Системный инжиниринг – процессы и стандарты//Молодой ученый. 2018. № 32 (218). С. 17-22.
  7. Орлова Е.В. Инженерия системного синтеза эффективности инновационных проектов//Программная инженерия. 2019. Т. 10. № 11-12. С. 430-439.
  8. Курилова А.А. Процедура проведения предынвестиционного анализа при реализации инновационных проектов//Карельский научный журнал. 2017. Т. 6. № 2 (19). С. 99-103.
  9. Цапенко М.В. Модель системного ранжирования инновационных проектов//В сборнике: Логистика и экономика ресурсоэнергосбережения в промышленности (МНПК “ЛЭРЭП-9-2015″). Сборник научных трудов по материалам IX Международной научно-практической конференции. 2015. С. 114-118.
  10. Глущенко В.В., Глущенко И.И. Наукология: задача модернизации науки и инновационной деятельности, – М.: Глущенко Ирина Ивановна, 2015; 116 с.
  11. Глущенко В.В., Теория технологических укладов. – М.: Глущенко Валерий Владимирович, 2020.-  80 с.
  12. Глущенко В.В., Научная теория сферы услуг (сервисология, сервисное дело) в условиях шестого технологического уклада. – М.: Глущенко Валерий Владимирович, 2021.-  116 с.
  13. Ковальчук М.В. Выступление на марафоне “Новое знание”//ТВ Россия 24 , ​ https://www.youtube.com/watch?v=YajV85ML8YA
  14. Ковальчук М.В. Природоподобные (конвергентные) технологии – глобальные угрозы и вызовы//Недели науки СПбПУ, Санкт-Петербургский Политехнический Университет Петра Великого,2021, https://www.youtube.com/user/SPBMEDIA.
  15. Боровик Г.Г., Дорошенко К.В. Понятие экосистемы, виды экосистем и основные отличия природных экосистем от антропогенных//Студенческий форум. 2020. № 30 (123). С. 23-24.
  16. Глущенко В. В. Научная теория команд и стратегического управления работой команд // Бюллетень науки и практики. 2020. Т. 6. №4. С. 272-287. https://doi.org/10.33619/2414-2948/53/32
  17. Глущенко В.В. Парадигма интеллектуального управления становлением шестого технологического уклада в экономике// The scientific heritage, 2020, vol. 4, № 45 (2020), р. 54- 63.
  18. Glushchenko V.V. Project model of functioning of the organizations// The scientific heritage, 2020, vol. 3, № 53 (2020), р. 15- 33
  19. Глущенко В. В. Общая теория проектной деятельности организаций//Kazakhstan Science Journal. 2020. Т. 3. № 10 (23). С. 63-75. (дата обращения 15.10.2020).
  20. Глущенко В.В., Глущенко И.И. Экономика труда инновационной сферы. – М.: Глущенко Валерий Владимирович, 2016. – 116 с.
  21. Глущенко В.В., Глущенко И.И. Проектирование и анализ систем мотивация персонала организаций. – М.: Глущенко Ирина Ивановна, 2019.-  107 с.
  22. Глущенко В.В., Глущенко И.И. Эффективностный подход к измерению уровня компетентности//Компетентность, 2016, №7(138), с.7-16.
  23. Глущенко В.В., Глущенко И.И. Эффективностный подход к измерению уровня компетентности//Компетентность, 2016, № 8 (139), с.18-24.
  24. Глущенко В.В. Геополитическая и социально-экономическая роли конкурсного отбора научно-педагогических работников университетов // Современные научные исследования и инновации. 2021. № 7 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2021/07/96028 (дата обращения: 23.07.2021).
  25. Глущенко В.В. Конкурсный отбор научно-педагогических работников вуза как научная и юридическая категория//Kazakhstan Science Journal. 2021. Т. 4. № 6 (31). С. 27-40.https://sciencejournal.press/sj/article/view/260/212 (дата обращения: 25.06.2021)
  26. Глущенко В.В. Социально-экономические трансформации и ментальные конфликты в период развития шестого технологического уклада//Kazakhstan Science Journal. 2021. Т. 4. № 6 (31). С. 12-26. https://sciencejournal.press/sj/article/view/262/213 (дата обращения: 30.06.2021)
  27. Глущенко В.В. Процесс развития инновационных и социально-производственных институтов шестого технологического уклада//Kazakhstan Science Journal. 2021. Т. 4. № 7 (32). С. 5-21. https://sciencejournal.press/sj/article/view/263/214 (дата обращения: 07.07.2021)
  28. Глущенко В. В., Глущенко И.И. Разработка управленческого решения. Прогнозирование-планирование. Теория проектирования экспериментов. – г. Железнодорожный, Моск.обл., ООО НПЦ «Крылья», 2000. –400 с. Изд. 2-е испр.
  29. Рабочая книга  по  прогнозированию /Редкол.: И.В. Бестужев- Лада (отв. ред.).-М.: Мысль, 1982.- 430 с.
  30. Глущенко В.В. «Риски инновационной и инвестиционной деятельности в условиях глобализации».- г. Железнодорожный, Московская область: ООО НПЦ Крылья, 2006. – 230 с.
  31. Глущенко В.В. Применение теории вероятностей для прогнозирования финансового результата инновационной деятельности с учетом рисков проекта // Современные научные исследования и инновации. 2020. № 3 [Электронный ресурс]. URL:http://web.snauka.ru/issues/2020/03/91807 (дата обращения: 29.03.2020).


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Глущенко Валерий Владимирович»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация