Одной из ведущих целей современного образовательного процесса остается развитие личности ребенка. Для того, чтобы вовлечь в учебно-воспитательный процесс всех обучающихся, дать им возможность взаимодействовать друг с другом, уметь дискутировать о том, что они уже знают, необходимо в главу угла поставить интерактивные методы обучения.
Благодаря интерактивным методам, обучение перестает быть репродуктивным, и становится внутренней потребностью к деятельности по формированию собственного опыта и компетентности. В ходе обучения с применением интерактивных технологий у обучающихся появляются умения и навыки критического мышления, решать проблемные ситуации с опорой на анализ обстоятельств и соответствующую информацию, анализировать альтернативные источники информации, принимать взвешенные решения, принимать активное участие в обсуждениях и различных дискуссиях, а также свободно общаться.
К вопросам, связанным с формами и содержанием интерактивного обучения, обращались В. Болотов и Дж. Спиро, Н. И. Волков, Д. Джонсон, Р. Джонсон, И. А. Зимняя, Е. В. Коротаева, Н. А. Морева, В. В. Рубцов, А. Ю. Уваров, Р. Л. Хон, Г. А. Цукерман и др.
Интерактивное обучение – это способ познания, осуществляемый в формах совместной деятельности обучающихся, где каждый вносит свой индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Должно это происходит в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет учащимся не только получать новое знание, но и развивать свои коммуникативные умения. Интерактивное обучение способствует установлению эмоциональных контактов между учащимися, приучают работать в команде, снимают нервную нагрузку школьников, помогая испытать чувство защищенности, взаимопонимания и собственной успешности.
Для того, чтобы понять, на каких уроках лучше использовать интерактивные методы, была проанализирована учебная программа по экономике основного общего образования в 5-9 классах образовательных организаций, составленная авторами Нижегородского института развития образования Гребеневой Г.И., Плетеневой О.В., Симоновой И.А. Анализ показ, что интерактивные методы обучения необходимо использовать на уроках экономики, так как они активизируют учащихся на уроках. Ученики осознают сущность познавательной деятельности, и у них пропадает пассивность в учении.
Учитель должен сам определять, какие методы интерактивного обучения лучше подходят для достижения поставленной цели. При составлении заданий, стоит учитывать возрастные особенности и уровень знаний.
При организации интерактивного взаимодействия на уроках экономики должны соблюдаться следующие условия:
- Доверительные отношения между учителем и учениками.
- Демократический стиль преподавания.
- Сотрудничество в процессе урока: учитель – обучающийся и обучающийся – обучающийся.
- Опора на личный («экономический») опыт обучающихся, включение в учебный процесс ярких примеров, фактов, образов.
- Включение внешней и внутренней мотивации деятельности.
Библиографический список
- Артеменко О.Н. Педагогика/ О.Н. Артеменко, Л.И. Макадей; Министерство образования и науки Российской Федерации, Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Северо-Кавказский федеральный университет». – Ставрополь: СКФУ, 2015. – 251 с.
- Основы технического творчества. Ч.1: учебно-методическое пособие/ Ж.В. Чайкина. – Н. Новгород: Мининский университет, 2014.- 63 с.