В условиях конкурентной борьбы высшие учебные заведения стремятся следить за качеством оказываемых ими услуг (научно-исследовательская, образовательная, управленческая деятельность и т.д.). Для достижения максимальной эффективности учебные заведения должны внедрять систему менеджмента качества (СМК) – совокупность мер по руководству и управлению качеством, разработав ее самостоятельно или используя принципы, установленные ГОСТ ИСО 9001:2015. Данный стандарт содержит общие положения, которые могут быть использованы во многих сферах, в том числе в образовании. Существует несколько причин, обуславливающих необходимость внедрения системы менеджмента качества. Среди них можно выделить такие, как:
- усиление конкуренции между учреждениями высшего образования. Будущие студенты имеют возможность выбора места учебы по разным факторам – качеству обучения, стоимости соответствующих услуг, престижности, следовательно, у некоторых ВУЗов оказывается преимущество;
- повышение требований к молодым специалистам, их компетенциям, а значит, и к высшим учебным заведениям [2, 3].
Таким образом, система менеджмента качества в ВУЗе помогает поддержать его авторитет как среди абитуриентов, так и их будущих работодателей. Кроме того СМК способствует оптимизации руководства образовательным учреждением, обновлению и дополнению направлений подготовки, внедрению современных технологий, повышению квалификации профессорско-преподавательского состава, совершенствованию образовательного процесса [4].
Специфика принципов системы менеджмента качества в ВУЗе состоит в следующем.
1. Ориентация на потребителя. Важным показателем является удовлетворенность потребителя полученными услугами. Для получения такого результата ВУЗам необходимо на постоянной основе проводить мониторинг – на рынке образовательных услуг (что именно пользуется спросом, а что нет) и среди студентов (касательно оценки ими образовательных программ, преподавателей), чтобы внести необходимые коррективы в свою деятельность.
2. Лидерство. Цели и задачи качества образования находятся во взаимосвязи со стратегией, миссией и политикой организации. Перед руководителем как лидером стоит задача донести их до остальных сотрудников вуза за тем, чтобы заинтересовать и активизировать их для обеспечения качества образования. Все это осуществляется через встречи и совещания для обсуждения промежуточных итогов. Следует отметить, что на руководителя ложится ответственность за соответствие качества товара или услуги необходимым требованиям.
3. Взаимодействие сотрудников. Разделяя политику учебного заведения и будучи компетентным специалистом, каждый из сотрудников вносит свой вклад в его развитие и повышение качества образования. Он играет свою роль в соответствии с обязанностями и задачами, стоящими перед ним, мотивируясь, в том числе, различными стимулами, например надбавками и премиями.
4. Процессный подход. Эффективная работа ВУЗа невозможна без протекания различных процессов, которые связаны друг с другом. Так как каждый из процессов задействует определенные ресурсы и является чрезвычайно важным для общего результата, все они отражаются в документах и находятся в управлении ответственных лиц.
5. Системный подход к менеджменту. В каждом учреждении имеются структурные подразделения и сотрудники, которые являются ее элементами, взаимодействие которых должно быть четко регламентировано, отлажено и отрегулировано. Достичь этого можно посредством использования систем электронного документооборота [1, 4].
6. Постоянное улучшение. В этом могут нуждаться различные показатели ВУЗа – кадровые, материально-технические, технологические, научно-исследовательская деятельность и т.д. Существуют различные способы их улучшения, среди которых: повышение квалификации педагогического состава, использование инноваций и обновление оборудования, задействование современных методов и средств обучения.
7. Принятие решений, основанное на фактах. Каждое решение должно подкрепляться подлинной и, что немаловажно, своевременной информацией, что требует, в свою очередь, регулярного мониторинга качества оказываемых образовательных услуг, а также сбора и обработки данных, с обязательным доведением до руководства.
8. Менеджмент взаимоотношений. Выбор партнеров и построение выгодных взаимосвязей с ними должны определяться целями, стоящими перед организацией. Например, ВУЗы-партнеры делятся друг с другом опытом, а сотрудничество со школами и организациями среднего профессионального образования необходимо для привлечения абитуриентов и предоставления им учебных мест, в связи с чем перед ВУЗом ставится задача по проведению профориентационной работы [1].
Таким образом, одной из положительных сторон системы менеджмента качества ВУЗа выступает ее распространение на всю деятельность, а также все элементы и процессы организации. При правильном ее внедрении открываются новые возможности и перспективы. Следует помнить, что статус и престиж высшего учебного заведения играют важную роль в условиях конкуренции.
Библиографический список
- Ванецкая, В. И. Реализация принципов менеджмента качества в системе высшего образования / В. И. Ванецкая, О. М. Васильева. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 21 (259). — С. 174-176. — URL: https://moluch.ru/archive/259/59488/ (дата обращения: 04.11.2020);
- Система менеджмента и обеспечения качества вузовского образования [Электронный ресурс] URL: https://articlekz.com/article/20870, (дата обращения: 04.11.2020);
- Система менеджмента качества в вузе [Электронный ресурс] URL: https://studbooks.net/1269564/menedzhment/sistema_menedzhmenta_kachestva_vuze, (дата обращения: 04.11.2020);
- Система менеджмента качества образования: основные принципы качества [Электронный ресурс] URL: https://nsportal.ru/shkola/raznoe/library/2013/06/09/sistema-menedzhmenta-kachestva-obrazovaniya-osnovnye-printsipy, (дата обращения: 04.11.2020).