АНАЛИЗ ФАКТОРОВ, ВЛИЯЮЩИХ НА КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ В ВУЗЕ

Грибина Галина Александровна1, Дубровин Никита Алексеевич1, Жидков Алексей Андреевич1, Гордеев Кирилл Сергеевич1, Воронцов Александр Максимович1
1Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина, студент

Аннотация
В данной статье освещается проблема качества профессионального образования с точки зрения факторов, оказывающих воздействие на него. Даются определение понятия качества образования, приводится подробная классификация факторов и делается вывод о необходимости их учета и изучения.

Ключевые слова: , , , , , , ,


Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Грибина Г.А., Дубровин Н.А., Жидков А.А., Гордеев К.С., Воронцов А.М. Анализ факторов, влияющих на качество образования в ВУЗе // Современные научные исследования и инновации. 2021. № 1 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2021/01/93800 (дата обращения: 18.04.2024).

Высшее образование играет важную роль в развитии общества, а изменения в законодательстве и современные реалии устанавливают к нему свои требования, в соответствии с которыми оно должно изменяться. По этой причине актуальной проблемой является сохранение и повышение эффективности и качества образовательных услуг, предоставляемых высшими учебными заведениями, а так же их адаптация в соответствии с происходящими переменами.  Знание факторов, влияющих на это, позволяет провести анализ, выявить пробелы и устранить недостатки, которые могут служить причинами снижения уровня развития высшего образования.

Существует много подходов к рассмотрению понятия «качество образования в ВУЗе», их изучение позволяет сделать вывод, что это главный показатель успешности и эффективности высшего образования, который влияет на развитие государства в целом и отражает уровень подготовки специалистов, готовых к профессиональной деятельности и ее специфике.

При этом данное понятие обширно и является своего рода системой, в которую входят качество образования (целенаправленность, получаемый результат), его содержания,  процесса обучения и воспитания, а также процесса управления. Под факторами, в свою очередь, понимаются причины и силы, влияющие на качество [2, 3].

Многие исследователи придерживаются разного мнения относительно факторов качества вузовских образовательных услуг, однако большинство из них ориентируется на деление их на внешние, внутренние и смешанные (комбинированные, сочетающие с себе обе стороны).

Внутренние факторы определятся деятельностью образовательного учреждения и педагогического менеджмента, осуществляемого в нем. Факторы данной группы можно разделить на экономические и социальные.

К экономическим относятся возможность самостоятельного финансирования собственной деятельности, развитое и современное материально-техническое обеспечение, стабильные отношения с партнерами и внешним миром в целом, проведение собственных научных исследований и использование результатов в будущей работе.

Социальные факторы обусловлены психологической атмосферой, существующей в организации и коллективе. Сюда относятся уровень квалифицированность и ответственность руководителей и сотрудников, рабочая система мотивации и стимулирования преподавателей и студентов, действующая система социальной поддержки работников, предоставление возможностей для самореализации, творчества и проявления себя, вовлеченность и заинтересованность обучающихся, благоприятные условия работы [4].

Группа внешних факторов не зависит от  самого образовательного учреждения. В зависимости от способа выделяются факторы прямого (органы власти, действие их распорядительных документов, а так же деятельность иных организаций)  и косвенного (политическая ситуация, обстановка в обществе) воздействия. Кроме того, внешними факторами являются глобализация, действие положений Болонской декларации, осуществление интеграции, государственная образовательная политика и т.д.

Комбинированными считаются факторы, попадающие под влияние и со стороны ВУЗа, и со стороны внешнего мира: уровень заработной платы сотрудников, правовая и нормативная база вуза, степень готовности абитуриентов и студентов к обучению [1,4].

Таким образом, важно понимать, что качество профессионально образования определяется как его содержанием, так и связями, в которых участвует высшее учебное заведение. Развитие отечественного образования должно идти по пути сочетания требований европейских стандартов и национальных особенностей. Разумеется, было названо не все, что влияет на качество образования в ВУЗе, поскольку список факторов велик, однако все перечисленные из них важны и должны учитываться при построении образовательного процесса.  Более того, степень их воздействия может изменяться со временем или в силу каких-либо обстоятельств, поэтому необходимо регулярно проводить мониторинг качества деятельности.


Библиографический список
  1. Есенбаева Г.А., Какенов К.С., Какенова У.К. Оценка факторов, влияющих на качество образования в вузе // Международный журнал экспериментального образования. – 2016. – № 2-2. – С. 241-244; URL: http://expeducation.ru/ru/article/view?id=9565 (дата обращения: 03.11.2020).
  2. Иванченко И. В. Проблема повышения качества образования в вузе / И. В. Иванченко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 5.1 (109.1). — С. 18-21. — URL: https://moluch.ru/archive/109/26315/ (дата обращения: 03.11.2020).
  3. Романова И.М., Шевченко О.М., Полупанова В.А. Анализ факторов, влияющих на эффективность системы высшего профессионального образования региона // Экономический анализ: теория и практика. 2011. №41. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/analiz-faktorov-vliyayuschih-na-effektivnost-sistemy-vysshego-professionalnogo-obrazovaniya-regiona (дата обращения: 03.11.2020).
  4. Терентьева Т.В., Кулакова М.Н. Факторы, влияющие на эффективность образовательных услуг вуза в современном обществе // Современные проблемы науки и образования. – 2012. – № 5.; URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=7123 (дата обращения: 03.11.2020).


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Грибина Галина Александровна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация