Высшее образование играет важную роль в развитии общества, а изменения в законодательстве и современные реалии устанавливают к нему свои требования, в соответствии с которыми оно должно изменяться. По этой причине актуальной проблемой является сохранение и повышение эффективности и качества образовательных услуг, предоставляемых высшими учебными заведениями, а так же их адаптация в соответствии с происходящими переменами. Знание факторов, влияющих на это, позволяет провести анализ, выявить пробелы и устранить недостатки, которые могут служить причинами снижения уровня развития высшего образования.
Существует много подходов к рассмотрению понятия «качество образования в ВУЗе», их изучение позволяет сделать вывод, что это главный показатель успешности и эффективности высшего образования, который влияет на развитие государства в целом и отражает уровень подготовки специалистов, готовых к профессиональной деятельности и ее специфике.
При этом данное понятие обширно и является своего рода системой, в которую входят качество образования (целенаправленность, получаемый результат), его содержания, процесса обучения и воспитания, а также процесса управления. Под факторами, в свою очередь, понимаются причины и силы, влияющие на качество [2, 3].
Многие исследователи придерживаются разного мнения относительно факторов качества вузовских образовательных услуг, однако большинство из них ориентируется на деление их на внешние, внутренние и смешанные (комбинированные, сочетающие с себе обе стороны).
Внутренние факторы определятся деятельностью образовательного учреждения и педагогического менеджмента, осуществляемого в нем. Факторы данной группы можно разделить на экономические и социальные.
К экономическим относятся возможность самостоятельного финансирования собственной деятельности, развитое и современное материально-техническое обеспечение, стабильные отношения с партнерами и внешним миром в целом, проведение собственных научных исследований и использование результатов в будущей работе.
Социальные факторы обусловлены психологической атмосферой, существующей в организации и коллективе. Сюда относятся уровень квалифицированность и ответственность руководителей и сотрудников, рабочая система мотивации и стимулирования преподавателей и студентов, действующая система социальной поддержки работников, предоставление возможностей для самореализации, творчества и проявления себя, вовлеченность и заинтересованность обучающихся, благоприятные условия работы [4].
Группа внешних факторов не зависит от самого образовательного учреждения. В зависимости от способа выделяются факторы прямого (органы власти, действие их распорядительных документов, а так же деятельность иных организаций) и косвенного (политическая ситуация, обстановка в обществе) воздействия. Кроме того, внешними факторами являются глобализация, действие положений Болонской декларации, осуществление интеграции, государственная образовательная политика и т.д.
Комбинированными считаются факторы, попадающие под влияние и со стороны ВУЗа, и со стороны внешнего мира: уровень заработной платы сотрудников, правовая и нормативная база вуза, степень готовности абитуриентов и студентов к обучению [1,4].
Таким образом, важно понимать, что качество профессионально образования определяется как его содержанием, так и связями, в которых участвует высшее учебное заведение. Развитие отечественного образования должно идти по пути сочетания требований европейских стандартов и национальных особенностей. Разумеется, было названо не все, что влияет на качество образования в ВУЗе, поскольку список факторов велик, однако все перечисленные из них важны и должны учитываться при построении образовательного процесса. Более того, степень их воздействия может изменяться со временем или в силу каких-либо обстоятельств, поэтому необходимо регулярно проводить мониторинг качества деятельности.
Библиографический список
- Есенбаева Г.А., Какенов К.С., Какенова У.К. Оценка факторов, влияющих на качество образования в вузе // Международный журнал экспериментального образования. – 2016. – № 2-2. – С. 241-244; URL: http://expeducation.ru/ru/article/view?id=9565 (дата обращения: 03.11.2020).
- Иванченко И. В. Проблема повышения качества образования в вузе / И. В. Иванченко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 5.1 (109.1). — С. 18-21. — URL: https://moluch.ru/archive/109/26315/ (дата обращения: 03.11.2020).
- Романова И.М., Шевченко О.М., Полупанова В.А. Анализ факторов, влияющих на эффективность системы высшего профессионального образования региона // Экономический анализ: теория и практика. 2011. №41. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/analiz-faktorov-vliyayuschih-na-effektivnost-sistemy-vysshego-professionalnogo-obrazovaniya-regiona (дата обращения: 03.11.2020).
- Терентьева Т.В., Кулакова М.Н. Факторы, влияющие на эффективность образовательных услуг вуза в современном обществе // Современные проблемы науки и образования. – 2012. – № 5.; URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=7123 (дата обращения: 03.11.2020).