ТРЕБОВАНИЯ К РЕАЛИЗАЦИИ МОДЕЛИ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

Ермолаева Екатерина Львовна1, Илюшина Елена Сергеевна1, Жидков Алексей Андреевич1, Гордеев Кирилл Сергеевич1, Федосеева Любовь Алексеевна1
1Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина, студент

Аннотация
Представленная статья посвящена изучению модели личностно-ориентированного обучения в профессиональном образовании. В ходе работы выявлены признаки данной модели обучения, ее особенности при реализации в профессиональном образовательном процессе, а так же требования к разработке соответствующего дидактического обеспечения.

Ключевые слова: , , , , , ,


Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Ермолаева Е.Л., Илюшина Е.С., Жидков А.А., Гордеев К.С., Федосеева Л.А. Требования к реализации модели личностно-ориентированного обучения в профессиональном образовании // Современные научные исследования и инновации. 2021. № 1 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2021/01/93768 (дата обращения: 19.03.2024).

Профессиональное образование, строящееся на модели личностно-ориентированного обучения, является тем типом, при котором взаимодействие преподавателей и обучающихся главным образом нацелено на профессиональное развитие личности и особенности предстоящей профессиональной деятельности.

Основными признаками, делающими обучение личностно-ориентированным, являются следующие:

- обеспечение взаимодействия субъектов: участие преподавателя и студентов в общей работе, в которой для достижения цели от каждого требуется вклад по мере его возможностей;

- стимулирование активности студентов;

- обеспечение обстановки, способствующей самоактуализации (благожелательность, открытость, возможность отстаивать свою позицию, стремление к проявлению своей индивидуальности, общению, самостоятельному развитию);

- оказание помощи в стремлении к самооценке и самоконтролю;

- приведение мотивов студентов в единое целое;

- наличие удовлетворенности от командной  работы;

- овладение преподавателем роли фасилитатора (идущий рядом, облегчающий путь).

Важным фактором для достижения хорошего результата является позиция студента при обучении, потому что пассивно полученные знания затруднительно использовать при  решении практических вопросов, конкретных производственных задач. Это говорит о важности активности обучающихся, которая будет находить свое выражение в их деятельности [5, 6].

Зная содержание личностно-ориентированного обучения, можно определить концепции личностно-ориентированного профессионального образования:

- главная цель – развитие студентов на личностном и профессиональном уровнях. Высокие показатели такого развития, выявляемые в ходе мониторинга формирования личности профессионала,  являются признаком того, что процесс профессионального образования построен качественно и эффективно. Предполагается, что обучающийся самостоятельно строит программу самообучения и самопознания. При этом главным различием процессов обучения и воспитания становится их содержание и применяемые определенные технологии;

- учебно-профессиональная ситуация выступает как главная психолого-дидактическая единица, исходя из которой строятся элементы процесса профессионального образования;

- обусловленные социальными и профессиональными факторами особенности личности преподавателя оказываются включенными в содержание и технологию обучения, влияют на профессиональное становление студентов, а так же на развитие авторских учебных дисциплин и собственного стиля работы;

- сотрудничество и взаимодействие преподавателей и студентов как гарантия полноценной организации процесса профессионального образования. В ходе обучения у субъектов учебной деятельности появляется возможность скооперироваться, что хорошо сказывается на развитии каждого из них;

- главенство направленности на индивидуальную траекторию развития личности студента становится причиной перемены соотношения нормативных требований к профессиональным самоопределению, самообразованию, самостоятельности и самоосуществлению, а также результатам образования, которые находят свое выражение в государственных стандартах образования. Последние выступают в качестве средства, устанавливающего способы и границы применения содержания образования как базы профессионального развития личности на различных ступенях обучения [1, 3].

Для эффективной реализации личностно-ориентированного обучения необходимо так же соблюдение требований к разработке соответствующего дидактического обеспечения:

- образовательный процесс должен строиться на регулярном согласовании опыта студента с научной составляющей и формой предъявления преподаваемого материала;

- излагаемые преподавателем знания, с одной стороны, должны модернизировать опыт студентов, а с другой стороны, должны быть систематизированы, структурированы, интегрированы и обобщены в своем предметном содержании;

- сообщение знаний о приемах и способах выполнения учебных действий требует уточнения общих и специальных приемов с конкретизацией их роли в развитии личности;

- для самостоятельного совершенствования личности необходимо  стимулировать и мотивировать обучающихся к самоценной образовательной деятельности и к самостоятельному выбору способов работы с материалом;

- организация учебного материала должна строиться с учетом необходимости предоставления студенту выбора при выполнении заданий, решении задач;

- важно оценивать и контролировать не только результат образовательной деятельности, но и сам процесс;

- в образовательном процессе должны быть учтены рефлексия и оценка обучения как деятельности субъектов [2, 4].

Таким образом, можно сделать вывод, что профессиональное образование, основывающееся на модели личностно-ориентированного обучения, должно строиться с учетом особенностей личности обучающихся (возрастные, интеллектуальные и т.д.) и обеспечивать отношение к каждому из них, как к неповторимой индивидуальности. Кроме того необходимо брать во внимание образовательные потребности и возможности для усвоения учебного материала.


Библиографический список
  1. Лисеенко В. И. Особенности личностно ориентированного образования в вузе: формы реализации, особенности, проблемы / В. И. Лисеенко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 15 (149). — С. 530-536. — URL: https://moluch.ru/archive/149/42231/ (дата обращения: 09.11.2020);
  2. Личностно-ориентированная модель [Электронный ресурс] URL: https://students-library.com/library/read/56544-licnostno-orientirovannaa-model,  (дата обращения: 09.11.2020);
  3. Личностно-ориентированное профессиональное образование [Электронный ресурс] URL: https://megaobuchalka.ru/8/48352.html,  (дата обращения: 09.11.2020);
  4. Ражова Н. А. Личностно-ориентированный подход в современном профессиональном образовании в России / Н. А. Ражова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 26 (264). — С. 323-325. — URL: https://moluch.ru/archive/264/61230/ (дата обращения: 09.11.2020);
  5. Щербина Н.В., Усольцева К.А. Личностно-ориентированный подход и условия его реализации в профессиональном образовании // Материалы X Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум» URL: <a href=”http://scienceforum.ru/2018/article/2018000009″>http://scienceforum.ru/2018/article/2018000009</a&gt; (дата обращения: 09.11.2020);
  6. Якиманская И.С. «Разработка технологии личностно-ориентированного обучения» [Электронный ресурс] URL: http://koi.tspu.ru/koi_books/nikolskaya2/rtloo.htm,  (дата обращения: 09.11.2020).


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Ермолаева Екатерина Львовна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация