УДК 378.4

ГРАДИЕНТЫ ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ: ОПЫТ УРАЛЬСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО УНИВЕРСИТЕТА

Шершнева Елена Геннадьевна1, Абакумов Андрей Сергеевич2
1ФГАОУ ВО Уральский федеральный университет, кандидат экономических наук, доцент кафедры банковского и инвестиционного менеджмента
2ФГАОУ ВО Уральский федеральный университет, магистрант 2 курса

Аннотация
В статье анализируются ключевые направления развития интернационализации крупного российского вуза: образование, наука, кадры, имидж вуза. На примере Уральского федерального университета представлены результаты глобального позиционирования по всем вышеперечисленным аспектам. Обозначены показатели интернационализации университета, позволяющие оценивать эффективность стратегии вуза в обеспечении международной конкурентоспособности.

Ключевые слова: , , , , , ,


Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Шершнева Е.Г., Абакумов А.С. Градиенты интернационализации высшего образования: опыт Уральского федерального университета // Современные научные исследования и инновации. 2021. № 9 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2021/09/96652 (дата обращения: 25.01.2022).

Ключевым трендом в сфере высшего образования является глобализация образовательной и научной деятельности университетов. Так, американский социолог М. Кастельс определил глобализацию как новую капиталистическую экономику и выявил основные характеристики глобализации в области образования:

1. В качестве доминантных факторов роста конкурентоспособности на рынке образовательных услуг следует рассматривать, прежде всего, информацию, знания и информационные технологии.

2. Глобализация – это главное связующее звено на рынке образования, и здесь следует отметить влияние различных аспектов мировой экономики, которая в большей степени реализуется через превращение мирового хозяйства в единый рынок товаров и услуг, рабочей силы и знаний [1].

При этом прослеживается двойственность процессов глобализации в системе высшего образования. В статье Скворцова Н.Г. отмечается, что глобализация, с одной стороны, предоставляет возможности для развития межвузовских связей и академической мобильности, а, с другой стороны, обостряет соперничество не только отдельных университетов, но и национальных образовательных систем в целом [2].

В литературных источниках можно встретить также понятия «трансграничное образование» и «транснациональное образование» как характеристики глобальных процессов в сфере знаний [3]. Также под глобализацией высшего образования исследователи понимают синергию следующих составляющих: интернационализацию, интеграцию, информатизацию. При этом, глобализация и интернационализация рассматриваются как идентичные термины [1].

В мировой практике существуют различные модели интернационализации высшей школы, которые охватывают образовательные, научные, кадровые, маркетинговые и прочие процессы. Далее рассмотрим ключевые градиенты (направления развития) интернационализации российского вуза на примере Уральского федерального университета им. первого Президента России Б.Н. Ельцина (далее – УрФУ).

1. Интернационализация образовательной деятельности. В рамках данного направления в УрФУ происходит расширение портфеля программ двойных дипломов и англоязычных образовательных программ (73 совместных программы), получение международных аккредитаций, привлечение студентов и аспирантов из ближнего и дальнего зарубежья, размещение онлайн курсов на международных образовательных платформах.

Например, в сфере экономического образования получена аккредитация Европейского фонда развития менеджмента ключевой программы бакалавриата «Мировая экономика и международный бизнес» (2015, 2018 гг.). В 2018 году образовательная программа магистратуры «Международный менеджмент» вошла в рейтинг QS лучших магистерских программ по бизнес-образованию (группа 101+) [4]. Эти примеры являются подтверждением высокого качества образования, которое обеспечивает узнаваемость университета на глобальном образовательном рынке, открывает возможности для дальнейшего международного сотрудничества.

2. Транснационализация научно-исследовательской деятельности. Уральский федеральный университет, как участник федерального проекта «5-100», обеспечил рост академической репутации вуза как на национальном, так и на международном уровне, что проявилось в повышении профильных предметных рейтингах QS World University Rankings by Subject и Times Higher Education. В настоящее время целями научной интернационализации УрФУ являются: усиление глобального научного позиционирования (в том числе за счет международных лабораторий и проведения международных конференций), увеличение индексируемых журналов университета (включение в наукометрические базы данных Web of Science и Scopus), расширение возможностей ученых по представлению результатов исследований в международных журналах и дальнейшее продвижение в глобальных образовательных рейтингах. Для повышения публикационной активности сотрудников в вузе действует программа стимулирования научных публикаций, что, бесспорно, является действенным инструментом повышения исследовательского статуса университета.

3. Интернационализация кадрового состава. В соответствии со стратегией развития, в УрФУ реализуется система международного найма преподавателей и исследователей на конкурсной основе (в 2021 году 43 преподавателя), а также запущены конкурсы постдоков и молодых зарубежных ученых (гранты сроком на 2 года). Кроме того, важным элементом интернационализации кадров является повышение преподавателями и административными сотрудниками уровня владения иностранными языками. Для этого в УрФУ действуют языковые программы повышения квалификации и международные стажировки.

4. Глобальное позиционирование университета (маркетинговые аспекты). Важными направлениями интернационализации образовательного учреждения являются повышение его узнаваемости и создание благоприятного имиджа. В Уральском федеральном университете работает большая команда специалистов по PR-технологиям и маркетингу, обеспечивая паблисити (публичность, гласность, популярность) вуза.

Также следует выделить еще один аспект глобализации высшего образования – это создание сетевых университетов. К особенностям сетевых университетов можно отнести множественность и гетерогенность участников, которыми могут быть классические университеты или иные специализированные высшие учебные заведения [5]. Система сетевого межвузовского сотрудничества направлена на достижение следующих задач:

1) организация единого (общего) образовательного пространства вузов путем реализации совместных образовательных программ, новых форм университетского сотрудничества;

2) создание механизмов развития академической мобильности студентов и преподавателей в рамках сетевого сотрудничества;

3) содействие межкультурному диалогу в студенческой среде, сохранению, развитию и взаимообогащению культур, языков, исторических и национальных традиций народов государств-участников [6].

Так, Уральский федеральный университет является участником следующих международных сетевых проектов: сетевой университет БРИКС, сетевой университет СНГ, сетевой университет Шелкового пути, университет ШОС, Ассоциация технических университетов России и Китая.

Таким образом, можно выделить следующие ключевые показатели результативности университета в обеспечении глобальной конкурентоспособности:

1) доля иностранных студентов и НПР;

2) количество студентов, участвующих в программах зарубежной мобильности;

3) количество НПР, участвующих в программах академической мобильности (международные научные конференции, научные стажировки в зарубежных университетах, повышение квалификации);

4) число программ, частично или полностью реализуемых на иностранном языке;

5) наличие престижных международных аккредитаций;

6) количество зарубежных академических партнеров;

7) доля сотрудников, владеющих английским языком в административных подразделениях института, взаимодействующих с иностранными сотрудниками и студентами;

8) позиция университета в ведущих международных институциональных и предметных рейтингах;

9) количество публикаций сотрудников университета в журналах, индексируемых в ведущих международных наукометрических базах (Scopus и Web of Science), а также показатели их цитируемости;

10) имиджевые характеристики университета (узнаваемость названия и логотипа, экспертные комментарии в СМИ, мнения работодателей).

В качестве заключения следует отметить, что в системе российского высшего образования происходит формирование кластера университетов, обладающих конкурентными преимуществами в контексте глобальных вызовов. Можно предположить, что дальнейшее развитие глобализации в сфере знаний может привести к появлению новых социально-экономических функций вузов и форм университетского взаимодействия.

 


Библиографический список
  1. Мамедова К.А. Глобализация рынка образовательных ресурсов // Известия ВГПУ. Педагогические науки. 2017. № 1(114). С. 4-10.
  2. Скворцов Н.Г. Конкурентоспособность университетов в глобальной системе высшего образования: вызовы и стратегии // Вестник Московского университета (Социология и Политология). 2017. № 4. Т 23. С. 45-57.
  3. Береговая О.А., Кудашов В.И. Глобализирующийся мир и трансформация высшего образования // Век глобализации. 2017. № 4 (24). С. 112-121.
  4. Официальный сайт Уральского федерального университета, режим доступа https://urfu.ru/ru/international/
  5. Беленов О.Н., Кирчанов М.В. Сетевые университеты как форма развития высшей школы: формы, особенности организации и перспективы // Вестник ВГУ. 2016. № 1. С. 114-118.
  6. Юрьев В.М., Налетова И.В. Сетевой университет как модель современных взаимодействий региональных университетов // Вестник ТГУ. 2014. № 3 (131). С. 7-15.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Шершнева Елена Геннадьевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация