РАЗВИТИЕ ЛОКАЛЬНОГО ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО РЫНКА В СИСТЕМЕ ФАКТОРОВ ТУРИСТИЧЕСКОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ ТЕРРИТОРИИ

Сизова Алла Александровна
Уральский государственный экономический университет

Аннотация
В статье рассматривается развитие локального потребительского рынка на уровне административного района крупнейшего города. Систематизированы ключевые направления развития локального потребительского рынка Ленинского района г. Екатеринбурга на перспективу с учетом стратегических приоритетов развития района и города в целом. Подчеркивается, что от уровня развития сферы услуг в значительной степени зависит привлекательность города в целом как туристического объекта.

Ключевые слова: , , , , ,


Рубрика: 08.00.00 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Сизова А.А. Развитие локального потребительского рынка в системе факторов туристической привлекательности территории // Современные научные исследования и инновации. 2021. № 9 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2021/09/96606 (дата обращения: 18.04.2024).

Екатеринбург является одним из наиболее привлекательных городов России для туризма, особенно делового туризма, однако необходимо усиливать конкурентные преимущества города в этом направлении. В исследованиях подчеркивается, что развитие потребительского рынка, и в частности локального потребительского рынка благоприятно влияет на динамику привлечения туристов на территорию [1, 5].

Исследованию локального потребительского рынка посвящены труды многих авторов [2, 6]. В частности, Е.Б. Дворядкина считает, что локальный потребительский рынок — это «система экономических отношений, возникающих между продавцами и покупателями товаров и услуг, предназначенных для личного потребления, в процессе их приобретения, свойственная определенной территории (городу, городскому району, городу с окружением, сельскому поселению, муниципальному образованию)» [3, С.101].

Во многом состояние потребительского рынка крупнейшего города, каковым является Екатеринбург, диктуется состоянием локальных рынков его административных районов. При этом, локальный потребительский рынок административного района включает предприятия общественного питания и бытового обслуживания населения, гостиницы, объекты деловой и туристической инфраструктуры.

Состояние и динамика развития локального потребительского рынка могут быть проанализированы на основании целой совокупности индикаторов, в частности: (1) развитие сети, в том числе с точки зрения структуры предоставляемых услуг; (2) размещение объектов локального потребительского рынка; (3) рост объёма товарооборота; (4) обеспеченность услугами жителей города и др.

Ленинский район г. Екатеринбурга – исторический, деловой и туристический центр города, одно из наиболее привлекательных мест для развития рынка товаров и услуг. Район занимает лидирующее место в городе по развитию сферы обслуживания.

По состоянию на 01.10.2020 на территории   Ленинского района города Екатеринбурга осуществляют деятельность 583 предприятия общественного питания на 35457 посадочных мест, в том числе в открытой сети 467 предприятий на 25029 посадочных мест.

Обеспеченность населения посадочными местами в открытой сети предприятий общественного питания района на 01.10.2020 года составляет 155 посадочных мест на 1000 жителей.

Оборот общественного питания по городу за 9 месяцев 2020 год составил 561977,0 тысяч рублей.

Для удовлетворения различных потребностей и развития гастрономического туризма, популярного у жителей и гостей города особое внимание уделяется национальным кухням [4]. В ресторанах и кафе района представлены разные национальные кухни: русская, итальянская, восточная, японская, вьетнамская, китайская, корейская, немецкая, паназиатская, сербская, грузинская, средиземноморская, татарская.

В предприятиях общественного питания района работают 39 иностранных специалистов, 448 специалистов владеют английским языком, 166 предприятий имеют меню на иностранных языках.

Для туристов представлены международные сетевые бренды предприятий быстрого питания («Макдоналдс», «Бургеркинг», «KFC», «Сабвей», «Синабон», «Папа Джонс» и другие). Сегодня на территории района 10 международных сетей представлены 27 предприятиями общественного питания.

В 2019 – 2020 гг. предприятия района приняли участие в III Гастрономическом фестивале «Евразия Фест»,  в Чемпионате по барбекю  и др.

Сегодня сфера гостеприимства района представлена 42 объектами, в том числе: 19 отелей, 7 мини-отелей и 16 хостелов. Сеть гостиниц и иных средств размещения представлена 1 международным оператором («ACCOR LIVE LIMITLESS», Франция) и 4 местными операторами.

Номерной фонд составляет 1252 номера с общим количеством мест 2807.  Загрузка гостиниц за 9 месяцев 2020 год составила всего 38%. В рамках подготовки к Чемпионату мира по футболу FIFA в 2018 г. было классифицировано 41 средство размещения.

В Стратегии социально-экономического развития Ленинского района города Екатеринбурга до 2030 г., принятой в 2019 году, в Направлении 4 – «Развитие рынка товаров и услуг» в качестве целевого вектора обозначено «Максимально полное удовлетворение потребностей населения района, также гостей города в качественных и безопасных товарах и услугах, путем создания эффективной, товаропроводящей инновационной инфраструктуры, стимулирования развития любых форм предпринимательской активности».

В соответствии с этим целевым вектором, основными направлениями дальнейшего развития локального потребительского рынка административного района являются следующие:

-   Формирование комфортной потребительской среды;

-   Повышение качества предоставляемых услуг за счет технического перевооружения, развития новых видов и форматов услуг, достижения баланса между спросом и предложением по ассортименту услуг;

-   Обеспечение безопасности товаров и услуг, реализуемых на рынке общественного питания;

-   Обеспечение доступности различных видов услуг для разных категорий потребителей, в том числе низкодоходных групп населения, лиц с ограниченными возможностями здоровья

-   Диверсификация локального потребительского рынка путем открытия новых предприятий и внедрения разнообразных услуг, более рационального и эффективного размещения предприятий сферы услуг по территории района;

-   Особый учет интересов и потребностей семей и детей при развитии локального потребительского рынка;

-   Повышение профессионального мастерства работников всех предприятий локального рынка услуг путем привлечения мастеров международного класса для проведения мастер-классов и обучения специалистов, расширение масштабов их участия в различных конкурсах профессионального мастерства;

-   Развитие и совершенствование деловой и туристической инфраструктуры Ленинского района как центральной площадки для туризма и деловых коммуникаций.

В рамках реализации стратегических направлений развития локального потребительского рынка большое внимание уделяется формированию комфортной городской среды, неотъемлемым элементом которой являются объекты торговли и сферы услуг. Так, в частности предусмотрено, что в ближайшее время в центре района не должно остаться ни одного объекта нестационарной торговли (киоски, палатки и др.), что особенно важно в условиях подготовки Екатеринбурга к 300-летнему юбилею.

В результате реализации направления «Развитие рынка товаров и услуг» Стратегии социально-экономического развития Ленинского района города Екатеринбурга до 2030 г. планируется увеличить обеспеченность площадями бытового обслуживания в период 2021-2025 гг.  до 410,0 кв.м. на 1000 жителей, а обеспеченность посадочными местами на предприятиях общественного питания до 187,6 кв.м. на 1000 жителей. Количество гостиниц планируется увеличить в этот же период до 28, а деловых центров – до 36 единиц [7].

Перечисленные направления развития в совокупности направлены на повышение доступности, качества и безопасности предоставляемых услуг, а также повышение привлекательности Екатеринбурга в целом для туристов.

Развитие потребительского рынка муниципального образования, который является основным элементом рыночной экономики, определяется многими факторами, в ряду которых значительное влияние имеет стратегическое видение органов власти местного уровня существующих рисков развития и векторов повышения его эффективности.

В ряду стратегических императивов эффективного функционирования потребительского рынка муниципального уровня следует отметить необходимость налаживания качественного взаимодействия потребителей и производителей, развитие объектов инфраструктуры, способных обеспечить качественную потребительскую среду, а также налаживание эффективных механизмов развития предпринимательства в данной сфере.


Библиографический список
  1. Безрукова Н.Л. Услуги питания в аспекте мотивационной иерархии туриста // Вестник РМАТ. 2019. № 4. С. 114-122.
  2. Власова Н.Ю., Банаев А.С. Сравнительный анализ торговых узлов локального потребительского рынка крупнейшего города // Известия Уральского государственного экономического университета. 2015. № 5 (61). С. 76-81.
  3. Дворядкина Е.Б. Локальный потребительский рынок товаров и услуг: теоретические аспекты исследования // Известия Уральского государственного экономического университета. 2011. № 6 (38). С. 98-104.
  4. Казначеева С.Н., Быстрова Н.В., Синицына А.А., Казначеев Д.А. Направления гастрономического туризма в России // Вестник евразийской науки. 2019. Т. 11. № 6. С. 25.
  5. Лебедева Ю.А. Факторы развития туризма на региональном и муниципальном уровне // Муниципальная академия. 2019. № 4. С. 144-149.
  6. Новикова Н.В. Понятийно-терминологический аппарат исследования локального потребительского рынка // Муниципалитет: экономика и управление. 2012. № 1 (2). С. 023-029.
  7. Стратегия социально-экономического развития Ленинского района города Екатеринбурга до 2030 г. [Электронный ресурс]. -  Режим доступа: https://ленинский.екатеринбург.рф/file/159490bc30e32f17f674355b8dda58dc


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Сизова Алла Александровна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация