Институт дипломатического убежища в международном праве по сей день остаётся одним из наиболее дискутируемых вопросов международного права. Это явление, в первую очередь, связано с различным подходом государств и правовых школ к самой теории дипломатического убежища. Более того, дипломатическое убежище хоть и имеет достаточно сложившуюся практику применения, тем не менее нет ни одного универсального международного акта, который бы регулировал практику применения и реализации данного института. Для определения, насколько данный институт необходим в международном праве, имеет ли он место быть, необходимо рассмотреть его с теоретического аспекта.
В резолюции Института международного права (1950 г.) оно определяется следующим образом: «Убежище означает покровительство, которое государство предоставляет на своей территории или в каком-либо другом месте, находящемся под контролем его определенных органов, лицу, которое ищет его» [1]. Также убежище определяют как защиту, которое государство предоставляет иностранному гражданину против его государства.
Институт убежища как система формальных правил поведения, обеспечивающих государственное покровительство иностранному лицу, юридически берет начало с «права убежища» (The right to asylum). Согласно Всеобщей декларации прав человека (1948 г.), «каждый человек имеет право искать убежища от преследования в других странах и пользоваться этим убежищем» [2].
Л. Оппенгейм определяет право убежища как компетенцию каждого государства, вытекающую из его территориального верховенства, разрешать подвергающемуся преследованию физическому лицу въезд и пребывание на своей территории. В этом определении признак «права убежища» – суверенитет, благодаря которому государство дает правовую возможность для безопасного пребывания лица. В отношении дипломатического убежища его роль выполняет иммунитет и неприкосновенность представительства, поскольку защита осуществляется не на территории самого государства.
Таким образом, на основе базовой нормы международного права и доктринальной трактовки можно выделить основные черты права убежища (The right to asylum):
- У каждого человека есть право искать убежища от преследования у других странах и пользоваться убежищем.
- Право предоставления убежища на своей территории существует на основе государственного суверенитета. На чужой территории – благодаря иммунитету и неприкосновенности представительств.
- Государство, предоставившее убежище, становится для преследуемого лица гарантом его демократических прав и свобод.
Если выделить какие-то особые подходы к определению «права убежища», то это работа Л. Шустер, «The use and abuse of political asylum in Britain and Germany». Автор формулирует условия, которые необходимо соблюсти для дачи убежища (conditions that are necessary for the granting of asylum): отдельная юрисдикция (separate jurisdiction) и преимущества для преследуемого лица по сравнению с прежним режимом власти (an advantage to the asylum-granting body) – демократические, экономические или политические, в зависимости от характера обстоятельств, которые необходимо изменить [3].
Автор задается вопросом: какие базовые и вспомогательные функции может выполнить реализация права убежища? К – личной безопасности лица, – защите от преследования, добавлены возможность приобретения навыков и занятости, увеличение численности населения и для принимающего государства – легитимация его режима.
Основанием для предоставления убежища, следуя п.2 статьи 14 Всеобщей декларации прав человека (1948 г.), является преследование, основанное на совершении политического преступления. Аналогичное правило уже по дипломатическому убежищу для лиц, преследуемых государствами своей национальности [4].
Однако, как устанавливают в совокупности различные источники «права убежища», из основания предоставления убежища выпадают не просто неполитические, а конкретные виды преступлений. Это:
- международные преступники;
- уголовные преступники, выдача которых предусмотрена многосторонними международно-правовыми документами;
- лица, совершившие деяния, противоречащие целям и принципам ООН.
Тогда, при неправомерном предоставлении убежища, государство гражданства будет вправе требовать выдачи лица, получившего его, а государство убежища обязано его выдать.
Но юридическое оформление оснований для предоставления убежища — это пример того, что, несмотря на высшую юридическую силу, даже нормы международных договоров не гарантируют свое исполнение.
Помимо Конвенции о статусе беженцев от 28 июля 1951 года, основное правовое регулирование территориального убежища осуществляется Декларацией о территориальном убежище, от 14 декабря 1967 года. А более подробный порядок процедуры предоставления убежища – национальным правом.
Другая форма реализации «права убежища» -
2) дипломатическое убежище (diplomatic asylum) – предоставление конкретному лицу возможности укрыться от преследований по политическим мотивам в помещении иностранного дипломатического представительства или консульского представительства, а также на иностранном военном корабле, военных базах и самолетах.
Но нужно сделать уточнение – что такое определение будет справедливо только для института дипломатического убежища в рамках современной системы международного права. Если же брать институт в исторической ретроспективе – то, к примеру, основания предоставления будут иными.
Международный суд ООН в Asylum Case определил его как убежище, предоставленное государством вне его территории, чаще всего в дипломатической миссии [5]. Л. Шустер дает определение защиты, предоставленной беглецу на территории его государства иностранной властью, используя иммунитет, данный власти на этой же территории.
Ключевое отличие дипломатического убежища от территориального – преследуемое лицо остается по-прежнему на территории собственной страны и, следовательно, защита вмешивается в суверенитет другого государства.
Классическим спором относительно права убежища, в частности его формы дипломатического убежища, является спор о том, что это: право индивида или право принимающего государства?
Предположим, что право убежища есть право государства. В этом усматривается приоритет решения государства в сравнении с волей индивида – об обращении или не обращении за дипломатическим убежищем.
Такое право отождествляется со свободой выбора государства – предоставлять ли данному конкретному лицу убежище в стенах своего представительства, или нет [6]. Но такое право все равно нельзя считать абсолютным. Потому как, если руководствоваться формальными основаниями для предоставления убежища, то международными договорами установлены дополнительные запреты на предоставление его отдельным категориям лиц (например, дезертирам флота, военно-воздушных сил; лицам, совершившим преступление против мира, военное преступление). Если право убежища признать за государством, то нормы о круге лиц, не подлежащих защите, будут примером его ограничения.
М. Ю. Колосов, А. П. Зливко также признают право государства, а не право физического лица хотя бы потому, что на государстве нет обязанности по предоставлению убежища каким бы то ни было категориям лиц. Напротив, та же Декларация о территориальном убежище 1967 г статьей 1, п. 3 за предоставляющим убежище государством оставляет оценку оснований для предоставления убежища. Авторы также приводят в подтверждение тот факт, что во ни в одном внутригосударственном документе нет положения, по которому граждане имеют право просить убежища у государства.
М. Р. Гарсия Мора, автор работы «International Law and Asylum as a Human Right», принимает нейтральную позицию и не видит необходимости в разделении прав двух субъектов. Взамен выделены два различных подхода к институту убежища: с позиции суверенитета, а значит перевеса в сторону права государства, и с позиции индивида. Первый из них связан с реализацией суверенного права каждого государства на оказание убежища покровительствуемым лицам, со ссылкой на принцип невмешательства во внутренние дела другого государства; второй – с осуществлением государством гуманного права каждого индивида на убежище, без оглядки на внутренние интересы страны.
Изучив теоретические основы и понятийный аппарат, можно сделать вывод, что институт дипломатического убежища должен представлять собой систему норм по отдельной форме «права убежища». Это право позволяет преследуемому государством лицу искать и пользоваться территориальным и юридическим покровительством иного государства, на основании его государственного суверенитета или иммунитета и неприкосновенности представительства. В настоящее время правовым будет предоставление убежища лишь лицам, преследуемым по политическим мотивам.
Библиографический список
- The American journal of international Law. – 1951. – Vol. 45. – №2. – Suppl., 15.
- 1948 Universal Declaration of Human Rights, Art. 14.
- Schuster L. The Use and Abuse of Political Asylum in Britain and Germany. P.: 2003. – P.95.
- 1928 Havana Convention on Asylum, Art. 1; 1939 Treaty on Political Asylum and Refuge, Art. 3.; А (2) Convention relating to the Status of Refugees.
- Colombian-Peruvian Asylum Case (Colombia v. Peru), Judgment of 20 November 1950, [1950] ICJ Rep. 274-5.
- Freedman J. Gendering the International Asylum and Refugee Debate. 2008., 34.