Мотивация – общее название для процессов, методов и средств побуждения учащихся к продуктивной познавательной деятельности, активному освоению содержания образования.
Учебная мотивация – проявляемая учащимися мотивированная активность при достижении целей учения [1].
Учебную мотивацию можно считать одним из главных условий успешного обучения школьников. Ученики, имеющие устойчивую мотивацию, направлены на достижение успеха в учёбе. Как показывает практика, на сегодняшний день мотивация, как одно из проявлений личностных черт спортсмена, имеется далеко не у всех учащихся, что отражается на результативности образовательного процесса.
Для организации и управления процессом мотивации была проведена диагностика учебной мотивации учащихся, которая включала в себя анкетирование учеников средней школы, результатами которого определились уровни мотивации по диапазонам: высокий, средний и низкий. Также анкетирование позволило определить значимые для учащегося мотивы учения. Был проведён самоанализ по созданию мотивационной сферы учащихся.
Технология развития мотивации учения в современной школе строится на развитии мотива достижения учеников. Эта технология включает как создание особой учебной программы с большим количеством фиксируемых градаций по сложности задач, времени усвоения и т.п., так и особый стиль взаимодействия учителя и ученика на уроке [2].
Факторы, понижающие уровень мотивации к урокам физической культуры, заключаются в специфике урока. Переодевание перед одноклассниками, постоянное физическое соперничество на уроке, возможность применения физических действий при игровых ситуациях, боязнь выглядеть нелепо при выполнении упражнений и так далее – всё это негативно сказывается на уровне мотивации к урокам [3].
Активный интерес к занятиям физической культурой формируется в результате сочетания внутренней мотивации, внешней мотивации, мотивации, связанной с перспективой, и минимизирования факторов, понижающих уровень мотивации.
Предметной деятельностью формируется внутренняя мотивация, которая связана с конкретным содержанием учебного предмета. Поэтому важно учитывать индивидуальные особенности учащихся, их личный интерес, тогда будет формироваться положительная мотивация к занятиям физической культуры. При соответствии внешних мотивов целям и возможностям учеников, возникает внутренняя мотивация.
При получении результатов от занятий физической культуры, а именно улучшение фигуры, уменьшение количества простудных заболеваний, увеличение мышечной массы, рождается мотивация, связанная с перспективой. При этом важно, чтобы ученики регулярно видели различные положительные результаты от уроков физической культуры.
Что касается внешней мотивации, то она не связанна напрямую с уроком физкультуры, а обусловлена внешними обстоятельствами по отношению к учащимся. Такие мотивы зависят от отношения учащихся к учебному процессу в целом.
Изучив теоретические основы мотивации учащихся, можно сделать вывод о том, что для успешного поддержания активного интереса к урокам физической культуры нужно применять все виды мотивов в комплексе. Поэтому учителю необходимо определить комплекс приемов и методов, способствующих повышению уровня мотивации учащихся к урокам физической культуры.
Библиографический список
- Подласый, И. П. Педагогика: 100 вопросов – 100 ответов: учеб. Пособие для вузов / И. П. Подласый. М. : ВЛАДОС-пресс, 2004. 365 с.
- Скороходова, Н. Ю. Психология ведения урока / Н. Ю. Скороходова. СПб. : Речь, 2002. 147 с.
- Осипов, А. Н. Повышении мотивации к урокам физической культуры / А. Н. Осипов. Концепт. 2015. № 11 (ноябрь).