УДК 392.81

СОСЕДИ ПО РЕГИОНУ ЗА ТРАДИЦИОННЫМ СТОЛОМ: ДИАЛОГ КУЛЬТУР В РЕГИОНАЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ

Проданик Степан Сергеевич
Омский государственный педагогический университет
студент 2 курса

Аннотация
Статья посвящена одному из аспектов межкультурной коммуникации: выявлению сходств и различий в гастрономических традициях казахской и славянской (русской) культур. Актуальность статьи обусловлена обращением к региональному материалу – традициям народов, живущих в пространстве Сибирского региона.

Ключевые слова: , , , , , , ,


Рубрика: 24.00.00 КУЛЬТУРОЛОГИЯ

Библиографическая ссылка на статью:
Проданик С.С. Соседи по региону за традиционным столом: диалог культур в региональном пространстве // Современные научные исследования и инновации. 2021. № 7 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2021/07/96267 (дата обращения: 24.01.2023).

В Омской области живут люди многих национальностей: русские, татары, немцы, казахи. Разные традиции этих народов объясняются их способом жизни, особенностью ведения хозяйства, различаются и традиции, связанные с приемом пищи, однако, если присмотреться, у нас много общего.

Актуальность данной статьи связана с тем, что в ней утверждается: люди разных национальностей имеют много сходного в своих традициях, при этом, конечно, каждая национальная культура уникальна. Сошлемся на мнение Н.И. Конрада, который говорил: «Культура, уподобившаяся другой, исчезает за ненадобностью» [1]. Как полагают региональные ученые, специфика каждой национальности есть слагаемое национального богатства и разнообразия нашей малой родины – Омского Прииртышья [2, с. 196 – 197].

Если всмотреться в мир казахского и русского застолий, то сразу обнаруживается огромное число различий, многие из них объясняются кочевым образом жизни казахов. Оседлый русский народ-землепашец стремился создать основательный дом, мебель делал столь же крепкую, казахи вынуждены были жить налегке и, быстро собрав юрту, передвигаться за стадом овец и баранов.

В русской традиционной культуре стол называли «Божьим престолом», а потому считалось, что и вести себя здесь нужно, как в церкви: чинно, спокойно и сдержанно [3, с. 366]. За столом нельзя было шуметь, потому что любое действие было ритуализировано: например, если ребенок клал хлеб верхней коркой вниз, то есть переворачивал его, то считалось, что и все хозяйство пойдет на убыль; если миску переворачивал, то мог накликать себе нищету [3, с.680]. Стол соотносился не только с Богом, считаясь «ладонью Бога», его милостью, протянутой человеку, но и с хозяином избы. В русских деревнях известна была примета: «Стол шатается – к смерти хозяина» [3, с.466].

Особенностью традиционного русского стола было то, что его столешница была шире и длиннее узкого подстолья. Это делало стол удобным в использовании. Столешницу и подстолье часто окрашивали, украшали рисунком, резьбой из мореного дуба, а ножки делали в виде фигурных столбиков. Его передавали детям и внукам, по основательности судили о крепости самой семьи, ее умении жить ладно, в согласии.

Стоял стол в красном углу, который при постройке дома был ориентирован на восток или юг, а потому всегда был хорошо освещен. Где стол, там и солнышко! Стол был настолько важной частью дома, собирающей всех воедино, что его ножки иногда закреплялись в полу, прибивались к половицам. Двигали столешницу только тогда, когда в доме были перемены, вокруг него обносили новорожденного, принимая его в семью; обходили его во время свадьбы. Существовало много запретов, связанных с этой важной частью дома: нельзя было сюда вставать ногами, белорусы считали, что нельзя стучать ложкой по столешнице, иначе в семье будет ссора [3, с. 130].

У русских, украинцев, белорусов, поляков, чехов есть обычай постоянно держать на столе самую святую пищу: хлеб да соль. Славяне полагали, что этот обычай обеспечит в доме достаток и благополучие [4, с. 123]. К хлебу относились, как к живому существу, поэтому не во всякой местности его резали ножом, чаще ломали и делал это хозяин дома.

На столе важна каждая деталь. Русские ели пищу деревянными ложками, в некоторых деревнях ложка перед едой выкладывалась выемкой вверх. Это было приглашением к еде, в завершении еды каждый переворачивал свою ложку выемкой вниз. У каждого члена семьи была своя ложка, и путать их было нельзя. Славяне полагали стол настолько важной частью дома, что, уходя в дорогу и возвращаясь домой, они целовали столешницу. А переезжая из дома в дом, обязательно забирали родной стол.

Если русский стол крепок и тяжел, то, напротив, стол казахский – низок, он легко переносится. У славян-землепашцев основная пища на столе выращенные в огороде овощи, хлеб (зерно) и крупа («Борщ да каша – пища наша», «Хлеб всему голова»- гласит русская мудрость), а счастливая, достойная жизнь казахам виделась, прежде всего, если на столе мясо. И еще важна для казахов «белая еда» – «ак ас». Есть мнение, что так называется молочная пища, потому до сих пор существует у казахов запрет проливать молоко на пол, наступать на пролитое молоко, иначе кобыла или корова перестанут доиться. Молочная (и особенно кисломолочная пища, которая хранится дольше и легка в приготовлении) священна для казахов: угощаемый кумысом, айраном гость не должен отказываться, иначе ему не будет успеха в дороге. После угощения кумысом следует поблагодарить хозяев и пожелать, чтобы кобыла давала больше молока [2, с. 200]. Эта традиция знакома и русским. В старину говорили: сколько просидишь за столом, столько и в раю пробудешь. Это выражение раскрывает главные черты лучшей, райской жизни для русского крестьянина: здесь все вместе, здесь сытно и тепло.

Наиболее почитаемым мясом для казахов являются конина и баранина, коров же и коз называют «черной скотиной», считают их второсортными животными. Сами казахи Омской области это название объясняют тем, что первые коровы у казахов были черной окраски. Употребление мяса по-казахски – целый ритуал: хозяин разделывает куски и раздает собравшимся в особом порядке: грудинка полагается невестке или зятю, шейные позвонки – девушкам, голени – старикам [2, c. 200 – 201].

Если семейным очагом русских всегда была – печь, то у казахов были свои уникальные способы приготовления мяса на открытом огне, как и у многих других кочевых народов. В южных районах Омской области распространено было старинное блюдо – шек. Для его приготовления куски мяса с костью закапывали под костер, где оно томилось до готовности. Казахи не отказывались от мучного, приготовление лепешки для них было особым ритуалом: лепешки клали на жирную сковороду, накрывали другой и тоже закапывали в горячие угли, а состав лепешек (вода, соль, мука) символизировал основу человеческого организма. Для славян такой важной ритуальной пищей были блины. Как видим, у каждого народа есть представление о том, что еда – это не просто поглощение полезных веществ, но и исполнение древних ритуалов.

Еда для казахов способ установления дружбы, родства, призвание удачи и счастья, она же является оберегом. Так, в честь новорожденного устраивается той-калжа, на этот праздник приглашают только женщин. Ритуальным блюдом на этом празднике является курдюк животного и его шея. Новорожденному дают пососать курдюк, что символизирует пожелание ему богатой жизни (вообще богатство у казахов связано именно с жирной мясной пищей, интересно, что русское представление о богатстве тоже «жирное», у нас есть пословица о счастье – «как сыр в масле кататься»). А женщины должны были осторожно съедать мясо у куска шеи, чтобы сохранить в целости шейную кость, чтобы шея младенца устойчива была. В целом, этот обряд означал пожелание физической и духовной устойчивости в жизни. Когда малышу наступало время ходить, совершали обряд обрезания пут. В честь этого дня резали барана, а ребенку давали есть ухо барана. Ухо являлось частью головы и символизировало пожелание мальчику стать достойным и уважаемым человеком. Впрочем, существовали и запреты в еде: детям нельзя было есть мозг животного, объясняли это тем, что будешь размазней, мягкотелым, как мозг, трусливым даже; девушкам нельзя было есть мясо с хвоста – иначе будешь вертлявой, недомовитой [2; с. 207].

Исследователи отмечают, что с течением лет соседи по региону многое взяли друг от друга: например, казахи у восточнославянского населения заимствовали борщ. В данном случае прослеживается аналогия с казахской пищевой традицией. Как известно, после мяса казахи всегда подают сорпа (мясной бульон, могут налить айран), а суповая основа борща – это также мясной бульон, который подают со сметаной. Таким образом, восточнославянское блюдо борщ стало популярным у казахов [5]. Конечно, у городского населения сейчас изменилось и отношение к дому, столу.

Особое место в ритуале гостеприимства у казахов занимает чай. Его заваривают в специальном фарфоровом чайнике, а кипяток наливают из самовара. В отличие от русской традиции, казахская культура позволяет пить чай и до и после основной еды, и ни одно из угощений не обходится без чая. Даже на свадьбе почетные люди принимали пиалу с чаем только из рук невесты, ей приходилось обслуживать не один десяток гостей.

Пьют крепкий черный чай с молоком, а самым почетным гостям предлагают заварку из чайничка, который всегда стоит на огне. В Западном Казахстане чай, приготовленный на открытом огне – углях, считается самым вкусным. Видно в том проявляется древняя память о кочевой жизни нации, но сейчас не менее почетен чай из самовара.

Кроме того, по древней традиции пиалу не наливают до краев: чем меньше чая в пиале, тем больше уважения гостю оказывается. Если наливать много, то придется пить остывший давно чай, и это будет воспринято так, как будто ты хочешь, чтобы гость быстрее ушел. Чем меньше чая наливают, тем чаще подливают, тем больше показывают заботу о госте. Гость никогда сам не наливает себе чай – это забота хозяев, но существуют традиции по завершению чаепития: опрокинуть чашку на блюдце, положить пиалу на бок, положить ложку в пиалу или сверху на ободок чашки. В ежедневных семейных трапезах чай разливают женщины: старшая дочь или сама хозяйка дома, и большой похвалой являются слова женщине, когда говорят, что она умеет разливать чай правильно. Правильно – это и еще беседа за чаем, здесь не принято говорить о серьезных проблемах или делах, чтобы не нарушать спокойствия чаепития, главное – это легко общаться, весело говорить о жизни.

Считается, что чаепитие – это русская традиция, однако этот напиток прочно вошел в русский быт только в начале XVIII века, конечно, оказало на привычку в Сибири пить чай и казахское чаепитие. Крестьяне в деревнях тоже покупной чай не пили, они заваривали свои лесные травки и листочки. Вплоть до конца XIX века он оставался достаточно недешевым и преимущественно городским напитком. Поэтому чаепитие в народе представлялось одним из символов зажиточной, счастливой, благополучной жизни [6, с. 451 – 452].

Когда говорим о предметах русского чаепития, вспоминается  самовар. В Ярославской губернии самовар величали кипятильником, в Иркутской – паровиком, а в Сибири – кубиком. Самовар прочно утвердился в русском быту, став символом домашнего уюта и гостеприимства. Русская хозяйка с особой тщательностью следила, чтобы самовар был чистым, до блеска натертым, и чаще именно хозяйка дома наливала чашки чая, полные до краев, показывая тем самым уважение к гостю. Приметными чертами русского чаепития являются: неспешная беседа за столом и приобретаемое после душевное равновесие и покой. Впрочем, и дела тоже обсуждали за чаем, считалось, что сладкий чай способствует скорому и удачному разрешению всех проблем [6, с. 452].

Итак, русское и казахское чаепитие связаны с семейным ладом, домашним покоем, неизменным порядком жизни. За чаем гостям по-разному оказываются почет и уважение, но, зная особенности этих традиций, всегда можно понять друг друга. На формирование застольных традиций огромное влияние оказывает основной способ ведения хозяйства. Оседлая русская основательность требует изготовления большого стола, использования продуктов со своего огорода и поля; у казахов, напротив, видим маленький, легкий столик, но с течением лет, с утверждением городского уклада жизни изменился и стол казахов. Если у русских продукты готовились в печи, то казахи предпочитали открытый огонь в степи, около юрты или в ней самой, причем, напомним, само слово «юрта» переводится как народ, Родина. Сейчас же в быт обоих народов вошли общие технологически более выгодные способы приготовления еды – на газовой плите.

Необходимо отметить, что при всем разнообразии застолий у русского и казахского народов есть общее: все традиции направлены на создание лада в семье, на формирование спокойствия, поддержания порядка, уважения к старшим. Еда в традиционной культуре народов выступает не только простой потребностью человека, пребывание за столом – это школа Жизни, в приеме пищи много священных, обереговых смыслов, нарушение которых приводит даже к изменению судьбы человека. Таким образом оказывается, что у людей разных национальностей много различного, но в глубокой, корневой основе мы имеем общее, а значит, нам легко понять друг друга [7, с. 269].


Библиографический список
  1. Цит. по: Степанова Т.Ф., Аутлева Ф.А. Международные связи и влияния как проявление диалога культур: вопросы историографии // Вестник Адыгейского университета. Электронный ресурс. Режим доступа: http://vestnik.adygnet.ru/files/2006.4/367/stepanova2006_4.pdf (дата обращения – 15.06.2021).
  2. Ахметова Ш.К. Пища казахов Западной Сибири: традиции и новации. // Материальная культура народов России. Новосибирск: Наука, 1995. С. 196–216.
  3. Славянские древности: Этнолингвистический словарь: В 5 т. М.: Международные отношения, 2004. Т. 3. 704 с.
  4. Новицкая М.Ю. Введение в народоведение. Родная земля: Учеб. для 3 кл. М.: Дрофа, 2001. 140 с.
  5. Сарсамбекова А.С. Пища казахов западной Сибири и северного Казахстана (конец XX – начало XXI в.). Электронный ресурс. Режим доступа: https://otherreferats.allbest.ru/moscow/00874230_0.html (дата обращения – 15.06.2021).
  6. Шангина И. И. Русский традиционный быт: Энциклопедический словарь. СПб.: Азбука-классика, 2003. 688 с.
  7. Новицкая М.Ю. Этнокультурная составляющая в учебниках и учебных пособиях для общеобразовательной школы // Народная культура Сибири – Омск: Изд-во ОмГПУ, 2011. С. 265–270.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Проданик Степан Сергеевич»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация